Опера Александра Маноцкова на Свияжске: лестница к Богу через земные юдоли

Опера Александра Маноцкова на Свияжске: лестница к Богу через земные юдоли
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

В минувшие выходные в Свияжском музее-заповеднике прошла премьера оперы Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место». Автор создал ее по заказу Сивяжского музея, она основана отчасти на событиях из жизни реальных людей, происходивших на Свияжске. Подробнее — в материале «Реального времени».

По ступеням

В основе либретто, которое тоже написал сам Александр Маноцков, он же был режиссером спектакля, личные дела заключенных в Свияжской тюрьме, истории болезней пациентов психиатрической лечебницы на острове, синодик Свияжского монастыря и история из Ветхого Завета.

Библейский сюжет, заимствованный автором, история сна Иакова, которому приснилась лестница между небом и землей. Ее держали ангелы. Иаков понял, проснувшись, что эта лестница соединяет небо и землю и ведет к Богу. Он обрел надежду на этот путь, который можно проделать, и обрел понимание, что Бог везде.

Лестница — образ, который появляется в христианстве не единожды. Преподобный Иоанн Лествичник создал труд, основанный на духовном опыте, который называется «Лествица», использовав сон Иакова. Лестница — модель духовного роста, духовного пути, где каждая духовная веха представлена в виде очередной ступени, таких ступеней в «Лествице» тридцать, самый верхний уровень — вера, надежда и любовь.

Этот образ Александр Маноцков взял за основу своей оперы, отразив его и в сценографии, ее он тоже делал сам в соавторстве с Ксенией Шачневой. Но не только библейская символика и мотивы заложены в либретто. Большая часть сюжета состоит из реальных историй обитателей Свияжска — пациентов психиатрической лечебницы и заключенных тюрьмы. Свияжск в прошлом был мрачным местом. Документальные материалы были предоставлены автору кинорежиссером Мариной Разбежкиной и Свияжским музеем.

Как сообщил Александр Маноцков в интервью «Реальному времени», «Сны Иакова или Страшно место» — первая его опера, написанная по заказу Свияжского музея-заповедника. Но композитор планирует продолжить работу и создать на свияжские сюжеты цикл опер. За вчерашнее из ряда вон выходящее событие и последующие свияжские оперы Маноцкова зрители должны быть благодарны директору музея-заповедника Артему Силкину, который год назад сделал композитору предложение о сотрудничестве.

Голоса и звуки

«Сны Иакова, или Страшно место» идут опен-эйр. Участок белой стены Успенского Богородицкого мужского монастыря стал задником, очевидно, он же продиктовал доминирующий в постановке белый цвет, слегка разбавленный черным. Белый, как известно, цвет чистоты и непорочности.

Помост с крышей, примыкающие к стене, несколько бумажных планшетов, на которых изображен стол, кровать, гроб, два табурета и, конечно, две деревянные лестницы. Оркестра как такового нет, нет и дирижера. Участники спектакля именуются «Голоса и гармоники», кроме этих мужских голосов, по ходу спектакля перевоплощающихся то в заключенных, то в надзирателей или пациентов психушки, есть еще один женский голос — сопрано. Есть и аккордеон, и валторна. Исполнители — молодые казанские певцы и музыканты. Все они одеты в одинаковые белые костюмы.

Спектакль начинается с продолжительного музыкального вступления, впрочем, оно не кажется длинным, потому что музыка диктует определенный душевный настрой. А дальше мы слышим многократно повторяемый, словно эхо в пустой церкви, поминальный список с реальными именами насельников Свияжского монастыря — монастырский синодик. Реальное место действия таким образом указано.

Реальность действительно врывается в ход спектакля — свияжское небо, неяркое, просвечивающее сквозь облака, опускающееся за горизонт солнце, предвечерний запах речной воды. Река почему-то особо остро пахнет свежестью ближе к вечеру, словно отдает аромат напитанной солнечным светом влаги. И — молодые люди с гармониками в белых одеждах неожиданно превращаются в конвоиров, они идут и планомерно пересчитывают нас, зрителей. Становится не по себе.

То и дело звучат слова арии, которую ведет женский голос, такой бесстрастный и от этого еще более трагический: «Пятьдесят восьмая статья» — та самая, расстрельная. И очередная жертва подставляла лоб. Далее слышен глухой и жуткий звук удара молотком… Конкретные судьбы, люди, которые погребены где-то на Свияжске, но это «страшно место» никто не знает.

Еще одна история — про обитателей психушки, тоже жертв болезни, обстоятельства, злой судьбы. Что такое была советская психиатрия — объяснять долго не надо. Вот они водят хороводы, вот пытаются перелезть через забор на свободу, умирают в своих казенных постелях и попадают в, возможно, безымянные могилы.

Не стоит думать, что опера Александра Маноцкова — это нечто мрачное. Да, она состоит из тяжелых, порой болезненных эпизодов, сложна и не совсем привычна уху, воспитанному на классическом искусстве, музыкальная ткань. Но основа «Снов Иакова, или Страшно место» — глубоко христианская и светлая. Ведь недаром все начинается со сна Иакова и его лестницы, его пути к Богу.

В финале все герои спектакля, сначала девушка, а за ней молодые люди, поднимаются по лестнице вверх, на крышу. И по мере того, как они преодолевают ступень за ступенью, их лица меняются. Они стоят на крыше на фоне вечереющего неба, радостные, улыбающиеся и просветленные, белые одежды словно сияют. Они преодолели последнюю ступень «Лествицы» и обрели веру, надежду и любовь. Мир не тупик, в финале всех нас ждет лестница в небо. Надо при жизни внутренне пройти все эти ступени, чтобы потом, когда пробьет час, шагнуть на последнюю, обретя триединство веры, надежды, любви.

1/38
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова
ОбществоКультура

Новости партнеров