Дмитрий Медведев лишит регионы бесплатных денег?
Правительство РФ больше не хочет давать субъектам дешевые бюджетные кредиты
Правительство России похоронит практику предоставления регионам бюджетных кредитов, тем самым лишив их единственной на сегодняшний день возможности привлечь дешевые деньги. Взамен чиновники обещают предложить другой механизм, о котором пока ничего неизвестно. Эксперты, опрошенные «Реальным временем», предупреждают, что отсутствие выгодных займов сильно навредит субъектам, более трети которых уже сейчас увязли в дефиците.
Регионы снимут с довольствия
Правительство России собирается оставить регионы без дешевых межбюджетных кредитов, сообщили во вторник «Ведомости». Речь идет о полном, а не частичном сворачивании этой практики. Накануне Белый дом согласовал проект федерального бюджета на 2018-й и плановый период 2019—2020 годов. Расходы на предоставление займов субъектам в нем не предусмотрены. В нынешнем бюджете на это отведено 250 млрд рублей.
Вместо кредитов регионам предложат другой механизм, который позволит выравнивать их бюджеты. Анонсировать его, по данным издания, уже на этой неделе может президент Владимир Путин. Каким будет новый механизм, пока неизвестно.
Отказ от бюджетных кредитов вполне вписывается в логику тех решений, которые до этого принимало правительство. В последнее время условия предоставления таких займов сильно ужесточились, отмечает Андрей Пискунов, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА. Снизились и абсолютные объемы самих выданных кредитов.
Сейчас, чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионы должны соответствовать целому ряду критериев: учитывается величина собственных доходов, объем дефицита, госдолга и прочее. Словом, от субъектов требуют более жесткой бюджетной дисциплины. Выдерживать эти требования, по словам Пискунова, могут не все.
Почти бесплатные деньги
Для регионов кредиты федерального правительства — наиболее излюбленный и самый выгодный способ финансирования бюджетных дефицитов и покрытия непредвиденных расходов. Кроме этого механизма, вариантов немного: или брать кредит у банков, или привлекать деньги через выпуск облигаций. Но оба последних варианта получаются в разы дороже. Если бюджетные кредиты — это «почти бесплатные деньги» (как правило, они предоставляются под 0,1%), то ставка по облигациям обычно составляет 8,40—8,70%, говорит Пискунов.
К примеру, ставка купона по пятилетним облигациям, которые в сентябре собирается разместить Новосибирская область, составляет 8 —8,3%. Кемеровская область в сентябре размещает семилетние облигации по ставке 8,5—8,7%. Обслуживать банковские кредиты субъектам еще сложнее.
Ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский ранее подтверждал: дешевле всего занимать из бюджета, тем более что иногда такие кредиты реструктурируют. По его словам, облигации для регионов становятся менее привлекательными. Если в 2012 году в структуре долга субъектов займы по облигациям занимали около 24%, то к 2016-му их доля снизилась до 17%.
Есть еще третий вариант — кредиты федерального казначейства. Они предоставляются на срок до 50 дней в размере 1/12 расходов бюджета. Такие займы тоже дешевые, но слишком короткие. По словам Пискунова, некоторые регионы пользуются казначейским кредитом в течение 50 дней, а потом на несколько дней занимают средства у банков. Ими гасится первый кредит, после чего субъект подает новую заявку в управление казначейства. Получается «карусель», которая, однако, позволяет привлечь средства внутри года.
Профицит всея Москвы
Эксперты предупреждают, что сворачивание практики бюджетного кредитования может ухудшить ситуацию в регионах, если взамен этого правительство не предложит другой приемлемый и недорогой механизм.
По словам Чернявского, в целом в России сохраняется профицит региональных бюджетов, но все не так просто. Примерно половину от общего профицита обеспечивает Москва, при этом около 30 субъектов имеют отрицательные бюджеты. Одновременно вес федеральных трансфертов в структуре региональных доходов снижается, добавляет эксперт.
«Регионы очень сильно отличаются по кредитному качеству и по наполнению бюджетов, — говорит Пискунов. — Если мы говорим о слабых регионах, то было бы разумно, сохранив требования бюджетной дисциплины и контроля за дефицитом, оставить им дешевый источник бюджетного финансирования».
Новый «майский указ»
По словам Пискунова, займы от федерального центра, в частности, помогали многим субъектам исполнять «майские указы» Путина о повышении зарплат в бюджетном секторе. К слову, давление на регионы в этой части может усилиться.
В начале сентября власти подтвердили, что с 2018 года индексацию зарплат на 4% получат те категории бюджетников, которые не попали под повышение в рамках «майских указов». Таковых насчитывается порядка 5,8 млн человек, часть из них — это работники федеральных бюджетных учреждений, часть работает в региональных учреждениях. Эксперты прогнозируют, что из-за внеплановой индексации регионы, которым придется искать дополнительные средства, вынуждены будут урезать другие расходы. В первую очередь могут быть урезаны расходы на капитальные вложения и развитие.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.