«Благодаря произведениям азербайджанских писателей формировалась татарская литература»

Историк Севиндж Алиева о первом демократическом государстве Востока, совместных театральных проектах с татарами и сложных отношениях с Арменией

Недавно в Казань приезжала заведующая отделом «История азербайджано-российских отношений» Института истории Национальной Академии наук Азербайджана, доктор наук Севиндж Алиева. В интервью корреспонденту «Реального времени» гостья из Баку рассказала о становлении «первой демократической страны» на Востоке в начале XX века и раскрыла истоки азербайджано-армянского конфликта. Также историк поведала о том, какое влияние на татарскую культуру оказали азербайджанские классики.

Пример демократии на Востоке

— На конференции в Казани, посвященной революции 1917 года, вы затронули вопрос становления Азербайджанского государства после 1917 года. Татарстанскому читателю этот вопрос не знаком, сделайте, пожалуйста, небольшой экскурс в те времена.

— 28 мая 1918 была создана Азербайджанская Демократическая Республика. АДР, будучи первой парламентской республикой в истории Азербайджана, являлась в то же время примером демократического, правового и мирового государства всего Востока, в том числе тюрко-исламского мира.

После того, как 27 апреля 1920 года части XI Красной Армии перешли границу АДР и 28 апреля вошли в Баку, территория АДР была оккупирована, правительство АДР прекратило существование, была провозглашена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. Пришел конец независимости азербайджанской государственности в Северном Азербайджане. 18 октября 1991 года принятием Акта Конституции «О государственной независимости Азербайджанской Республики» была восстановлена независимость Азербайджанской Республики.

— Как долго просуществовал независимый Азербайджан после крушения Российской империи?

— С 28 мая 1918 года по 27 апреля 1920 года, почти 2 года. Но вот какие были эти два года: был создан парламент, в котором участвовали представители всех партий и национальностей, создается национальная армия, азербайджанский язык становится государственным; около 100 учеников отправляются государством в страны Европы на учебу, была проведена национализация учреждений, переход обучения на государственный азербайджанский язык, женщинам были предоставлены права, равные с мужчинами, открыт БГУ, предоставляется широкий простор национальному искусству, устанавливаются международные отношения с другими странами, тем самым развиваются и дипломатические отношения. Создается новая правовая база. Появляется гимн, герб, флаг АДР — все атрибуты независимого государства. Все народы, проживающие на территории АДР, были объявлены полноправными гражданами республики.

«Идеи исламизма и тюркизма были признаны угрожающими»

— Расскажите, какие были контакты между активистами азербайджанского национального движения (основателями Азербайджана) с татарскими национальными политическими и общественными деятелями?

— Азербайджанская и татарская интеллигенции сумели объединиться и действовать воедино в Мусульманской фракции Государственной думы Российской империи и разных общественных организациях. Они пришли к идее объединения всех тюркских народов.

Азербайджанцы Казани еще на рубеже XIX и ХХ столетий создали свое национальное общество, которое пропагандировало и распространяло сатирический журнал «Молла Насреддин», редактировавшийся выдающимся азербайджанским писателем-сатириком Джалилем Мамедкулизаде.

Лидером российских мусульман по праву можно считать азербайджанца Алимардан-бека Топчибашева. В январе 1905 года Топчибашев стал одним из адресатов писем основателя политического движения российской уммы Габдеррашида Ибрагима о созыве Всероссийского мусульманского съезда.

На I Всероссийском мусульманском съезде Топчибашев произнес ключевую речь: «Мы тюрки, одного происхождения, рода, одной религии…»

Благодаря произведениям азербайджанских писателей Мирзы Фатали Ахундова, Наримана Нариманова, Джафара Джаббарлы, Наджафа Везирова, посвященным общественно-политическому, литературно-культурному движению конца XIX — начала XX веков, шло формирование татарской сценической литературы и искусства. Азербайджанский театр привлек татарских артистов своими романтическими трагедиями. Татарская театральная труппа ставит спектакли с участием азербайджанских артистов. Организуется «Союз артистов Казани и Кавказа», где татарские актеры, режиссеры и драматурги проходят обмен опытом с мастерами сцены и сценической литературы Кавказа. Азербайджанские пьесы активно переводятся на татарский язык и инсценируются.

— В 1917 году проходили в то время всемусульманские съезды, на которых татарские деятели выступали за унитарное государство, сосредотачиваясь на национально-культурных автономиях, а представители национальных окраин — за федерацию. По сути, речь шла о сохранении единой страны. Почему проекты не состоялись?

— Российская империя развалилась в силу целого ряда объективных причин. Самодержавие, косность политической системы, сословные пережитки, половинчатость реформ сверху, нерешенный национальный, земельный вопросы, проблемы управления, образования, требования буржуазии и их конфликт интересов с помещичьей системой создали клубок запутанных проблем. Политическая активность, вызовы общества, несмотря на цензуру и надзор, все более активизировались. Непопулярные войны начала ХХ века еще более подогрели всеобщее недовольство правительством, которое втянуло страну в бессмысленные военные действия. Все это сопровождалось ростом репрессий, надзора и цензуры.

Были закрыты национальные органы печати, строго контролировалась деятельность мусульманских благотворительных комитетов. Российские власти опасались сочувственного отношения к Турции и протюркских настроений. Идеи исламизма и тюркизма были признаны угрожающими российскому обществу, начались нападки на все попытки выработать общетюркский язык и культуру для тюрков России.

Несмотря на активность мусульманских деятелей Российской империи, а также их деятельность в Государственной думе, попытки решить проблемы путем петиций к императору, власти ничего не предприняли. Актуальным оставался национальный вопрос, проблема ущемления прав мусульманского населения, не был решен земельный вопрос. Помимо этого, недовольство всех слоев населения, независимо от происхождения и вероисповедания, обнажило кризис политической власти. Неспособность провести необходимые реформы, половинчатость их проведения, никому не нужная империалистическая война, приведшая к бессмысленным жертвам и убыткам, будоражили население. Ко всему еще активная деятельность политических партий и организаций, нередко подогреваемых извне. Кстати, после свержения самодержавия пришедшее к власти Временное правительство не смогло сделать то, о чем вы говорите, это сделали большевики. Советское государство было по содержанию, можно сказать, унитарным государством. Республики имели иерархию: республики, автономные республики, области.

Развалу огромного постимперского пространства способствовали во многом именно большевики, они привели страну к гражданской войне, так как после них все развалилось. Факт такой был. Окончательно национальные силы укрепились в мысли о создании независимых государств именно из-за большевиков, т.е. после октября 1917 года. Именно большевики с дашнаками учинили, например, в Баку геноцид против мусульман в марте 1918 года. Это еще больше оттолкнуло от них мусульман. Скорее всего, Временное правительство, если бы у него было время, смогло бы организовать федеративную республику. И тогда бы сохранились границы бывшей империи в новой форме.

Армяне vs. азербайджанцы: корни конфликта

— Мы, казанцы, видим, как идет довольно жесткое противостояние между Азербайджаном и армянскими деятелями. Неужели противоречия между двумя народами и странами настолько глубоки, что не удается их разрешить?

— Какой народ, какая страна согласится, чтобы ее земля была оккупирована? Если территорию Татарстана кто-то оккупирует, вы будете с ними сотрудничать? Так вот, мы делали попытки, но все они окончились неудачно. Политическое руководство Армении не идет ни на какие компромиссы.

— Откуда истоки у армяно-азербайджанского конфликта?

— Все началось еще с переселение армян в Закавказье, которое было частью колонизационной политики Российской империи. Тогда же обнаружилась дискриминация в отношении мусульман. Статус армян как христиан поднимался, они находились в более привилегированном положении: армяне были задействованы на госслужбе, были представлены во всех сферах жизнедеятельности, у них со временем был больший коэффициент буржуазии, чем азербайджанской. У армян раньше появилась политическая активность. В местах, где армяне и азербайджанцы жили совместно, возникли конфликты. Будучи малочисленными, армяне всеми средствами хотели избавиться от местных мусульман. Турецкие армяне того, что не смогли добиться в Турции, решили осуществить на Кавказе. Армян для своих целей использовали великие государства — Англия и Россия, например. Стоит подчеркнуть, что раньше не было никаких межэтнических конфликтов. «Армянский вопрос» стал постоянно использоваться именно после Берлинского конгресса.

«Примерно в 327 средних учебных заведениях преподавание ведется на азербайджанском и русском языках, а в 16 школах — только на русском, в 27 университетах страны обучение ведется как на азербайджанском, так и на русском языках». Фото aze.in.ua

Это нужно было, как вы понимаете, для давления на Турцию, на территории которой армяне хотели создать автономию. Армянский террор, развернутый на Кавказе, был не только против мусульман, но и против российской власти в лице высших чинов (Андреев, Голицын и многие другие). И это в отношении лояльной к ним власти. В 1909 году начались аресты членов «Дашнакцутюн», а в 1911 году в Санкт-Петербурге над ними состоялся даже суд.

— Россия все-таки является союзником Армении. В то же время Москва в хороших отношениях с Баку. За счет чего нам удается ладить с обеими сторонами?

— На экономической и гуманитарной основе. Кроме того, Российская Федерация является северным соседом и стратегическим партнером Азербайджанской Республики. В Азербайджане живет большая русская община, интегрированная в азербайджанское общество. Одним из ключевых факторов азербайджано-российских общественно-политических и гуманитарных отношений является сохранение и развитие русского языка в республике. Примечательно, что по сегодняшний день русский язык не утратил своих позиций в Азербайджане, не вытеснен из национальной системы образования. Яркое тому подтверждение — количество образовательных учреждений с русским языком преподавания и число обучающихся в них учеников. Примерно в 327 средних учебных заведениях преподавание ведется на азербайджанском и русском языках, а в 16 школах — только на русском, в 27 университетах страны обучение ведется как на азербайджанском, так и на русском языках. В Баку — Бакинский славянский университет, открыт филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, филиал Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, действует Российский информационно-культурный центр, Русский драматический театр имени Самеда Вургуна. Ряд российских информационных агентств имеют в Азербайджане свои корреспондентские пункты. В Азербайджане издается более 50 газет и журналов на русском языке, распространяется большое количество российских периодических печатных изданий. В Баку действует первый на постсоветском пространстве Дом русской книги, в которой реализуется книжная продукция российских издательств. В разных регионах России Азербайджан осуществляет гуманитарные и просветительские мероприятия и акции (Астрахань, Волгоград, Ульяновск и др.).

С 2015 года в Институте истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии наук Азербайджана действует отдел «История азербайджано-российских отношений». Основным направлением отдела является работа по раскрытию всей полноты азербайджано-российских исторических связей и укреплению основ многовековой братской дружбы народов двух стран. А Армения — государство, которое по всем историческим показателям является союзником России, вплоть до военного сотрудничества, это некий форпост на Южном Кавказе. Возможно, удается ладить благодаря объективному взгляду президента или же экономической выгоде стран.

Эльвира Зайнулина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИстория

Новости партнеров