Рашид Аитов: «По состоянию здоровья доживу ли я до суда?»

Как дело застройщика «Свея» безуспешно пытались передать из Московского в Приволжский суд Казани

Рашид Аитов: «По состоянию здоровья доживу ли я до суда?»
Фото: Василя Ширшова/realnoevremya.ru

В Московском районном суде Казани продолжился знаковый для республиканских дольщиков процесс над 65-летним учредителем стройфирмы «Свей» и бывшим гендиректором «Маг-Строя» Рашидом Аитовым. Два уголовных дела, в которых обвиняется Аитов, — по обману дольщиков и надстройке лишних этажей и в мошенничестве в отношении бывшего подрядчика — теперь объединены в одно производство. Адвокаты обвиняемого пытались отсрочить процесс, подавая ходатайства о возвращении дела на предварительное слушание, о передаче дела обратно в прокуратуру и о переносе рассмотрения уголовного дела в Приволжский районный суд, но все они были отклонены судом. На процессе побывал корреспондент «Реального времени».

Почти 350 млн рублей ущерба

Суд возобновился после перерыва, который был назначен сразу после старта судебного производства в июне этого года. Тогда обвиняемый попросил отложить процесс и дать ему время на прочтение материалов своего уголовного дела.
Под арестом 65-летний Рашид Аитов находится с 13 ноября 2015 года. За это время размер предполагаемого ущерба вырос с 3 млн до 348,9 млн рублей. Большая часть этой суммы — вложения участников долевого строительства и покупателей квартир по схеме уступки права требования у доверенных лиц Аитова.

По данным Следкома по РТ, 143 потерпевших вложились в покупку 124 квартир в домах №3 и №6 в казанском ЖК «Золотая середина» на улицах Четаева и Чистопольской с 4 декабря 2012 года по 13 ноября 2015 года. При этом 40 семей купили жилье на «лишних» этажах дома №6, веря, что у застройщика есть разрешение на все 18 этажей. Эти действия учредителя и гендиректора ООО «Фирма «Свей», а впоследствии гендиректора компании ООО «Маг-Строй» Аитова Следком квалифицировал как «выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» (ч. 2 ст. 238), и «мошенничество» (ч. 3 и ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Кроме того, в деле Аитова появился новый эпизод — о коммерческом подкупе с незаконным пользованием услугами имущественного характера (ч. 4 ст. 204 УК РФ). По версии следствия, в декабре обвиняемый заключил договор на охрану строящегося дома №25 по улице Ульянова-Ленина с директором ООО «ЧОП «Русь» Николаем Солдатовым. В марте Солдатов представил заказчику акты выполненных работ. Вместо их оплаты Аитов, по версии следствия, вынудил директора ЧОП продолжать работу по охране без денег — в обмен на квартиру в недострое №3 на Четаева, пригрозив, что иначе акты уже выполненных работ так и останутся без оплаты. В результате чоповцы охраняли стройку аж до декабря 2015 года, и их неоплаченные «Свеем» услуги Следком оценил в 4,5 млн рублей и признал ЧОП потерпевшим по делу. Сам Рашид Аитов с предъявленным обвинением не согласился.

Большая часть суммы ущерба — вложения участников долевого строительства. Ирина Плотникова/realnoevremya.ru

Два — в одно

Перед началом судебного заседания в холле суда собрались несколько десятков потерпевших. Поэтому заседание решили проводить в большом зале, а судебные приставы приносили скамейки для все прибывающих дольщиков. Пострадавшие переговаривались и обсуждали, смогут ли они вернуть свои деньги и не получит ли Аитов условный срок.

Председательствующий судья Нурия Залялиева в начале заседания напомнила, что Аитов обвиняется по 127 эпизодам мошенничества. Далее судья огласила список из 143 потерпевших. Откликнулось чуть больше половины.

После этого судья уточнила у Рашида Аитова, ознакомился ли он наконец с материалами дела, и получила утвердительный ответ.

Следующим пунктом стало рассмотрение вопроса об объединении двух уголовных дел в отношении Аитова в одно. Помимо мошенничества с жильем, бывший гендиректор «Свея» обвиняется в обмане подрядчика — Назима Дадашова, который в июне 2014 года заключил с Рашидом Аитовым договор на проведение отделочных работ в 10-этажном доме на пересечении улиц Четаева и Адоратского. Бригада из семи человек отработала, но всей обещанной суммы оплаты за работу не увидела.

Прокуратура и защитники Аитова, которых у него аж пять, против объединения двух дел в одно возражать не стали, и суд вынес постановление об объединении их в одно производство.

В суде собрались несколько десятков потерпевших. Ирина Плотникова/realnoevremya.ru

«Я не виноват»

Потом настал черед выслушивания ходатайств. Трое дольщиков подали ходатайства. Они просили разрешить их представителям принимать участие в заседаниях суда. Двое других потерпевших подали исковые заявления о возмещении морального ущерба, выплате неустойки и штрафа. По одному из заявлений общая сумма выплат может достигнуть 7 млн рублей. Судья спросила у Аитова, не возражает ли он против принятия этих исков, и услышала в ответ:

— Я ни с чем не согласен.

— Почему?

— Я вообще не виноват, поэтому и не согласен.

В итоге Нурия Залялиева приняла решение удовлетворить ходатайства дольщиков об их представителях и принять к рассмотрению иски.

«В удовлетворении ходатайства отказать»

После этого пришел черед ходатайств стороны защиты. Адвокаты буквально вывалили их на суд. Для вынесения решения судье приходилось каждый раз удаляться в совещательную комнату. Потом она выходила и объявляла решение.

Первое ходатайство строилось на утверждении, что обвинительное заключение было составлено с нарушениями уголовно-процессуального кодекса, и поэтому дело должно быть возвращено в прокуратуру.

— Способы совершения мошенничеств нашим клиентом в обвинительном заключении не указаны. Следственные органы указали, что якобы «Аитов распорядился полученными денежными средствами по своему усмотрению». По большинству эпизодов дела ему инкриминируется мошенничество. Но способ совершения этих деяний не отражен, и механизм хищения денег не указан, — заявил один из адвокатов Аитова.

— Нас не интересует, как именно он похищал деньги. Есть договор долевого участия, там все четко прописано, — выразил общее мнение один из дольщиков.

— То есть вы считаете, что это ходатайство не подлежит удовлетворению? — перевела вопрос в юридическую плоскость судья.

— Нет! — выдохнул весь зал.

Далее защитники пытались доказать, что это дело неподсудно Московскому районному суду и он не может его рассматривать. Уголовное дело подлежит рассмотрению по месту совершения преступления, если преступления совершались в разных местах, учитывается, где их было совершено больше всего. По мнению следствия, таким место является офис Аитова в Московском районе, где люди заключали договоры долевого участия. По версии адвокатов, надо учитывать окончание эпизода преступления, а им является момент регистрации прав на недвижимость в Росреестре по РТ, который расположен в Приволжском районе. Следовательно, и дело должно рассматриваться в Приволжском районе.

Судья в своем решении отметила, что следствие велось с соблюдением всех норм, поэтому дело не требуется возвращать в прокуратуру, а большинство эпизодов мошенничества произошло именно в Московской районе. То есть все ходатайства были отклонены.

Чтобы затянуть судебное производство, адвокаты Аитова попытались убедить судью вернуться еще раз к предварительным слушаниям, мол, их клиент только недавно закончил знакомиться со своим уголовным делом. Но и это ходатайство суд посчитал необоснованным.

Срок задержания Аитова под стражей истекает 23 сентября. Ирина Плотникова/realnoevremya.ru

«То есть он будет в квартире сидеть, а мы где?!»

Прокурор напомнил, что срок задержания Аитова под стражей истекает 23 сентября, и попросил продлить его еще на 3 месяца.

— Да и этого ему мало! — поддержали просьбу обвинения в зале.

Адвокат обвиняемого заявила, что подобное ходатайство прокуратуры должно было быть заявлено не менее чем за трое суток, чтобы сторона защиты могла подготовить свою аргументацию. Следующие четыре адвоката пытались доказать, что у обвинения нет доводов для содержания их подзащитного под стражей. И вообще, поскольку Аитов не собирается скрываться, для него должна быть рассмотрена альтернативная мера пресечения в виде домашнего ареста. Мол, все имущество застройщика арестовано и его стоимость по сумме раз в 5 превышает сумму материального ущерба, а сам Аитов сейчас живет на 10 тыс. рублей в месяц.

— Имея 10 тыс. рублей дохода в месяц, вряд ли он может куда-то скрыться, — пыталась аргументировать адвокат.

Это предложение вызвало особенно бурное негодование в зале.

— То есть он будет в квартире сидеть, а мы где?! — возмущались дольщики.

Сам Аитов также горячо поддержал идею адвокатов о домашнем аресте:

— По состоянию здоровья доживу ли я до суда? — задал он вопрос.

— Да вы всех переживете! — ответили ему дольщики.

В ходе заседания практически любые реплики и доводы адвокатов Аитова вызывали гневные отклики и реплики в зале. Когда один из адвокатов предложил за один день провести суд и вынести приговор, эту идею горячо поддержали потерпевшие.

В конечном итоге адвокаты попросили отложить заседание суда до 12 сентября, чтобы подготовить свои аргументы против продления содержания их клиента под стражей. Эту просьбу судья удовлетворила.

Евгения Газизова
Недвижимость

Новости партнеров