Татарстанцы записали свои управляющие компании в «троечники»
По итогам восьми месяцев 2017 года Госжилинспекция РТ оштрафовала республиканские УК на 6 миллионов рублей
От пресс-конференции по защите прав человека при получении ЖКХ-услуг на фоне массовых жалоб на отопление ждали рассказов о решении проблем жильцов, но дождались отчета о результатах работы Госжилинспекции РТ и готовящемся рейтинге управляющих компаний. Выяснилось, что защищать нужно не только права потребителей, но и предпринимателей — от многочисленных анонимок в электронных системах подачи жалоб. Тем не менее пока собственники жилья записали все республиканские УК в «твердые троечники». Подробнее об этом — в материале «Реального времени».
Госжилинспекция предпочла штрафовать руководителей, а не юрлица
Результаты работы Госжилинспекции РТ за восемь месяцев этого года раскрыл сегодня глава надзорного ведомства Сергей Крайнов на пресс-конференции по защите прав человека при получении ЖКХ-услуг. За этот период в ведомство поступило 14 151 обращение, в связи с которыми инспекторы обследовали 12 059 домов, провели 260 плановых и 11 806 внеплановых проверок. В ходе этих проверок они выявили 13 011 нарушений, оформили около 4,5 тысячи предписаний для управляющих компаний и составили 721 протокол об административных правонарушениях. Всего Госжилинспекция РТ собрала более 6 млн рублей штрафов
— Задача — не оштрафовать как можно больше управляющих компаний, а добиться устранения нарушений, — пояснил на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» Крайнов. — Поэтому мы упор делаем на наказании должностных лиц, а не юридических, штрафы для которых гораздо больше.
Глава Госжилинспекции РТ отметил, что для граждан существует много возможностей подачи обращений. Сейчас основной их поток приходится на портал электронного правительства РТ, еще один способ подачи жалобы — обращение в систему «Народный контроль».
Уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская, которая также выступает модератором этой системы, рассказала, что за восемь месяцев 2017 года в «Народный контроль» поступило 4 116 заявок по вопросам ЖКХ, 87% указанных в них проблем уже решены. Большая часть заявок, 42,5%, связаны с неудовлетворительным содержанием общедомового имущества. Также по 16% приходится на заявки на неудовлетворительное качество услуг и жалобы на некорректное начисление платы за ЖКХ.
Борьба с анонимными «Змеями Горынычами»
В ходе пресс-конференции Крайнов неоднократно акцентировал внимание на одном важном аспекте подачи заявления в электронном виде, который появился сравнительно недавно. Если заявитель захочет не просто обратиться за разъяснением, но и инициировать проверку, то перед этим ему нужно пройти процедуры идентификации и аутентификации, то есть подтвердить свою личность.
— Это важный момент, — заявил Крайнов. — К сожалению, очень много обращений, подписанных, например, «Змей Горыныч». И очень много, к сожалению, проверок, которые показывают, что как такового нарушения нет.
Необходимость такой меры Крайнов также связал с защитой прав — но уже не заявителей, а предпринимателей, которых необходимо избавить от волны беспочвенных анонимок. Ранее в системах для подачи обращений значительная часть сообщений приходилась именно на анонимных авторов: так, в 2015 году в казанском «народном контроле» самыми активными заявителями стали некто «Еле К», «Илья Е» и «Казаночка».
Сейчас процедуры идентификации и аутентификации проходят через сайт ГИС РТ. Крайнов отметил, что в связи с новой нормой количество обращений в будущем снизится.
Управляющие компании оценят и поставят в рейтинг
Сария Сабурская и исполнительный директор Центра общественного контроля в сфере ЖКХ РТ Дмитрий Романов по очереди рассказали о проведении в Казани и районах республики «дней правовой помощи» — организованных встреч населения с руководством районов и представителями управляющих компаний. На последних встречах среди пришедших проводилось анкетирование — респондентам предлагали оценить качество работы управляющих компаний. Анкета содержала 12 пунктов, каждый из которых оценивали в пять баллов
— Больше тройки, ну 3,1, ни одна управляющая компания не получила, — рассказала Сабурская о результатах анкетирования.
Романов также анонсировал создание в будущем году рейтинга управляющих компаний Татарстана по качеству предоставляемых услуг. Сейчас, по его словам, идет разработка критериев этого рейтинга. Планируют ли вводить какие-то поощрения для лидирующих УК и санкции для аутсайдеров, пока неизвестно.
Твердые троечники
На пресс-конференции также предоставили слово управляющим компаниям — их представлял глава Содружества организаций управляющих многоквартирными домами Республики Татарстан Назиф Фатыйхов.
— Оценка, может быть, и тройка, но тройка очень твердая, — прокомментировал он результаты анкетирования. — И если граждане обращаются, значит, они верят, что вопрос будет решен. Мы не считаем, что большое количество обращений свидетельствует о плохой работе управляющей компании.
Назиф Фатыйхов: «Сейчас все считают, что управляющая компания — это такой монстр, который всегда виноват. Присутствует презумпция виновности». Фото srogkh-rt.ru
Также Фатыйхов прокомментировал и большое количество вопросов к начислениям платы за услуги ЖКХ (напомним, 16% от всех заявок в «Народном контроле»). По его словам, в вопросах расчетов уже давно нет вины управляющих компаний — ими занимается Единый расчетный центр, УК же только передают туда показания счетчиков.
— Сейчас все считают, что управляющая компания — это такой монстр, который всегда виноват. Присутствует презумпция виновности. Из-за чего такие проблемы сегодня возникают, почему управляющие компании всегда оказываются виноватыми? Основная проблема — несовершенство законодательства.
По словам Фатыйхова, противоречия можно найти даже в Жилищном кодексе РФ, которым руководствуются все УК. В итоге, говорит Фатыйхов, управляющим компаниям приходится полагаться не столько на законодательство, сколько на здравый смысл и логику.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.