Кадеты: единомышленники демократов США или предтеча «Парнаса» сто лет тому назад?
«Россия, которой не было»: обзор идей обустройства страны после революции 1917 года
В год, когда вся страна отмечает столетие Великой русской революции, «Реальное время» начинает знакомить читателей с основными политическими силами, выступавшими на политической арене России. Петербургский историк Иван Петров в сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассказывает о сторонниках Партии народной свободы, более известных как кадеты (конституционные демократы). Колумнист раскрывает их политическую программу, эволюцию взглядов и судьбу лидера движения Павла Милюкова.
Политическая палитра
Все ближе и ближе к нам столетняя годовщина событий октября 1917 года. Пожалуй, для современного российского общества нет более противоречивой даты, разделяющей нацию на два, пусть и довольно неравных по количеству, лагеря. Попытки государственной власти объединить две революции или же революцию и переворот в единую так называю «Великую российскую революцию», сделав тем самым кальку с событий во Франции в конце XVIII столетия, также пока не укрепились в сознании граждан РФ как, к примеру, Великая Отечественная война.
Естественно, краеугольным камнем в восприятии подобных событий является отношение к большевикам, спасителям страны или же радетелям за народные права, в понимании одних, и уничтожителям исторической России, согласно концепции других. Недавнее глумление и демонтаж мемориальной памятной доски А.В. Колчаку в Санкт-Петербурге со стороны радикальных левых сил прекрасно продемонстрировали, что часть населения еще не готова к так называемому национальному примирению даже по прошествии 100 лет.
Не менее актуальной становится пусть и не вполне историческая, но привлекающая внимание широкого круга общественности дискуссия о возможных альтернативах большевизму, проектах будущего устройства России и о реальных шансах спасти Россию от радикального социалистического эксперимента. Однако, как представляется, важнее в этой связи проанализировать политические программы основных антибольшевистских сил и партий, альтернативные программы обустройства страны.
«Недавнее глумление и демонтаж мемориальной памятной доски А.В. Колчаку в Санкт-Петербурге со стороны радикальных левых сил прекрасно продемонстрировали, что часть населения еще не готова к так называемому национальному примирению, даже по прошествии 100 лет». Фото tvzvezda.ru
Безусловно, таких проектов было несколько: это и либерально-демократический, олицетворяемый прежде всего партией кадетов, консервативный, выраженный в первую очередь в партии «Союз 17 октября», монархический, представленный «Союзом русского народа» и другими правыми монархическими организациями, а также их «потомками» в период Гражданской войны, левый альтернативный большевизму, прежде всего эсеровский и национальный (вся россыпь национальных и националистических движений, объявших всю территорию Российской Империи от Великого Княжества Финляндского и Царства Польского до сибирских и дальневосточных регионалистов-автономистов). К счастью, сейчас подобные проекты рассматриваются и даже берутся на вооружение теми политическими силами, которые объявляются себя правопреемниками политических партий и организаций начала ХХ века. Можно смело предположить, что еще через 100 лет можно будет проследить и позиции этих организаций на будущее нашей страны.
Единомышленники Клинтонов и Обамы?
Начать стоит с конституционных демократов, наиболее западной партии имперской России. Эта партия вошла в историю как кадеты или же Партия народной свободы, а также как выразитель, согласно марксистской концепции, интересов буржуазных классов. Однако гораздо, как мне кажется, ближе к истине недавнее сравнение известного историка и историософа, кандидата философских наук, доктора богословия протоиерея Георгия Митрофанова конституционных демократов с Демократической партией США (республиканцев он сравнил с «Союзом 17 октября»).
Возникла эта партия на заре преобразований России в октябре 1905 года, а ее провозвестниками были две известные либеральные организации: «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». Основателем и бессменным лидером партии кадетов был Павел Николаевич Милюков, историк с мировым именем, известный в России еще до 1905 года общественный деятель.
Партия конституционных демократов считала, что все российские граждане без различия пола, вероисповедания и национальности равны перед законом. Они же считали, что всем гражданам нужно даровать свободу совести и свободу вероисповедания. Более того, они выступали за ликвидацию любых цензурных ограничений в России. Важным пунктом программы партии народной свободы была борьба за свободу собраний, причем как в закрытых помещениях, так и под открытым небом, также как право создания любых союзов и собраний без испрашивания на то разрешения у властей. Также кадеты ратовали за свободу передвижения, также как и за свободный выезда за границу.
Что касается государственного устройства России, то кадеты ратовали в 1905—1906 годах за сохранение единой и неделимой России и фактически отвергали идею прав нации на самоопределение, вплоть до отделения, считая тем самым концепцию национальной федерации нецелесообразной.
В вопросе же национального представительства партия не была едина, так как еще в 1905 году ратовала, с одной стороны, за одну, с другой, за две палаты при том что вторая палата должна состоять из представителей местного самоуправления, реорганизованного на началах всеобщего голосованиях и распространенная на всю территорию России.
Уже хрестоматийным стала точка зрения, согласно которой идеалом конституционных демократов в дореволюционной России была английская монархия. Действительно, в большинстве своем на первых порах своей истории представители партии народной свободы высказывались за конституционную монархию, а затем уже стали сторонниками республиканского строя.
Активно выступали кадеты и за права женщин, в том числе за основное — избирательное право. Кроме того, они активно боролись против вводимого после событий 1907 года избирательного ценза и не поддерживали государственную политику императора Николая II. Конституционные демократы с момента своего основания выступали за ответственность царских министров перед народными представителями, считая, что у последних есть права возражения и разъяснений того или иного действия министров.
Не менее активно кадеты продвигали и идею местного самоуправления. Оно должно было быть основано на всеобщем, равном, тайном голосовании на территории всей Российской Империи без различия пола, вероисповедания и национальности. Круг деятельности подобных органов распределялся бы на всю область местного самоуправления за очень редким исключением. Центральная власть должна лишь надзирать за деятельностью местных органов самоуправления, а споры же между местным самоуправлением и центральными органами должны разрешаться судебными учреждениями.
В области судебной системы кадеты выступали за отмену все отступлений от судебной реформы 1864 года и ратовали за запрещение вмешательства министра юстиции в судебные дела и тем более его давления на исход судебных дел. Обвиняемый не должен был подвергаться каким-либо наказаниям до вынесения полномочного суда. Суд присяжных должен был быть компетентен во всех делах, связанных с печатью. Сословный суд должен был быть упразднен. Адвокатура организовывалась бы на принципе «истинного» самоуправления.
Обещания народу
В области налогового обложения конституционные демократы являлись рьяными сторонниками развития прямого обложения за счет косвенного, конечной точкой чего должна стать полная отмена косвенных налогов на предметы потребления. Были они сторонниками развития и мелкого кредита.
Ратовали кадеты и за существенную реформу аграрного законодательства в виде увеличения площади землепользования при обработке земли личным трудом за счет государственной, удельной, кабинетской и монастырской земли. Кроме того, кадеты допускали отчуждение части частновладельческой земли в потребных размерах с вознаграждением землевладельцев, от которых отчуждалась земля, за счет государства согласно справедливой рыночной цене. Отчуждаемая земля поступала в государственный земельный фонд, из которого она передавалась «нуждающемуся населению» с учетом различных климатических и иных условий разных регионов Российской Империи. Кадеты выступали за широкую государственную поддержку переселения, расселения крестьян и организации жизни переселенной части крестьянства. Планировалось также упорядочить существующие в стране арендные отношения.
Много обещали представители партии народной свободы и рабочим. Прежде всего, они объявляли свободу рабочих союзов и собраний. Были они и сторонниками рабочей инспекции, также выступали за право рабочих на стачки. Особо кадеты считали, что необходимо взять под контроль детский и женский труд, а также труд мужчин на вредных производствах. Объявляли они частью своей программы и борьбу за восьмичасовой рабочий день. Для разрешения конфликтных ситуаций «между трудом и капиталом» конституционные демократы ратовали за учреждение так называемых «примирительных камер» для разбора споров и несогласий между рабочими и предпринимателями. За нарушение каких-либо прав рабочего законодательства кадеты предлагали введение уголовной ответственности.
Существенной реорганизации, согласно кадетской программе, должна была быть подвергнута и система народного просвещения. Из ней должны были в первую очередь исчезнуть любые ограничения, связанные с половой, вероисповедальной и национальной принадлежностями. Объявлялась свобода частной и общественной инициативы в вопросах преподавания, должна была быть снижена плата за образование, а также установлена прямая связь между низшей и высшей ступенями образования. Студенчеству предполагалось дать право на самоорганизацию. Более того, начальное образование кадеты предполагали передать в органы местного самоуправления. В программе также было записано развитие рабочего образования, а также организация народных школ и народных университетов, вкупе с элементарными школами для взрослых.
«Свои люди» во власти
Благодаря данной, крайне радикальной для тогдашней Российской Империи, программе конституционным демократом удается провести широкомасштабную кампанию по избранию в I Государственную думу, где им удалось сформировать самую большую фракцию (всего из 497 депутатов 176 были кадетами). Им же удалось избрать и председателя Думы — своего однопартийца, профессора Московского университета С.А. Муромцева (товарищи председателя, так же как и секретарь Думы, были конституционными демократами).
Во II Государственной думе было уже гораздо меньше кадетов, так как очень внушительная их часть подписала известное обращение «Народу от народных представителей», призывавшее население Российской Империи к неповиновению государственной власти, после чего они были лишены права избираться в Думу. Тем не менее конституционным демократам удается и во II Думе сформировать фракцию из 98 человек и избрать члена своего ЦК, известного земского деятеля Ф.А. Головина, ее председателем.
А вот третьеиюньский переворот и последующие выборы в III Государственную думу существенно повлияли на результаты кадетов. В ней их было всего 52 человека. Также они проводили крайне жесткую, оппозиционную политику по отношению к кабинету П.А. Столыпина.
Чуть больше, 59 конституционных демократов, принимало участие в работе IV Государственной думы. Хотя именно во время работы этой Государственной думы кадетская фракция и лично лидер партии Павел Николаевич Милюков участвовали в широкой антиправительственной кампании, именно Милюков во время Первой мировой войны выступит со своей знаменитой речью от 1 ноября 1916 года под названием «Глупость или измена». В то же самое время конституционные демократы были верными сторонниками блока Антанты в период войны и всячески поддерживали внешнеполитические планы России в этой войне.
Своеобразным «звездным часом» кадетов был февраль 1917 года. В новообразованном Временном правительстве им удалось существенно закрепить собственные позиции, члены партии народной свободы заняли следующие посты: министром иностранных дел стал лидер партии П.Н. Милюков, министром путей сообщения Н.В. Некрасов, министром просвещения А.А. Мануйлов, министром земледелия А.И. Шингарев, наконец, председатель правительства и министр внутренних дел князь Г.Е. Львов также тяготел к конституционно-демократической партии.
Постепенно роль кадетов во Временном правительстве стала существенно снижаться, хотя и в состав коалиционных правительств то и дело попадали конституционные демократы: С.Ф. Ольденбург, П.П. Юренев, известный церковный историк кадет А.В. Карташев, ставший впоследствии обер-прокурором Синода и министром исповеданий, А.И. Коновалов и другие.
В поддержку Белому движению
Очень многие положения из кадетской программы с момента образования первого Временного правительства были реализованы. В области государственного устройства партия стала надеяться на Учредительное собрание, которое, по мнению членов партии народной свободы, должно было установить республиканский строй во главе с президентом и однопалатным парламентом.
В области изменения национальной политики кадеты предполагали предоставления наибольших прав только Финляндии, за права которой они активно выступали еще в дореволюционное время. Также существенно боролись конституционные демократы и за права евреев, в том числе путем участия в кампаниях защиты еврейского населения России (в имперский период очень характерно это было отражено в знаменитом деле Бейлиса 1911 года).
Как уже отмечалось выше, конституционные демократы очень активно выступали за созыв Учредительного собрания, способного, по их мнения, разрешить большинство стоящих перед Россией проблем. Однако же после захвата большевиками власти популярность конституционных демократов в России существенно снижается, а в самом Учредительном собрании их «фракция» равнялась всего 32 депутатам. Два лидера кадетской партии, Андрей Иванович Шингарев и Федор Федорович Кокошкин, были убиты сразу после разгона Учредительного собрания.
Однако достаточно ложным может быть представление о том, что на этом история кадетской партии окончилась. На самом деле, их идеи оказали очень важное влияние на идеологию Белого движения, в особенности в период его становления. Сразу же после прихода к власти большевиков представители кадетской партии начали входить в различные организации, подобные Всероссийскому комитету спасения родины и революции, направленные на организацию сопротивления, вплоть до вооруженного, большевизму. Кадеты стали играть одну из ведущих ролей также в формировании гражданских органов белых, одерживали широкую финансовую поддержку Белому движению. Считается, что сам П.Н. Милюков был одним из авторов «Декларации Добровольческой армии» от 4 апреля 1918 года. В ту пору кадеты поддерживали как идею «единой и неделимой», так и опирались на сильную военную власть, и на поддержку Антанты, и на продолжение войны с Германией.
Однако со временем региональные организации кадетской партии стали менять свои как внутриполитические, так и внешнеполитические ориентиры. Что говорить, сам в прошлом ярый сторонник Антанты Милюков был одно время поборником переговоров с немцами для организации совместной борьбы с большевизмом. Также существенно отличалась позиция тех конституционных демократов, которые находились на территориях, контролируемых белыми войсками, от тех, кто находился в обретающих независимость Украине и других странах.
Период Гражданской войны стал для кадетской партии периодом метаний, поддержки военной диктатуры, а иногда, наоборот, борьбы с ней. Также это был период, когда часть членов партии народной свободы предпочитала находиться в подполье на территории, контролируемой большевиками. Неизменным было одно: вера в Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками и которое, по мнению активных членов партии конституционных демократов, способно было спасти и «переучредить Россию». Кадеты продолжали играть существенную роль в белых правительствах вплоть до окончания основной фазы Гражданской войны в 1920 году. Однако впоследствии, когда увеличилось влияние сторонников монархии с одной стороны и регионалистов-автономистов с другой, влияние кадетской партии на определение вектора идеологии Белого движения существенно снизилась.
Конституционно-демократическая партия не сразу прекратила свою историю и в период эмиграции ее лидеров за пределы России. Однако история кадетов за рубежами Родины — это история в первую очередь бесконечных расколов на правых и левых, а также постепенного схода на нет всех объединительных тенденций внутри партии. Идейный лидер партии Павел Милюков продолжил политическую деятельность и в эмиграции, подвергался нападкам как справа, так и слева, пережил покушение правых групп в марте 1922 года. Впоследствии Милюков был редактором известнейшего эмигрантского печатного издания — газеты «Последние новости».
Именно в его личности выражена эволюция политической программы партии. Милюков, незадолго до смерти, следил за политикой сталинского Советского Союза, критиковал его внутреннюю политику, однако же выступал как за экспансионистскую политику в отношении Финляндии, также как ратовал за «оборончество» после 22 июня 1941 года.
История партии народной свободы — уникальный шанс понять каким были реальные чаяния российской либеральной образованной интеллигенции начала прошлого века. Через понимание их программы можно понять как и чего хотели эти люди, насколько они ратовали за так называемое «народное благополучие» и чего ждали от реформ и революции. Крайне ошибочным представляется сводить их историю лишь к тому, сколько в этой партии было крещеных евреев и членов масонских лож. Гораздо важнее сопоставить их видение России с более поздними либеральными проектами. А насколько они выигрышны и жизнеспособны каждый пусть решает для себя сам.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Иван Васильевич Петров — историк, ассистент в Институте истории СПбГУ (кафедра новейшей истории).
- Родился в 1990 году в Санкт-Петербурге.
- 2012 год — окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специальность: историк, преподаватель истории.
- С октября 2012 года — аспирант (специальность: «Отечественная история»).
- 2014 год — защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Идеологические и национальные аспекты деятельности православного духовенства Балтии и Северо-Запада России (1940—1945 гг.)».
- 2010—2012 годы — постоянный участник международного триалога «Воспоминания о Второй мировой войне», организованного при поддержке филиала Фонда имени Фридриха Эберта в России и проходившего 2010 году в Университете Регенсбурга, в 2011 году на историческом факультете СПбГУ и в 2012 году в Карловом Университете города Праги (Чешская Республика).
- С 2012 года — постоянный участник ежегодных научных конференций студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения» Свято-Филаретовского православно-христианского института в Москве. В 2013 году — участник международной конференции «Равнина Русская. Опыт духовного сопротивления». В 2014 году принимал участие в конференции Даугавпилского университета «International Scientific Conference XXIII Scientific readings» (Daugavpils University).
- Научные интересы: новейшая история России, история Русской православной церкви, история российской эмиграции.
- Автор более 45 научных работ, в т. ч. монографии «Православная Балтия 1939—1953 гг.: период войн, репрессий и межнациональных противоречий». (Санкт-Петербург: Бумажные книги, 2016. 376 c., монография отправлена для внесения в базу данных Web of Science). Колумнист «Реального времени».