Дресс-код от Фемиды: «Надо было дождаться, пока появится в плавках!»

Правозащитник из Казани заступился за саранского коллегу, лишенного адвокатского статуса за явление в зале суда в бандане, шарфе и шортах

25 сентября в Саранске стартует значимый судебный процесс: восстановления статуса требует «уволенный» Адвокатской палатой Мордовии «за нарушение порядка судебного заседания своим внешним видом» Сергей Наумов. Его интересы взялся защищать правовой аналитик международной группы «Агора» Рамиль Ахметгалиев, который в свое время смог оспорить закон «О прокуратуре». «Реальное время» пообщалось с героем скандала и участниками судебных процессов, которые, как выяснилось, встречали в храмах Фемиды и прокурора в шортах, и судью в валенках. Но с работы тех не снимали.

Сергей Наумов: «Это была ошибка»

За плечами 37-летнего Сергея Наумова — три оправдательных приговора и 13 лет в адвокатуре. 21 июля Совет Адвокатской палаты Республики Мордовия уличил его в нарушении закона об адвокатуре и профессионального кодекса и лишил статуса адвоката минимум на три года. В единогласном решении девяти членов Совета сказано: к сдаче квалификационного экзамена лишенец может быть допущен не ранее 20 июля 2020 года. Именно это решение юрист Наумов требует признать незаконным через Ленинский райсуд Саранска. «Пострадал не только я, но и мои клиенты. Никто ведь из руководства палаты даже не попросил у меня их список, чтобы права людей не нарушались», — сообщил он «Реальному времени».

А началась эта история 10 мая в президиуме Верховного суда Мордовии, куда Наумов пришел к 14 часам в бандане, черных очках, футболке, джинсовой безрукавке и шортах. На шее у него был повязан шарф. Говорит, не рассчитал время и не успел заскочить домой. «Приставы мне говорят — иди переоденься, дали 20 минут. Но я бы физически никак не успел. Бандану я снял, а шарф — отказался», — рассказывает адвокат без статуса. — Это конечно, была ошибка… Но прекращение статуса связано не с банданой».

В общем, не дала слепая Фемида спуску неформалу. realnoevremya.ru/Максима Платонова

По мнению Сергея Наумова, реальный повод для недовольства его действиями может быть не связан с гардеробом. Просто он дал ход заявлению своего подзащитного о незаконных действиях коллеги-адвоката, которая якобы подписала протокол допроса, не присутствуя на нем. Если верить Наумову, коллега эта является родственницей одного из судей Верховного суда Мордовии. А 10 мая заседание закончилось тем, что суд поставил вопрос об отводе адвоката Наумова, а затем вынес частное постановление в адрес президента региональной адвокатской палаты и отложил заседание. В общем, не дала слепая Фемида спуску неформалу.

А судей с прокурорами не увольняют

Взявшийся защищать коллегу правозащитник «Агоры», казанец Рамиль Ахметгалиев говорит, что в российском Кодексе профессиональной этики адвоката упоминается соответствующий внешний вид, но разъяснение ему не дается. А еще отмечает неравные права участников процесса:

— Ни разу на моей памяти явка судьи или прокурора без формы [мантии] не являлась основанием для такого разбирательства и тем более не становилась основанием для увольнения. Хотя я слышал, что на одном совещании в Казани лет 10 назад заместитель председателя районного суда озвучил замечания в адрес прокуратуры — мол, негоже гособвинителю приходить на заседания в шортиках в цветочек!

Впрочем, правозащитник с сожалением отмечает, что формальные требования о внешнем виде в наших судах почему-то не распространяются на арестованных и подсудимых. Так что о равноправии говорить не приходится. «Объективно, возможность переодеться и предстать перед судом в надлежащем виде не всегда дают. Арестованного выводят из камеры в 5-6 утра, не мытого, не бритого, везут в «стакане» в суд, а потом в наручниках заводят и закрывают в «клетке» — в спортивных штанах и тапочках. Это суд не смущает?!», — рассуждает он.

Пуговка на мантии

Скандал с лишением статуса за внешний вид не оставил равнодушным никого из опрошенных «Реальным временем» судей, адвокатов и прокуроров.

— Считаю, что палата поступила правильно, но поспешила. Надо было дождаться, пока появится в плавках! — иронизирует экс-прокурор Татарстана Кафиль Амиров и уже всерьез добавляет. — Я же 47 лет отработал. Адвокаты в суд всегда приходили наглаженные, отутюженные. Аккуратный человек всегда больше доверия и уважения вызывает.

Председатель Верховного суда Татарстана Ильгиз Гилазов вспоминает, что 2-3 года назад вопрос дресс-кода тоже поднимался на заседании президиума суда: «Представитель одной из сторон пришел в шортах. Мы посчитали необходимым сделать замечание, никаких определений не было». Повторных нарушений не было. «Никто ведь в галстуке и костюме на пляж не ходит. И тут своя этика, — продолжает Гилазов. — Мне приходилось бывать в Верховном суде в Париже, в храмах правосудия в Риме — у них все участники процессов в мантиях, адвокаты мантию в портфеле носят — без нее не пустят».

Зампред Советского райсуда Казани Сергей Жиляев утверждает, что сам не провел ни одного заседания без мантии, но наказывать участников процесса за внешний вид в голову не приходило: «Пусть адвокат хоть в футболке придет, но выступит по делу! Да и прокурору я могу лишь сказать: «Будьте, пожалуйста, в форме». Удалить его с процесса я ведь не могу… Да и откладывать дела из-за отсутствия формы — затратно для государства. Вот в свое время в Вахитовском суде работал судья, у которого болели ноги — ревматизм. И он выходил в процесс в валенках — их под мантией видно не было. Ну, а что делать было?!».

Юрист правозащитной организации «Зона права» Сергей Петряков считает, что по части дресс-кода судьям, пожалуй, сложнее всех: «Помню где-то в 2011—2012 году лето было жарким, в Ленинском районном суде Чебоксар кондиционеры не справлялись, а в нашем зале еще и с жалюзи были проблемы — солнечные лучи падали прямо на судью. Все сидели в зале в рубашках с короткими рукавами. А он в своей черной плотной мантии, и было видно, что ему физически тяжело. Так вот он попросил у всех участников процесса [позволения] расстегнуть верхнюю пуговицу мантии. И продолжил вести заседание».

«Наверное, это чрезмерная мера. На моей памяти в Татарстане за это статуса не лишали», — говорит член квалификационной комиссии Адвокатской палаты РТ Александр Коган. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

«Форменный» беспредел

Профессор юрфака Казанского федерального университета и адвокат Надежда Муратова нарушение этикета не приемлет, причем не только со стороны коллег. «Был у меня случай — увидела напротив (на месте гособвинителя, — прим. ред.) человека без формы и отреагировала: «Ваша честь, можно обеспечить должный порядок? Прокурор должен быть в форме». Сходил — переоделся».

— Наверное, это чрезмерная мера. На моей памяти в Татарстане за это статуса не лишали. Но могу сказать честно, у меня самого бывали случаи, когда срочно выдергивали с дачи в спортивном костюме. Бывают же не плановые заседания, скажем, по аресту, — говорит член квалификационной комиссии Адвокатской палаты РТ Александр Коган. — Но тут обычно как делается — приходишь к судье и извиняешься. Просишь: «Дайте время — съездить, переодеться». А там видимо не сработало что-то.

— Помню, была претензия председательствующего на заседании с судом присяжных. Коллега пришла в джинсах и маечке, с оголенным животом. Судья сделал замечание: «Надо поскромнее одеваться!». Я студентов в шортах, трениках и маечках тоже выпроваживаю. Про историю с Наумовым от вас впервые слышу, я в отъезде была. Помню его как талантливого студента, — говорит Любовь Калинкина, член Адвокатской палаты Мордовии, завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Мордовского госуниверситета им. Огарева.

В Вахитовском райсуде Казани вспоминают сразу несколько историй. Первая произошла недавно — на старте процесса над расписавшими музейные здания граффити-вандалами, когда судья убедил подсудимого снять черные очки и панаму. Вторая — на входе в тот же суд, когда приставы развернули посетителя в сланцах и шортах. Третья имела место аномально жарким летом несколько лет назад. Тогда в суд по чьей-то жалобе пришли инспекторы Роспотребнадзора и запретили судьям проводить процессы. Чтобы поберечь здоровье всех участников процесса.

Но вернемся к лишенному статуса адвоката. Сергей Наумов верит, что ему удастся добиться отмены решения Совета адвокатской палаты региона. Хотя на легкую победу не рассчитывает.

Ирина Плотникова
Общество Международная правозащитная группа Агора

Новости партнеров