«Мне выдали доверенность на ведение дел, связанных с наследием Аксенова. Копию переслал в мэрию Казани»
«Аксенов-фест» начинается со скандала: наследники писателя подают в суд на устроителей мероприятия
Обычно проводимый осенью, «Аксенов-фест» в этом году начнется уже завтра — он приурочен ко дню рождения Василия Аксенова, которому 20 августа исполнилось бы 85 лет. И кажется, что фестиваль этого года начинается с серьезного скандала. К этому юбилею наследники писателя запустили портал под названием «Остров Аксенов». На нем высказываются серьезные претензии к организаторам фестиваля в Казани.
Правообладатели
Еще за несколько дней до запуска портала в редакцию «Реального времени» обратился племянник писателя Александр Змеул, который рассказал о том, что готовится такой проект и высказал весьма серьезные претензии устроителям «Аксенов-феста». Портал, который только-только заработал, поражает глубиной и информативностью, поклонники творчества Аксенова могут почерпнуть, зайдя на него, массу интересного.
«Выражаем благодарность за создание портала правообладателям — Ирине Змеул и Алексею Аксенову, а также Виктору Есипову, Наталии Карлиной, Дому русского зарубежья имени Александра Солженицына и лично Виктору Москвину и Инне Розановой. Также выражаем благодарность издательствам, с которыми мы работаем, — «Эксмо», «Азбуке» и Редакции Елены Шубиной (АСТ)», — говорится во вводной части.
Поясним, что названные правообладатели — это сын Василия Аксенова от первого брака Алексей и единокровная сестра его последней жены Майи Афанасьевны — Ирина Афанасьевна Змеул. То есть самые близкие родственники писателя. И если Алексей Аксенов однажды был участником «Аксенов-феста», он приезжал на открытие музея своего отца, то семья Змеулов в составе участников никогда не значилась. Хотя однажды Александр все же побывал на фестивале.
«Правообладатель — моя мама, Ирина Змеул. Она выдала мне доверенность на ведение всех дел, связанных с наследием Василия Аксенова. Копию этой доверенности я после прошлогоднего «Аксенов-феста» переслал в мэрию Казани. Я занимаюсь архивом Василия Павловича еще с 2010 года, когда перевозил в ручной клади архив Аксенова из Америки. Почему в ручной? Потому что боялся, вдруг багаж пропадет и уникальные документы будут утрачены», — рассказал Александр Змеул «Реальному времени».
Вроде бы праздник…
«Мне не очень интересна роль «профессионального родственника и наследника», но иногда приходится в ней выступать. В режиме спецоперации объявлено о проведении так называемого «Аксенов-феста» в Казани. Анонс появился буквально за неделю, тема фестиваля — «Аксенов без цитат», то есть вроде бы праздник, посвященный Аксенову, но без всякого намека на самого Аксенова», — пишет на сайте «Остров Аксенов» Александр Змеул.
Да, действительно, информация о том, что в Казани пройдет «Аксенов-фест», пришла в редакцию только 17 августа, то есть за два дня до открытия. Хотя если посмотреть на практику проведения многих международных фестивалей в городе, о них бывает известно задолго. Но спишем это на нерасторопность устроителей.
«Впервые на фестивале я побывал в прошлом году и был удивлен тем, насколько Аксенов неинтересен его устроителям. Вернее, интересен как бренд, под который можно получить деньги, устроить литературную тусовку в Казани, пообщаться с мэром, ну и мимоходом вспомнить Аксенова. Главным хранителем наследия Аксенова в Казани отчего-то считают главного редактора журнала «Октябрь» Ирину Барметову, которая именуется координатором фестиваля. Правда, наследники и правообладатели не в курсе ее заслуг в деле памяти Аксенова», — высказывает одну из претензий Александр Змеул на сайте, обратившись к общественности.
«Год назад меня пригласила на «Аксенов-фест» Ирина Барметова. Я приехал с целью выступить и рассказать о проекте «Остров Аксенов», который мы тогда готовили. Но Ирина Николаевна в категоричной форме сказала, что мое выступление в программе не предусмотрено. Таким образом, я не смог донести до поклонников творчества Василия Аксенова информацию о готовящемся сайте. Мне довелось быть на вечере в Качаловском театре, где вручали «Звездный билет» — аксеновскую премию. После вечера планировалась встреча с мэром Казани Ильсуром Метшиным. Но ни я, ни лауреаты «Звездного билета» на эту встречу не были приглашены. Я вовсе не стремлюсь к общению с властями предержащими, просто на этой встрече мог бы поговорить с мэром Казани о том, каким видят фестиваль наследники Аксенова», — так прокомментировал «Реальному времени» свои впечатления от поездки в Казань племянник писателя Александр Змеул.
Без согласия правообладателей
Претензии наследников серьезны. По их справедливому мнению, они, как правообладатели, имеют и моральное право, и тем более юридическое принимать участие в выборе куратора и формировании программы. Конечно, нужно и их согласие на использование образа Аксенова.
Противная сторона в лице мэрии утверждает, что сам Василий Павлович был инициатором первого фестиваля в 2007 году, что касается авторских прав — то мероприятия бесплатны, поэтому организаторам «феста» не надо брать никаких разрешений. То есть без согласия правообладателей на протяжении нескольких лет можно ставить спектакли, издавать книги без копирайта. Между тем бюджет фестиваля этого года — 5,5 миллиона рублей, что можно сравнивать с бюджетом Казанского международного фестиваля мусульманского кино, более масштабного и, несомненно, прозрачного.
Александр Змеул подчеркивает: «Наследники готовы предоставить казанскому фестивалю безвозмездное право исполнять произведения Аксенова». Дело в моральной стороне — их просто никто не спрашивает.
Ситуация непонимания и разногласий между устроителями фестиваля и наследниками Аксенова такова, что работа последних с архивом, переданным в Дом русского зарубежья, публикация ранее не издававшихся произведений и переписки писателя, портал «Остров Аксенов» — все это остается вне поля зрения и интересов организаторов «Аксенов-феста» в Казани.
Одна из чиновниц мэрии, с которой в прошлом году все же удалось поговорить Александру Змеулу, как-то робко отреагировала на его слова: «Правообладатель, наследник… Ну ведь мэр поручил делать фестиваль Ирине Барметовой, наверное, надо было и вас подключить…» Не подключили. В этом году наследников на фестиваль традиционно не пригласили даже в качестве гостей, не говоря уж о том, чтобы ввести их в состав организаторов.
Обращение в суд
Исчерпав все мирные способы установления контактов с организаторами «Аксенов-феста», наследники в самое ближайшее время обращаются в суд. Претензии серьезны и заслуживают того, чтобы изложить их полностью.
«Использование имени и образа Василия Аксенова при проведении «Аксенов-феста» без согласия правообладателей. Статья 1267 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что «…после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицам». Никаких обращений от инициаторов проведения фестиваля по поводу использования имени Василия Павловича не поступало.
Многократное публичное исполнение произведений без согласия правообладателей в 2009—2017 годах. В соответствии со статьей 1270 Гражданского кодекса РФ, «любое публичное использование произведения вне зависимости от того осуществляется оно в целях извлечения прибыли или нет, может быть использовано только с разрешения правообладателя». Российское авторское общество, управляющее правами в сфере публичного исполнения произведений, обращалось к площадкам, на которых исполнялись произведения, и исполкому г. Казани, однако ответа не было получено.
Отсутствие указания знака правообладателя на издании произведений Василия Аксенова на татарском языке, выпущенном в 2016 году в «Татарском книжном издательстве» по инициативе исполкома Казани. Правообладателями по просьбе исполкома Казани была бесплатно предоставлена лицензия на выпуск этого издания. В соответствии со статьей 1271 Гражданского кодекса РФ и договором, заключенным правообладателями с «Татарским книжным издательством», «правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения». Таким образом, на книге должно быть указано © В. Аксенов, Наследники. В марте 2017 года в адрес издательства представителями правообладателя было направлено письмо, ответ не был получен».
Вот такая печальная история, которая омрачает память нашего земляка, замечательного писателя и светлого человека Василия Павловича Аксенова. Даже если не учитывать претензии наследников, тот, кто ежегодно посещает «Аксенов-фест», замечает, что «неладно что-то в Датском королевстве», фестиваль становится менее интересным и отчасти превращается в «салон Ирины Барметовой». Хотя, безусловно, какие-то попытки напомнить землякам об Аксенове существуют.
«Цитирование по закону не предусматривает выплаты авторского вознаграждения»
В изложении этой ситуации мы хотим быть объективными и готовы дать возможность высказаться противоположной стороне — организаторам «Аксенов-феста» и самой Ирине Николаевне, если у нее будет такое желание.
Дозвониться до директора музея писателя Ирины Аксеновой нам не удалось, ее телефон молчит, а на запрос в мэрию Казани редакция получила следующий ответ (приводим его полностью, офография и пунктуация сохранены, — прим. ред.):
«В ответ на Ваш запрос по поводу позиции Александра Змеула, направляем следующую информацию Управления культуры Исполнительного комитета г.Казани.
«Аксенов-фест» был задуман в 2007 году в год 75-летия Василия Аксенова. Василия Павлович тогда категорически отказывался от юбилейных мероприятий, но согласился заменить торжества чтением стихов и музыкой, а именно любимым им джазом. В дальнейшем этот формат сохранился. По приглашению самого Аксенова в первом фестивале приняли участие Белла Ахмадулина, Михаил Веллер, Михаил Генделев, Ирина Барметова, Александр Кабаков, Евгений Попов и др. И это стало огромным событием в культурной жизни Казани.
По просьбе писателя городскими властями был восстановлен дом, в котором прошло его детство. Названный Домом Аксенова, он все последующие годы гостеприимно принимал мероприятия «Аксенов-феста», а также стал постоянной площадкой для множества других литературных мероприятий в Казани. В Доме Аксенова есть историко-биографическая экспозиция с документами, фотографиями, письмами, книгами Василия Павловича, переданными музею родственниками писателя. При открытии музея его сын, Алексей, подарил уникальный экспонат — печатную машинку, на которой были созданы многие произведения Аксенова.
По просьбе писателя городскими властями был восстановлен дом, в котором прошло его детство
Поэтому говорить, что «Аксенов-фест» не имеет отношения к самому Аксенову, как минимум неуместно.
Безусловно, литературное наследие Аксенова не просто является достоянием всех почитателей его творчества, но и имеет правообладателей. Мы поддерживаем связь с сыном писателя, который обладает ½ авторского права на произведения В.П. Аксенова, многократно приглашали его на «Аксенов-фест», и он никогда не был против проведения фестиваля.
Вторая половина авторского права принадлежит свояченицы В.П. Аксенова Ирине Афанасьевны Змеул, по доверенности от которой выступает Александр Александрович Змеул. Он принимал участие в фестивальных мероприятиях 2016 года по нашему приглашению в качестве гостя.
Мы вместе с Союзом писателей РТ обращались к нему за разрешением и получили его при выпуске сборника произведений Василия Аксенова на татарском языке. Тираж был направлен в городские библиотеки.
После «Аксенов-феста-2016» он обратился на имя мэра по вопросу согласования программы фестиваля с наследниками, то есть с ним (второй наследник, сын В.П. Аксенова Алексей Васильевич никогда не претендовал на это).
Ему от имени первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета г.Казани Д.И.Фаттахова были направлены ответы (от 06.10.2016 №32656/исх-05-03-09, от 17.03.2017 5313/исх-05-03-09), что Исполнительный комитет г.Казани готов рассмотреть его предложения по формированию программы фестиваля 2017 года. Однако предложения от А.А. Змеула для программы фестиваля 2017 года в Исполнительный комитет г.Казани не поступали.
Вместе с тем, А.А. Змеул обратился в Общероссийскую общественную организацию «Российское авторское общество» о предоставлении информации по бюджету фестиваля «Аксенов-фест» и международной литературной премии «Звездный билет», а также заключении с РАО лицензионного договора на право использования произведений В.П. Аксенова, а также других музыкальных произведений и выплате авторского вознаграждения представителям правообладателя наследия В.П. Аксенова.
Однако в рамках прошлогоднего фестиваля звучали только отдельные цитаты из документов, связанных с жизнью Аксеновым, а цитирование по закону не предусматривает выплаты авторского вознаграждения.
«В рамках прошлогоднего фестиваля звучали только отдельные цитаты из документов, связанных с жизнью Аксеновым, а цитирование по закону не предусматривает выплаты авторского вознаграждения». Фото Олега Тихонова
Фестиваль — это открытая система. Мы рады объединить людей и явления, связанные с именем Василия Аксенова. Мы рады конструктивному взаимодействию со всеми, кто заинтересован в популяризации его творчества.
Мы надеемся, что Александр Александрович поторопился с выводом о том, что не найдет общего языка и ни о чем не сможет договоримся с устроителями фестиваля, тем более, что нам не удалось установить с кем именно из сотрудников исполкома он общался, а письменных обращений мы от него не получали.
Мы заинтересованно изучаем мнение о фестивале. Например, в прошлом году в некоторых СМИ прозвучала критика, что Дом Аксенова, как основная площадка фестивальных программ не в состоянии вместить всех желающих попасть на фестиваль. В этом году список площадок был увеличен, больше стало мероприятий в общественных пространствах. Это отвечает формату и концепции доступности фестиваля, все мероприятия которого для слушателей и зрителей действительно бесплатные, а также свидетельствует о бескорыстности наших намерений».
«Такая же история произошла с Бертольдом Брехтом»
Мы попросили экспертов высказаться по поводу разгоревшегося конфликта.
-
-
Нияз Игламов театральный критик, заведующий литературной частью Камаловского театра, участник «Аксенов-феста» этого года
-
Ирина Барметова — опытный человек, не думаю, что она сознательно нарушает права наследников Аксенова. Права наследования — это вообще тонкая вещь. Думаю, что эта коллизия должна разрешиться мирным образом, ведь «Аксенов-фест» — один из брендов Казани. Похожая история была с Бертольдом Брехтом, когда умер его главный наследник, наследование перешло к другим людям, теперь они просят за постановки пьес Брехта большие деньги, и ставить великого немецкого драматурга могут только очень богатые театры.
-
-
-
Юрий Балашов главный редактор журнала «Казань»
-
Мне приходилось, к счастью, общаться с Василием Павловичем. И я очень хорошо знал его отца, Павла Аксенова, у нас были общие друзья. В первом номере нашего журнала в 1993 году были опубликованы мемуары Павла Аксенова «Последняя вера». Мы вообще уделяли большое внимание и уделяем до сих пор наследию Василия Павловича. После первого «Аксенов-феста» нам удалось собрать все тексты выступавших в Казани его друзей и опубликовать их. А Гладилин и Попов и вовсе стали членами нашей редколлегии. У нас было желание опубликовать в журнале воспоминания и отца, и матери Аксенова с его предисловием. Он согласился, мы обговорили его авторские права. Но, увы, не срослось. Что касается ситуации вокруг «Аксенов-феста», мне кажется, той и другой стороне надо вникнуть в мотивы друг друга, постараться понять. И принять верное решение.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.