Всеволод Чаплин: «Западные немцы слишком ушиблены нацистским прошлым…»

Немецкая «альтернатива»: популизм или неудобная правда? Колонка протоиерея Всеволода Чаплина

На днях в Германии прошли парламентские выборы. Если победа партии Ангелы Меркель, хоть и не убедительная, не вызвала ни у кого удивления, то некоторой сенсацией стало прохождение в бундестаг «Альтернативы для Германии». Некоторые эксперты уже бьют тревогу, называя «альтернативщиков» ФРГ чуть ли не нацистами. По мнению колумниста «Реального времени» протоиерея Всеволода Чаплина, ситуация не так страшна, как кажется. В авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, православный священнослужитель отмечает, чем эти консерваторы «зацепили» немецкого избирателя и почему праворадикальные партии набирают популярность в Европе.

«Значительная часть прессы негодует»

Итоги выборов в бундестаг были спрогнозированы почти с аптекарской точностью, тем не менее они стали красной тряпкой для многих либералов что в Германии, что в России. Причина — третье место «Альтернативы для Германии» (АдГ), недавно созданной радикально правой партии, впервые прошедшей в нижнюю палату германского парламента. В ряде немецких городов прошли довольно бурные митинги, на которых «альтернативщиков» называли расистами и нацистами. Значительная часть прессы негодует. Подпевают и наши сторонники протухших «общечеловеческих ценностей», толерантности, политкорректности и прочего «открытого общества».

При этом следует заметить, что по-настоящему консервативной «Альтернативу» можно назвать лишь с большой натяжкой: руководство этой партии не оспаривает достижений «сексуальной революции», не требует на деле покончить с зависимостью Германии от США, НАТО и Евросоюза (даже протест против евро несколько поутих), не готово сказать правду о реальных этнических и расовых различиях, задающих национальные характеры и опровергающих либеральный бред об «одинаковой способности к прогрессу» любого человеческого существа. Немцы, особенно западные, слишком ушиблены нацистским прошлым и искренне верят, что даже тень обвинения в попытке его повторить является непереносимым кошмаром.

«Итоги выборов в бундестаг были спрогнозированы почти с аптекарской точностью — тем не менее они стали красной тряпкой для многих либералов что в Германии, что в России». Фото epa.eu

Впрочем, на этом фоне «традиционные правые» выглядят еще скучнее, и не случайно, что и позиции в бундестаге теперь серьезно ослаблены. «Христианская» правящая партия, возглавляемая Ангелой Меркель, между Евангелием и политкорректностью всегда выберет политкорректность. Фактически то же делают немецкие общины, именующие себя христианскими — как евангелическая, так и «католическая». Никто из них не посмеет, например, открыто назвать гомосексуализм путем в ад, а мигрантов — угрозой именно христианской культуре.

«Здравый смысл и реализм — вот чем бьет АдГ»

На этом фоне парадоксальным образом христианские ценности отстаивают люди, вышедшие из постсоциалистических обществ — «восточные» немцы и выходцы из бывшего СССР. Именно они стали наиболее твердой опорой АдГ. Как ни странно, подлинно христианское нравственное и культурное самосознание, даже не будучи связано с формальной религиозной грамотностью, в упомянутых обществах «законсервировалось» и выжило гораздо лучше, чем в западных. Даже подвергнув религию гонениям, коммунистические власти не смогли проникнуть людям глубоко в душу. Пропаганда материального успеха и эгоизма, наглый диктат «революции шестидесятых», секспросвет и панический страх перед любой дискриминацией оказались гораздо «лучшими» убийцами христианской морали — и даже здравого смысла.

Совершенно не случайно известный в России политолог Александр Рар, сын видного деятеля правоконсервативной русской эмиграции Глеба Рара, называет причиной успеха «Альтернативы» и ослабления Меркель именно ее миграционную политику, от крайностей которой бундесканцлерин стала отходить, не будучи, впрочем, способной уже никогда очиститься от ассоциации с нею.

Здравый смысл и реализм — вот чем бьет АдГ, сколько бы либералы ни называли ее «националистической», архиконсервативной, популистской. Ведь каждому нормальному человеку понятно, что люди, приехавшие из некоторых ближневосточных и африканских стран, не станут замещающей рабочей силой, на которую, по слухам, рассчитывает Меркель. Не станут ни в нынешнем поколении, ни в следующих. Многие из них представляют народы, которые никогда работать не хотели и не умели. А вот к власти рвались всегда, и это отчасти продиктовано их религиозными установками. Не они будут работать на немцев, а немцы на них — покуда не вымрут или не убегут.

«Сама парламентская трибуна, полученная 94 кандидатами от АдГ, наверняка станет для «альтернативщиков» началом нового витка активности и может породить неожиданно яркие политические карьеры». Фото news2world.net

«Позиции последовательных правых в Европе усиливаются»

Прекрасное понимание этой чудовищной реальности есть у многих коренных жителей Германии. Знаю это из сотен разговоров в кулуарах разных международных собраний, за столиком биргартена или за кофе в приходских домах — «католических» и даже протестантских (большинство немецких последователей Лютера и Кальвина относится к леволиберальной части политического спектра). Правда, «весси» в этих случаях высказывались off the record, иногда даже буквально понижая голос. Примерно таким же полушепотом при Андропове «системные» православные клирики упоминали «черносотенца» Иоанна Кронштадтского…

Перспективы АдГ пока более чем туманны. В коалицию, формирующую правительство, эту партию, конечно, не возьмут ни при каких условиях — даже несмотря на то, что ХДС/ХСС придется напряженно договариваться с союзниками, которых к тому же придется долго «утрясать» друг с другом. Впрочем, сама парламентская трибуна, полученная 94 кандидатами от АдГ, наверняка станет для «альтернативщиков» началом нового витка активности и может породить неожиданно яркие политические карьеры. В том числе для «русских немцев». Ведь правду люди слышат — даже если им несколько десятилетий выдавали ложь за «аксиомы демократии».

Позиции последовательных правых в Европе усиливаются, хоть наши либералы и пытаются отчаянно причитать, что «волна реванша захлебнулась». И значит, России нужно делать ставку не на безальтернативный диалог с действующими государственными лидерами, а на самые широкие политические контакты как с левой, так и с правой оппозицией. Тем более что среди сторонников последней популярны майки с Путиным, да и вообще он считается в этой среде одним из наиболее почитаемых современных политиков.

Всеволод Чаплин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в издательском отделе Московского патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990-го по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009-го по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная». Ведет авторскую колонку в интернет-газете «Реальное время».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.


Общество

Новости партнеров