«Биткоин — это больше золото, чем валюта»
Ажиотаж вокруг криптовалют не снижается с момента резкого взлета курса биткоина, произошедшего этой весной. О «деньгах будущего» пишут во всех СМИ, о них говорит президент страны и его подчиненные, разного рода эксперты соревнуются между собой в прогнозах о дальнейшей судьбе криптовалют, а особо талантливые и предприимчивые зарабатывают на этой «лихорадке», публикуя книги, пособия или проводя мастер-классы. Но есть ли до всего этого дело среднестатистическому россиянину? Знает ли он вообще, что такое криптовалюта или блокчейн? А что известно государственным чиновникам, так активно рассуждающим о криптовалютах? На эти вопросы постарались ответить участники дебатов «Криптовалюта: проблемы связки с реальным миром», прошедших в рамках конференции «Блокчейн: новая нефть России».
Что россияне знают о криптовалютах и блокчейне?
В этом году специалисты исследовательского центра НАФИ провели очередной всероссийский опрос, в котором приняло участие 1600 человек, дабы выяснить, что население думает о криптовалютах и блокчейне. Если в 2015 году практически никто не знал о биткоинах, то сегодня ситуация заметно изменилась — даже появилась категория людей, которые пользуются криптовалютой. Около трети населения знают о существовании такого технологического явления, при этом отношение к «деньгам будущего» стало более позитивным. Кстати, людей попросили ответить, заменят ли криптовалюты в будущем фиатные деньги или это просто временный хайп, и результаты оказались довольно любопытными.
— Большинство сейчас считает, что это просто некая мода, однако доля тех, кто проголосовал за то, что это деньги будущего, уже достаточно большая — 31% в целом по России, — поделился руководитель направления исследований финансовых технологий исследовательского центра НАФИ Сергей Антонян. — Также мы выяснили, что одни считают, что криптовалюты нужно запретить, потому что на них можно анонимно купить запрещенные вещи, а другие считают, что биткоин оказывает положительный эффект на экономику, и доля первых сократилась в два раза, а вторых стало в два раза больше, соответственно.
Большая часть респондентов посчитала криптовалюту «скорее, выгодным вложением», однако, если посмотреть на ответы людей, которые хорошо осведомлены о том, что это такое, то можно увидеть явное недоверие — просто эта категория респондентов прекрасно знает о наличи высокой волатильности и резких скачках курса. Также НАФИ решило поинтересоваться у россиян, знают ли они, что такое блокчейн. Выяснилось, что 16% населения слышали об этой технологии. Лучше всего были осведомлены мужчины, молодежь и люди с высшим образованием.
«Сейчас все валюты привязаны к доллару, а доллар привязан непонятно к чему»
Организатор курса децентрализованных приложений Ethereum в университете Иннополис Александр Грязнов, выслушав выступление Антоняна, озвучил свое отношение к подобным исследованиям и к текущему уровню осведомленности населения. Его выступление было жестким, но честным и откровенным. Аудитория завороженно слушала спикера, практически не прерываясь на уточняющие вопросы, на протяжении 20 минут:
«Мое глубокое убеждение в том, что объяснять людям, зачем нужна криптовалюта, совершенно ни к чему. Вместо этого нужно развивать в них техническое понимание алгоритмов и концепции, заложенной в блокчейн-сети. Давайте рассмотрим этот вопрос в рамках стандартной парадигмы и того устройства вещей, к которому мы все привыкли: у нас есть некоторые средства обмена (деньги) и две стороны — эмитент и держатель. Ответственность есть у обоих, но замечу, что про ответственность держателя в настоящих реалиях все давно забыли.
Что я имею в виду: если кто-то ограбит банк, в котором лежат ваши средства, то это ответственность банка и вам вернут деньги. Если кто-то взломает смарт-контракт или кошелек, то вы можете насовсем потерять значительные суммы. В парадигме децентрализованного мира каждый сам ответственен за свои средства. Для того, чтобы быть способным нести эту ответственность, вам нужно иметь определенные технические знания. Подчеркиваю — технические. Это новый мир, в который мы сейчас переходим. Мир с повышенным порогом вхождения».
Далее речь зашла об ответственности эмитента, и спикер поинтересовался у аудитории: «Кто вообще знает, чем подкреплен рубль?» Один из участников предположил, что золотом, но Грязнов парировал тем, что золотой стандарт был окончательно отменен в России еще в 37-м году. Не услышав правильного ответа, спикер решил провести краткий исторический экскурс:
«Раньше люди очень любили золото, и средством обмена было именно оно, потому что ты не можешь его произвести — ты можешь его только добыть, его невозможно подделать. Все страны перешли к золотому стандарту достаточно давно, в том числе и США, у которых был стандарт: эмитент в лице ЦБ или ФРС гарантирует, что если ты принесешь 100 долларов, то тебе отдадут золото. В результате Второй мировой войны европейские страны отвозили свое золото в США на сохранение. В 1944-м заключается Бреттон-Вудское соглашение и предлагается жестко привязать доллар к золоту по фиксированной цене, в то же время все остальные страны будут привязываться к доллару, и у них уже будет плавающий курс по отношению к доллару, а не к золоту. В 1971 году Никсон отвязывает доллар от золота. В настоящий момент все валюты привязаны к доллару, а доллар привязан непонятно к чему.
Теперь давайте посмотрим на биткоин: биткоин по своей природе — это не ценная бумага. Он обладает свойствами, присущими именно золоту: алгоритмически биткоинов не может быть добыто больше, чем 21 миллион, так же и с золотом, которого на нашей планете ограниченное количество. Для того, чтобы добыть золото, надо совершить большой объем работ, так же и с биткоином — необходимо затратить вычислительные мощности на решение математических задач. Биткоин — это больше золото, чем валюта».
Александр Грязнов: «Биткоин по своей природе — это не ценная бумага. Он обладает свойствами, присущими именно золоту»
«Здесь просто сидят люди с высоким IQ, а обыватели думают, что ГМО — это ужас»
Александр Грязнов также заметил, что на его взгляд тема дебатов была сформулирована не совсем корректно: «Мне кажется, что у текущего реального мира в лице правительств, на самом-то деле, проблема со связью с криптовалютой. Именно поэтому власти не могут так быстро принять решения и выкатить законы, так как здесь нужно действовать более разумным путем». К обсуждению отношения властей с криптовалютами и безопасностью в этой области также подключился один из основателей криптовалюты Emercoin Станислав Полозов, заявивший, что многие государственные чиновники боятся использования криптовалюты, так как это якобы, очень анонимное средство платежей.
— На самом деле это в корне неверное предположение, и вообще существует очень много всяких «городских легенд» по этой теме. Сергей рассказывал, как они опрашивали население о том, что оно думает. На мой взгляд, население вообще ничего не думает — оно думает так, как ему доставили это СМИ. Спрашивать у тракториста дяди Васи, что он думает про криптовалюты, блокчейн и про биткоин — бесполезно. Скажут по телевизору, что это хорошо — он будет думать, что это хорошо. Например, все знают, что ГМО — это плохо, да? — удивленные участники молча начали переглядываться друг с другом, кто-то отрицательно качал головой. — Ну здесь просто сидят люди с высоким IQ, а обыватели думают, что ГМО — это ужас.
По словам Полозова, люди почему-то ошибочно думают, что криптовалютные платежи полностью анонимны, однако это серьезное заблуждение — такие платежи «фискалятся» несравнимо проще, чем обыкновенные фиатные платежи, потому что вся история вашего кошелька лежит в блокчейне. Станислав Полозов заверил аудиторию — вся технология максимально безопасна и прозрачна для государства, однако тут с замечанием вклинился Александр Грязнов.
— То, что вы говорите, имеет отношение к блокчейну биткоина, но этих блокчейнов очень много. В том числе, есть новые решения, которые проблему анонимности решают.
— Эти крипты не приняты в качестве основного…
— Ну основное сейчас еще никто никуда не принимает. Когда у нас государство говорит, что у нас «Мастерчейн» и мы такие классные ребята… Чтобы вы понимали, «Мастерчейн» — это форк «Эфириума». Ни у одного государства сейчас нет своего национального блокчейна, — парировал Грязнов.
Очевидно, что любому государству понравится блокчейн, где все действительно записано навсегда и отсутствует проблема анонимности, однако, как справедливо заметил Александр Грязнов, сейчас в мире существуют блокчейны, которые работают абсолютно анонимно, и, естественно, ни одно государство не захочет их принимать.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.