Эд Бейкер, урбанист: «В Казани мне понравилась несерьезная архитектура»

Сингапурский дизайнер и ландшафтный архитектор о мировых тенденциях в развитии городов

Эд Бейкер, урбанист: «В Казани мне понравилась несерьезная архитектура»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Почему все британцы мечтают о собственном доме, а большинство россиян и сингапурцев выбирают многоквартирное жилье? Как участие активных граждан в развитии своих городов стало мировым трендом? И какая «несерьезная архитектура» впечатлила зарубежного урбаниста в Казани? Об этом и других аспектах городского дизайна в интервью «Реальному времени» рассказал известный планировщик и ландшафтный архитектор Эд Бейкер, руководитель архитектурного бюро «Broadway Malyan» (Сингапур), гость публичной лекции в КГАСУ.

Умные города и машины без водителей

— Какие наиболее интересные мировые тенденции в городском дизайне и планировании вы бы отметили?

— Прежде всего, я бы хотел отметить случай в Ливерпуле — это концепция «город для горожан». И, разумеется, повышение уровня жизни в городах — тоже основной из мировых трендов. Сейчас каждый горожанин может прочитать про развитие территорий в городе, идет вовлечение самих граждан в планирование общественных пространств и парков. Моим проектом по магистерской диссертации было планирование ландшафтов — еще один тренд, который сейчас приобретает наибольшую актуальность: планирование парков, общественных зон.

Кроме того, сейчас, например, в Сингапуре можно увидеть огромное количество парков, которые соседствуют с современными высокими зданиями. Также в пример можно привести Лондон с его прекрасными историческими парками, променадами вдоль реки.

Другой тренд — смарт-города, то, как технологии меняют уровень жизни и саму жизнь в городах. Сейчас повсеместно беспилотное управление, например, в Дубае ходит метро без машинистов, в Сингапуре появились тестовые автомобили без водителей.

Повышение уровня жизни в городах — тоже основной из мировых трендов. Сейчас каждый горожанин может прочитать про развитие территорий в городе, идет вовлечение самих граждан в планирование общественных пространств и парков

И россияне, и сингапурцы предпочитают малоэтажкам высотки

— Большинство россиян живут в многоквартирных домах, на Западе — наоборот. Говорят, дело в менталитете, вы согласны?

— В Сингапуре, Гонконге, Шанхае порядка 80% населения живет именно в многоквартирных жилых башнях. В Лондоне я тоже живу в многоквартирном доме, в Англии — это вопрос цены. Есть центр города и есть зеленая зона, которая развивается. Некоторые стараются жить ближе к центру, чтобы быть ближе к развитому району. Но опять-таки мечта каждого британца — иметь свой собственный дом.

— Стоит ли России развивать малоэтажное строительство, как США?

— На мой взгляд, как раз вопрос хорошего планирования должен заключаться в компактности этого планирования. Я считаю, что да, нужно развивать малоэтажное строительство. Но в Америке прежде всего ориентируются на машины, и развитие многоэтажных домов подразумевает не только компактность, но и комфорт.

— У российских застройщиков одно из последних увлечений — это тема квартала или «коробки без крышки». Какие формы жилой застройки предпочитают в Сингапуре?

— В Сингапуре очень развитая сеть коммуникаций, но они в основном касаются частных застроек и муниципальных общественных парков. Если говорить о строительстве жилых домов, то речь опять же о строительстве высоких жилых башен с распределенными коммуникациями.

— Насколько дорого строить жилье в Сингапуре? Какую часть затрат составляет стоимость земли?

— В целом стоимость строительства в этой стране очень высокая, потому что земля здесь очень и очень дорогая.


Что мне особенно запомнилось — это театр кукол. Часто архитектура бывает слишком серьезная, и мне очень понравилась сама идея детских кукол на самом здании

«В Казани понравилась несерьезная архитектура»

— Вы успели прогуляться по Казани? Что-нибудь запомнилось из городской архитектуры?

— Я живу в самом центре города и уже успел его осмотреть, например, пешеходную зону. Что мне особенно запомнилось — это театр кукол. Часто архитектура бывает слишком серьезная, и мне очень понравилась сама идея детских кукол на самом здании. И мне очень понравился парк рядом с театром, я там погулял, он действительно сделан для детей.

Что мне еще понравилось в Казани? Куда бы я не поехал — в Шанхай, Бангкок, Сингапур, там всегда очень большое скопление людей. Они спешат, продают еду, бегут на работу. А когда я приехал сюда, то увидел, что центр Казани здесь не такой загруженный, и мне это очень понравилось. Я даже немного почувствовал схожесть с моим родным городом. Когда я приезжаю туда вечером, центр словно вымерший, там тоже, как и здесь, почти нет никого. Центр Сиднея вечером тоже абсолютно пустой и тихий. В Сингапуре такого нет, там все время много народу. Наверное, это связано с сезонностью. Летом, возможно, и у вас больше народу. Но в Сингапуре нет смен сезонов, там всегда жарко (смеется).

— А что не понравилось?

— Я не очень люблю говорить о каких-то негативных моментах. Единственное, что я выскажу: из окна машины я увидел, что речная зона несколько отделена от самого города.

— Можете что-нибудь порекомендовать?

— Примеров развития речной зоны много. Когда Барселона делала проект для Олимпиады, они снова соединили город с водным пространством. Вторым примером может быть Лондон, здесь тоже, можно сказать, вернули городу Темзу при реконструкции. В Гамбурге и нескольких городах Голландии городское планирование также неразрывно связано с водой. В пример также можно привести Сингапур и крупные города Азии, разумеется, Австралию.

Сегодня одним из трендов в развитии города является смешанное использование зданий, то есть в одном здании могут находиться магазин, школа и жилые помещения. Человек может в одном и том же районе и жить, и учиться, и работать

— Какой приоритет должен быть у города: плотнее застраивать центр или расширяться по окраинам?

— Можно взять в пример Анголу, там в столице более 6 миллионов жителей. Они просто обязаны расширяться, чтобы разместить такое количество людей. Для того, чтобы распределить и убрать нагрузку с центра города в плане транспорта, они создают новые районы на периферии.

— В Казани у речного порта хотят построить финансовый район. Это удачное местоположение для такого проекта? Стоит ли сосредотачивать деловую жизнь в одной части города?

— В мире очень много примеров такого расположения бизнес-центров или финансовых районов. Например, в Лондоне, Гамбурге применили именно такое решение.

Креативные пространства, как глоток воздуха

— Кстати, в Лондоне в рамках развития полуострова Гринвич на Темзе строят квартал дизайнеров. Как вы оцениваете такие проекты? Каким городам они подходят?

— Я как раз жил в этом районе и тоже считаю его регионом для креативных людей. Первое, что они сделали при создании этого района, спроектировали очень красивый зеленый парк с водными массивами. Получается, они соединили всю креативную молодежь в этом районе. Спроектировали колледж для медиа, для музыкантов, создав своего рода удобное пространство для креативной публики. Я работал в подобном районе в Дубае (Dubai Design District или D3, — прим. ред.). Действительно, люди моей профессии заинтересованы в появлении таких проектов. Как известно, Дубай — город высоких башен, и когда там появился этот красивый, зеленый, хорошо спроектированный район, — это было действительно, как глоток свежего воздуха. Его дизайнером был Норман Фостер (выдающийся британский архитектор, — прим. ред.). Мы проектировали три здания для медиазоны этого района.

— У города-миллионника может быть несколько центров: финансовый, образовательный, исторический?

— Конечно же, у города может быть несколько центров. Взять, к примеру, тот же Лондон, где у города несколько центральных районов, можно сказать, деревень. Но сегодня одним из трендов в развитии города является смешанное использование зданий, то есть в одном здании могут находиться магазин, школа и жилые помещения. Человек может в одном и том же районе и жить, и учиться, и работать. Высокие технологии сегодня способствуют смешанному проектированию зданий.

Василя Ширшова, фото Олега Тихонова
Справка

Эд Бейкер — планировщик, урбанист и ландшафтный архитектор, руководитель архитектурного бюро «Broadway Malyan» (Сингапур).

  • До прихода в «Broadway Malyan» в 2002 г. работал ландшафтным архитектором в Великобритании и Австралии, как в государственном, так и в частном секторах.
  • Имеет богатый опыт работы дизайнером в Юго-Восточной Азии, Европе, Индии, Китае, Африке, на Ближнем Востоке и в Северной Америке.
  • Самые известные дизайнерские проекты Эда Бейкера: Nanjing New Town в Китае и Bandar Malaysia в Куала-Лумпуре.
  • Broadway Malyan — архитектурный концерн, входящий в топ-70 мировых архитектурных компаний по объемам выручки, с 60-летним опытом работы на мировом рынке. Имеет 240 премий и наград, 500 сотрудников, 16 бюро, объединяющих 43 страны.

ОбществоИнфраструктураОбразование

Новости партнеров