Пострадавшие от «черного трейдера» Даутова: «Он отсидит, выйдет и откопает деньги!»

Обвиняемый в мошенничестве на 165 млн рублей в «несознанке», у потерпевших есть версия, что деньги он спрятал

Пострадавшие от «черного трейдера» Даутова: «Он отсидит, выйдет и откопает деньги!»
Фото: Ирина Плотникова/realnoevremya.ru

В Ново-Савиновском районном суде Казани стартовал судебный процесс по делу «черного трейдера» Эдуарда Даутова, обвиняемого в мошенничестве на 165 млн рублей. Даутов занимался размещением средств клиентов на бирже. Однако следствие считает, что он распорядился этими деньгами по своему усмотрению, а не в интересах клиентов. За решеткой некогда удачливый игрок на Лондонской и Токийской биржах находится уже второй год и вину в хищении средств своих клиентов не признает. На первом заседании был и корреспондент «Реального времени».

165 млн рублей потерь

О задержании объявленного в федеральный розыск Эдуарда Даутова на съемной квартире в Волжске (Марий Эл) в ночь на 6 июня 2016 года полиция Татарстана сообщала год назад. На тот момент ущерб от его действий в МВД оценивали в 160 млн рублей, а статус потерпевших по делу получили 16 человек, доверивших 48-летнему «трейдеру» суммы от 100 тыс. до 41 млн рублей.

За год расследования количество потерпевших в деле Даутова не изменилось. Зато ущерб подрос на 5 млн рублей. На заседании в Верховном суде РТ следователь ГСУ Роберт Мингатин заявил: «Даутов под предлогом игры на рынке ценных бумаг получал денежные средства 16 граждан в размере 165 млн рублей, которыми распорядился по своему усмотрению». По данным МВД по РТ, Даутов рассказывал знакомым об успешных спекуляциях на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах, демонстрировал квартиру-студию с профессиональными мониторами и брался выгодно вложить их деньги, обещая высокий процент по договору о доверительном управлении финансовыми средствами. До поры до времени инвесторы были довольны и рекламировали удачливого трейдера своим знакомым, расширяя тем самым круг доверившихся. Однако с октября 2015 года Даутов перестал выходить на связь с клиентами. А 5 января 2016 года было возбуждено уголовное дело о мошенничестве.

— Через три месяца связь начинает теряться — перестает брать трубки, имущество начинает переоформлять на родственников… Со всеми своими супругами бывшими [Даутов] развелся. Все родственники обогатились, все имущество, все машины перерегистрированы, а он гол как сокол, — рассказывает анонимный потерпевший. — Я знаю лично о 52 вкладчиках и денежных средствах порядка полумиллиарда рублей. А то, что сегодня написана часть заявлений, — это капля в море…

По словам этого инвестора, в ходе расследования дела он узнал, что истории удачных спекуляций на бирже были мифом. Выяснилось, что большая часть средств не заводилась на биржу. Он откупал недвижимость в долевом строительстве, потом ее реализовывал и тем самым зарабатывал.

«А вы сколько ему отдали?»

К началу заседания в коридорах суда собрались потерпевшие. Правде, не все 16, а только 10 человек. Они переговаривались как давние знакомые и уточняли друг у друга: «А вы сколько ему отдали?», «У вас тоже общие знакомые были?». При этом особых надежд на возвращение своих миллионов никто не испытывал.

— Да он получит срок, отсидит и откопает наши деньги, которые припрятал, — с горечью предположил исход дела один из потерявших свои средства.

Кстати, ради участия в суде некоторым из них пришлось ехать издалека — из Набережных Челнов, Москвы и даже с турецкого курорта.

Судья Марсель Ахметшин в начале заседания выяснил, кто из потерпевших присутствует на заседании и есть ли у них какие-то ходатайства. Азалия Галимова ходатайствовала рассмотреть дело без ее участия, с оглашением ранее данных показаний, так как ей не с кем оставить грудного ребенка. Обращаясь к судье, Галимова попросила «не наказывать строго» обвиняемого.

Судья удовлетворил это ходатайство и Галимова тут же покинула зал суда. После этого к судье обратился адвокат Даутова: ему нужно время с для знакомства с материалами дела, поскольку он только назначен. Судья заметил, что это не мешает суду огласить обвинение и выяснить позицию обвиняемого.

После этого помощник прокурора Ново-Савиновского района Эльвира Каримова рассказала фабулу обвинения по 16 эпизодам. Выяснилось, что в основном пострадавшие от мошенничества Даутова являются индивидуальными предпринимателями и руководителями фирм. Поэтому у них имелись свободные средства, которые Даутов предлагал разместить на биржевых площадках через инвестиционные компании вроде «Альпари», «Брокер кредит сервис» или «Финам». Речь шла о суммах от 100 тыс. рублей до 41 млн рублей, которые он получил в период с 1999 по 2015 годы. Даутов обещал своим «вкладчикам» доход не менее 5 процентов в месяц. Представляясь трейдером, он подписывал договоры займов или договоры доверительного управления, которые не имели никакой фактической силы, так как управлять доверительными средствами на бирже могут только юридические лица. Имитируя доходность, Даутов ежемесячно высылал клиентам отчеты о якобы полученных суммах прибыли. Интересно, что части клиентов для достоверности и в надежде получить больше денег, он даже выплатил доход от размещенных средств. При этом суммы «процентов» были различными и порой несопоставимыми с объемом размещенных средств. Так, одному из клиентов, от которого он получил 39 млн рублей, Даутов выплатил 429 тыс. рублей, а размер выплат другого инвестора, вложившего 41 млн рублей, составил только 250 тыс. рублей.

Судья сообщил, что суду в дальнейшем предстоит допросить потерпевших и свидетелей. Поэтому следующее заседание состоится 2 октября. Ирина Плотникова/realnoevremya.ru

«Вину не признаю. Денег не похищал»

После оглашения материалов дела, Марсель Ахметшин спросил у Эдуарда Даутова, признает ли он вину:

— Не признаю. Денег я не похищал, — ответил «трейдер».

— Но деньги-то получали?

— Да, конечно.

Далее судья сообщил, что суду в дальнейшем предстоит допросить потерпевших и свидетелей. И согласился, что защитнику Даутова требуется время на знакомство с делом. Поэтому следующее заседание состоится 2 октября.

— Вам вообще нужен защитник? — уточнил он у обвиняемого.

— Я подумаю.

— Услуги назначенного судом защитника обходятся в 980 рублей в день, — отметил судья.

Гособвинение поставило вопрос о продлении меры пресечения для подсудимого. Адвокат предсказуемо попытался настоять на домашнем аресте, мол, его подзащитный имеет двух малолетних детей и не собирается скрываться. Сам Даутов также подтвердил, что бежать ему некуда, дело уже в суде. Но судья эти доводы не учел и продлил срок содержания под стражей.

Евгения Газизова
ЭкономикаФинансыПроисшествия

Новости партнеров