Екатерина Борисова: «Коричневый цвет асексуален. И, за редким исключением, не красит юные лица»

Модельер рассуждает о школьной форме как способе уравнять учеников

Екатерина Борисова: «Коричневый цвет асексуален. И, за редким исключением, не красит юные лица»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов, на фото — ученики гимназии №139

С 2013 года в России вновь введено обязательное ношение школьной формы. Правда, в отличие от СССР, это не единая форма, каждая школа и лицей решают, какой она должна быть, самостоятельно. Разнообразие огромно, но ряд администраций школ (в Уфе, Красноярске, Набережных Челнах и Казани) считают, что советская форма — лучший способ дисциплинировать учеников. Модельер Екатерина Борисова, владелица модного дома Katya Borisova, делится воспоминаниями о своей школьной форме, а также аргументирует, почему джинсы — более эффективный способ уравнять учеников.

В моем школьном детстве была как раз такая форма, которую сейчас шьют на заказ сентиментальные школьницы на последний звонок. Белый и черный фартуки. Белый — для торжественных случаев, и он мог быть нарядным, а черный… Черный был на каждый день, и поэтому он должен был быть подчеркнуто деловитым. Невероятно везло тем девочкам, чьи мамы дружили со швейной машинкой. Это был реальный шанс выделиться из общей массы.

Школьную форму мы терпеть не могли. Модели, продаваемые в магазинах, были невероятно убоги. Видимо, по мнению людей из Минпросвещения, девочек в школе ничего не должно было интересовать, кроме самой учебы… И только редкие счастливицы ходили в школьных платьях, сшитых на заказ. Весть об этом разносилась стремительно, и мы тайком ходили в коридоры старших классов смотреть на эти платья и их обладательниц. А те мгновенно поднимались на недостижимую высоту в школьных рейтингах симпатий.

Моя мама не дружила со швейной машинкой, поэтому свою школьную форму я украшала как могла. Научилась шить разные съемные воротнички к платью, и так в этом преуспела, что даже принимала заказы у подружек. Так я очень рано поняла, что подчас маленькая деталь может изменить образ в целом. И нет ничего важнее деталей!

Наверное, и тогда было понятно, что коричневый цвет асексуален. А в сочетании с черным — еще и мрачный. И, за редким исключением, не красит юные лица. Так школа и не рассматривалась как территория проявления взаимного интереса полов. Кстати, о мальчиках. Они выглядели не в пример нам более-менее сносно. Темно-синие костюмчики на большинстве мальчиков сидели неплохо.

Никто тогда не задумывался: почему коричневые платья? Почему фартуки? Все воспринималось само собой разумеющимся. И никто не проводил параллели с Институтом благородных девиц и другими чисто женскими заведениями начала XX века.

Но где девицы того времени, а где мы?..

Когда люди начинают говорить о введении дресс-кода где бы то ни было, это значит, что речь идет о введении определенной дисциплины и желании сосредоточить внимание сотрудников. В нашем случае школьников — на главной задаче — учебе. Ведь единообразный внешний вид не будет никого отвлекать. Изначально форма вводилась как элемент подчинения и уравнения курсисток женских классов и школ перед авторитетом учебного заведения и педагогов в нем. Также роль женщины в обществе того времени была настолько второстепенная, что и не требовалось никакого личностного роста в процессе обучения. Патриархальный уклад жизни позволял быть женщине незаметной на фоне семьи и общества. И этому также способствовала форма. Везде, где необходимо строгое иерархическое подчинение, существует понятие дресс-кода.

На мой взгляд, современным аналогом добровольного ношения формы являются джинсы. И джинсовый стиль в целом. Когда высокие чиновники хотят выглядеть доступнее — они надевают джинсы. Когда люди хотят чувствовать себя свободнее — они надевают джинсы. Когда детей отпускают гулять на улицу — на них надевают джинсы. Джинсы правят миром, и мы к этому привыкли.

Джинсы и белая рубашка, джинсы и белая футболка — нет более простого стилистического сочетания. И нет одежды более незаметной и уравнивающей всех.

Так зачем придумывать все эти клетчатые юбки и жилетки, которые никто не любит?!

Катя Борисова, записала Айгуль Чуприна
Справка

Екатерина Борисова — казанский модельер, фэшн-дизайнер, глава модного дома Katya Borisova.

  • Родилась в Казани.
  • Образование: ПТУ по специальности «Портной» с умением выполнять раскрой; Казанский технологический институт по специальности «Конструирование и технология швейных изделий». Выиграла грант на обучение в Токийском университете дизайна.
  • В 2003 году основала компанию «Дом моды Katya Borisova».
  • Создала костюмы для спектакля Александра Славутского «Вишневый сад» в Казанском большом драматическом театре им. Качалова (КБДТ).
  • Специально для открытия Универсиады 2013 года в Казани создала платье для оперной певицы Аиды Гарифуллиной, исполнявшей главную песню на церемонии торжественного открытия.
  • Назначена главным стилистом церемонии вручения Национальной литературной премии им. Г. Тукая (Татарстан).
  • Является разработчиком технологии изготовления театральных костюмов, которая позволяет изделиям выглядеть сшитыми вручную. Впервые во Франции была показана коллекция, где этническая одежда татар трактовалась в современном fashion-пространстве и являлась основной креативной идеей.
  • Популяризатор татарской культуры в мире fashion.

ОбществоОбразование

Новости партнеров