Из стартапера — в миллионеры: как создать приложение, востребованное IKEA и Coca Cola
Бывший студент Казанского университета провалил три проекта, а потом создал четвертый с рентабельностью в 70%, проходя службу в Российской армии
История Расима Байтурина стала известна после того, как несколько изданий назвали студента ИТИС миллионером. Говорилось, что целое состояние он с коллегой-студентом сколотил на разработке веб-приложения. Правда, приложение, описанное в первой публикации, он уже назвал «провалом». А после провалились еще две его разработки. На этом ошибки типичного стартапера были учтены, считает Байтурин, «Реальному времени» он рассказал о своем последнем детище с портфолио из крупнейших компаний, которое приносит 5 млн рублей чистой прибыли в год при обороте 7 млн рублей.
Слава с авансом
Расим Байтурин — выпускник Высшей школы ИТИС КФУ, сын башкирского бизнесмена (владельца «Миякинской рыбной компании»), стал известен в местной прессе благодаря проекту iGo events. Правда, проект просуществовал лишь несколько месяцев и после конфликта внутри команды разработчиков (всего их было пятеро) был закрыт. Причиной «скоропостижной смерти» приложения Расим Байтурин называет разногласия в команде.
— Один хотел одно, второй — другое. Айрат Фаридович (Хасьянов, руководитель ИТИС) имел связи с организаторами Универсиады-2013, и была возможность стать их официальным приложением — это бы дало нам мощную рекламу. Я хотел запускаться (сервер и iOS-приложение были готовы всего за полгода) и стать частью Универсиады. Но коллега переосмыслил проект и готов был пожертвовать Универсиадой ради нового видения. В итоге ничего ни у кого не вышло, — рассказывает Байтурин.
Не удалась ни слава, ни монетизация — трафик был слабый, для развития требовались инвестиции для запуска в нескольких городах. Инвесторы, готовые вложиться в проект или целиком его выкупить, были, но договориться с ними не удалось по причине разногласий в команде.
Следом появился Lime, впоследствии ставший дипломной работой разработчика, — мобильный социальный журнал, позволяющий находить интересные для пользователя публикации в сообществах социальных сетей с мгновенными уведомлениями о новом контенте. Правда, тут обошлось без конфликтов в команде, но сама идея с точки зрения бизнеса оказалась нежизнеспособной.
Третий проект был абсолютно коммерческим: было создано 200 пабликов, в каждом из которых было около 20 тысяч подписчиков, много на тот момент. Был разработан бот, который сам готовил и публиковал контент. А специально написанное экспериментальное приложение anyLike должно было стать источником дополнительных подписчиков.
В итоге именно anyLike оказался наиболее перспективным: его удалось сделать бизнес-проектом, не повторив «детских ошибок» стартап-предпринимательства. А существующие 200 сообществ стали «сырьем» для этого приложения.
Тестовое приложение было выложено в AppStore, где оно быстро набрало популярность в российском сегменте. Его сутью был массфолловинг, благодаря которому аккаунты и паблики в Instagram и «ВКонтакте» быстро наполняются подписчиками. Монетизация продукта происходит за счет закупки внутренней «валюты» сервиса — «лайков» (курс — 11 «лайков» к 1 рублю, или, например, 783 рубля за 10 тысяч «лайков» с оптовой скидкой). Монетизация осуществляется по модели freemium (условно бесплатное ПО), которая предполагает размещение приложения/программы в свободном доступе, чтобы продавать за деньги опции тем, кто хочет получить услугу лучше, быстрее и без хлопот.
— Я сказал своему другу: если будут покупать валюту хотя бы на 300 руб. в день (тогда для студента это казалось неплохо), — я буду заниматься этим проектом. Покупки пошли в первые же сутки, — вспоминает Байтурин.
Код anyLike был написан за 2 недели и запущен в октябре 2014 года. Монетизация проекта стартовала в январе 2015 года, а в июле молодого бизнесмена забрали в армию.
Бизнес из армии: ночью, когда никто из офицеров не видит
Уходя в ряды Российской армии, Байтурин был уверен: его проекту осталось жить считанные недели: это сложный сервис, где жизненно необходимы частые улучшения компонентов системы.
— Все равно я максимально подготовился: стабилизировал систему (серверы, веб-версию и iOS-приложение), проплатил все услуги наперед. Подготовил двух человек к предстоящей работе и разработал для них удобную «админку», — вспоминает бизнесмен.
Этими двумя сотрудниками были мама бизнесмена и менеджер anyLike Ирина Скандинавская. Менеджер принимала платежи и вела переговоры с клиентами, а мама разработчика администрировала систему: занималась аналитикой и технической частью по его указаниям.
— С собой в армию я взял обычный кнопочный телефон без интернета и блокнот с ручкой — этого должно было хватить для удаленного управления проектом. Каждый день в смс-сообщениях я получал отчеты — курс в системе, доходы, критические вопросы пользователей — все записывал в блокнот и анализировал.
Это было дико, признается Байтурин. Через месяц мытарств родители привезли ему iPhone 4, к лету 2015 года «на гражданке» он уже считался устаревшим, но в армии оказался порталом в передовой мир, на котором можно было даже программировать.
— Сразу после курса молодого бойца мы уехали на масштабные учения под Ульяновск (в лес, у Волги) — туда и министр обороны Шойгу прилетал посмотреть, как мы строим понтоны через реку. Там не было интернета, но стоило выйти за лагерь, через лес, на поле возле Волги открывался отличный вид на город и доступ к 3G. Главное — держаться ближе к земле, чтобы патруль не спалил, — рисует картину недавнего прошлого веб-разработчик.
Несмотря на объективные трудности, проект развивался, и Байтурин даже организовывал небольшие «банкеты» с сослуживцами в поле — с меню из жареного хлеба и картошки. Хотя проблем с проектом было больше, чем успехов.
— Там, где трафик и деньги, там и мошенники. Чтобы разобраться с хакерами, нужно было понять, как взломать систему самому. В приложении «Заметки» на iPhone я писал алгоритм защиты, 100 раз прокручивал его в голове, далее отправлял маме в нескольких смс-сообщениях. Следом отправлял инструкции: как открыть мой MacBook, что запустить, какую директорию FTP, как загрузить код в «удаленку», перезагрузить серверы и как все это дело быстро протестировать на жизнеспособность и эффективность, а главное — как быстро откатить все это обратно в случае неудачно написанного алгоритма в полевых условия у костра — мама, не умевшая особо пользоваться компьютерами и смартфонами и в ужасе читающая подобные инструкции, на удивление отлично справлялась! Это было жестко! А сейчас круто вспоминать!
Начали с «черного» массфолловинга
Нельзя сказать, что идея anyLike уникальна. Она основывается на спросе заказчиков на быстрое наращивание базы подписчиков сообществ. Для этих целей они могут размещать рекламу или использовать «черный» массфолловинг.
— Мы тоже начинали со второго варианта. Но быстро поняли, что толку от обычной накрутки мало: одни боты, малая доля целевой аудитории и активности, вообще, сложности с публичной работой, поскольку она нарушает правила той же социальной сети, а теперь и AppStore. Сегодня наше приложение — это симбиоз безопасной накрутки и рекламной сети, — говорит Байтурин.
Сейчас основная часть тех, кто платит за возможности приложения, — это корпоративные заказчики. По словам Расима Байтурина, за услугами anyLike обращались компании IKEA, Coca Cola, российские представительства AliExpress. Раскрутку блога заказывал известный персонаж Эрик Давидович.
Для многих компаний массфолловинг — это один из самых недорогих способов продвижения, говорит бизнесмен. В среднем компании затрачивают на привлечение одного подписчика 30 копеек — 2 рубля, тогда как в случае рекламы это обошлось бы им в 3—6 рублей и затратнее по времени.
По словам Расима Байтурина, сейчас проект приносит 5 млн рублей прибыли, хотя в него не было вложено ни копейки.
— Сервер у нас уже был, команда была, знания и опыт были, остается только маркетинг. Но и в продвижение продукта нам тоже не пришлось вкладываться. К счастью iOS-разработчиков, в магазине AppStore достаточно честная система формирования топа приложений — качественные продукты получают хорошую поддержку и быстро выводятся в лидеры, — рассказывает разработчик.
Ставка на iOS оказалась стратегически выигрышной, считает Байтурин. Если бы разработчики начинали с приложения для Android, на маркетинг пришлось бы раскошелиться, потому что раскрутиться так быстро не получилось бы. Бизнесмен объясняет это тем, что владельцы Android-устройств менее платежеспособны. Дальнейшие инвестиции тоже не требуются, поскольку у проекта уже есть собственные возможности для инвестиций, если это потребуется в будущем.
Дальнейшее развитие приложения возможно при увеличении сообществ-партнеров. Сейчас «источник» подписчиков — это 200 собственных сообществ команды Байтурина по 30 тысяч человек в среднем, а также те, с кем они обмениваются рекламой (взаимопиаром). Сейчас в компании всего пять человек: два разработчика, два менеджера и маркетолог. Перед ними стоит цель вывести компанию на оборот 20 млн рублей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.