«Мы идем к тому, чтобы продолжительность жизни диализных пациентов была как у тех, кто не ходит на диализ»

Евгений Конюхов о лечении одного из самых тяжелых поражений почек

По данным Всемирной организации здравоохранения, хронической болезнью почек в мире страдает до 10% населения. Причем с поражением почек могут протекать сердечно-сосудистые, легочные, эндокринные, ревматические болезни, заболевания крови, желудочно-кишечного тракта, печени. Почки замыкают на себе практически все. Как вовремя диагностировать проблемы с почками и не дойти до стадии, когда помочь может только гемодиализ или трансплантация, в интервью «Реальному времени» рассказал медицинский директор ГК «Клиника диализа» Евгений Конюхов.

«Клиника диализа» — это группа компаний, которая в своих клиниках на протяжении 10 лет предоставляет медицинские услуги жителям Татарстана и регионов России.

«Почки — терпеливый орган»

— Евгений Александрович, чаще всего люди знают об опасности сердечно-сосудистых или онкологических заболеваний. О том, что проблемы с почками — не менее серьезные, подозревают далеко не все.

— Разделять сердечно-сосудистые заболевания и заболевания почек абсолютно неверно. Уже довольно давно нефрологи заявили, что не бывает поражений сердечно-сосудистой системы без заболеваний почек, не бывает поражений почек без заболеваний сердечно-сосудистой системы. Можно с уверенностью сказать, что практически у каждого человека, страдающего серьезным сердечно-сосудистым заболеванием, есть поражение почек в той или иной степени. Это же касается и пациентов с диабетом, с системными заболеваниями типа системной красной волчанки или ревматоидного артрита. Все почечные заболевания сегодня объединены в одну группу, которая называется «хроническая болезнь почек» (ХБП). Это понятие наднозологическое, то есть стоит над диагнозом. Если мы говорим, что у человека хронический гломерулонефрит, то это как минимум подразумевает хроническую болезнь почек, потому что есть непосредственное поражение органа. Но бывает, что при наличии заболевания сердечно-сосудистой системы или диабета с помощью простых анализов можно выявить у пациента снижение почечной функции. Это снижение имеет пять степеней, самая тяжелая — пятая, когда почки практически не работают и человеку необходим гемодиализ либо трансплантация почки.

— Почему люди так поздно обращаются к врачу?

— Если заболевания сердечно-сосудистой системы себя проявляют сразу — в виде стенокардии, инфаркта или сердечной недостаточности, то о заболеваниях почек человек впервые узнает иногда за несколько недель до начала гемодиализа. Если на 80% упадет функция сердечной мышцы, это будет прямой путь к пересадке сердца и пациент до этого прочувствует, что у него что-то не так. Почки — настолько терпеливый орган, что первые клинические признаки могут появиться, когда их функциональная способность снизится более чем на 80%, и тогда первым диагнозом сразу становится хроническая болезнь почек в пятой стадии.

— Насколько проблема ХБП серьезна для России?

— По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ХБП поражено до 10% всего населения. Эти цифры можно экстраполировать и на Россию. Заместительную почечную терапию в России получает около 30 тыс. человек. На гемодиализе в Татарстане находится около 1300 человек.

«Надо делать всего два простых анализа»

— Как не довести ситуацию до крайности — до гемодиализа или трансплантации?

— Избежать заболеваний почек достаточно просто, модифицировав образ жизни. На снижение почечной функции сильно влияет избыточная масса тела, табакокурение, избыточное потребление алкоголя, гиподинамия — то есть все те факторы, которые влияют и на сердечно-сосудистую систему.

Почки — настолько важный орган, что контролировать их функцию надо до появления симптомов. Человек старше 45 лет, имеющий какие-то факторы риска, к примеру избыточный вес, или курящий, а также с какими-то сопутствующими заболеваниями, должен с определенной регулярностью проходить обследования. Надо делать всего два простых анализа: анализ крови на креатинин и анализ мочи на альбумин. Если альбумин фильтруется в большем количестве, чем положено, значит, структура почек уже имеет какие-то повреждения. Даже после банальной простуды в советские времени врачи отправляли пациентов сдавать общий анализ мочи. Я бы советовал вспомнить это правило. Если с анализами все нормально, можно успокоиться, если что-то не так, надо сдать анализ крови на креатинин.

— Если заболевание почек выявили на ранней стадии, насколько сохранится качество жизни человека?

— Если признаки поражения почек выявлены в достаточно молодом возрасте, назначается диета, рекомендуется изменить образ жизни, бросить курить, увеличить двигательную активность, похудеть, принимать таблетки, следить за давлением, тогда даже с хронической болезнью почек человек может прожить долгую, активную жизнь.

— В России налажена профилактика ХБП?

— Что есть в России? Несколько лет назад появился порядок оказания помощи взрослому населению по профилю «нефрология». Там много разделов посвящено профилактике. Так, ХБП до третьей стадии должен и может наблюдать не обязательно нефролог, а врач любой специальности, в том числе и участковый терапевт, и врач общей практики. Более того, предусмотрено, что диспансерное наблюдение ведет участковый врач, врач общей практики, нефролог. В национальных рекомендациях подробно прописано, какие категории должны наблюдаться, какие методы должны использоваться. Знать и уметь бороться с ХБП на ранних стадиях должен уметь каждый специалист. Ведь в России нефрологов не хватает, их по стране менее 2000.

— Но хватает ли знаний у участкового врача для того, чтобы обнаружить заболевание почек?

— Для того, чтобы выявить ХБП на ранней стадии, должно хватать. Главное, чтобы у врача было это стремление.

В Татарстане с этим обстоит дело достаточно хорошо. Республиканская школа нефрологов известна и уважаема в России. Главный нефролог РТ профессор Ольга Сигитова, профессор КГМУ Аделя Максудова. Ими воспитана плеяда нефрологов. Основополагающая роль в развитии диализной помощи жителям республики принадлежит Министерству здравоохранения РТ: достигнут высокий уровень обеспеченности, 100% доступность и высокое качество заместительной терапии!

— В Татарстане насчитывается 1300 человек, получающих процедуру гемодиализа, и 1000 из них проходят эту процедуру в вашей клинике. Вы объясняете им, что за диагноз им поставлен и какие ограничения им следует соблюдать?

— Мы проводим школы для пациентов, их родственников и всех интересующихся людей. На них могут прийти участковые врачи, у которых на участке есть диализный пациент, врачи-специалисты из стационара. В 2017 году провели две школы — в Казани и Марий Эл, и готовимся провести еще шесть с участием главных специалистов-нефрологов региона, ведущих специалистов по сосудистым заболеваниям. Мы рассказываем пациентам, что такое диализ, как они должны соблюдать диету, каким образом проводится трансплантация почек. Следующая школа планируется в конце августа в Закамье, ведь в наших центрах диализа в Набережных Челнах, Нижнекамске и Бугульме получают лечение более 500 человек. Наша группа компаний работает почти 10 лет. За это время мы открыли 10 своих клиник, из которых пять расположены в Татарстане и пять — в регионах России: Марий Эл, Тульской области, Орловской области, Москве и Нижневартовске. Всего в наших клиниках получают гемодиализ 1900 человек.

— Какая основная проблема трансплантации? Поиск подходящего донора?

— Сложно найти донора с генетической совместимостью. Тем не менее в Татарстане благодаря главному трансплантологу в ПФО Шамилю Галееву активно развивается трансплантация почки.

«Диализ «стареет»

— Каков сегодня в России средний возраст людей, получающих гемодиализ?

— По данным Российского диализного общества, он не превышает 50 лет. Но в других странах диализ «стареет» и приближается к 70—80 годам.

— За счет чего?

— Думаю, за счет того, что на Западе были раньше сняты возрастные рамки по взятию пациентов на гемодиализ. В России тоже к этому пришли, но позже. Может быть, это связано с тем, что выявляемость пациентов на ранних стадиях хорошая и пациентов долгое время «тянут» на додиализном состоянии. Также во всем мире растет продолжительность жизни диализных пациентов. И диализная популяция тоже подвигается.

В наших центрах диализа постоянно растет средний возраст пациентов, получающих заместительную терапию. В ряде центров он достигает 60 лет. Мы стремимся к тому, чтобы продолжительность жизни диализных пациентов была как у тех, кто не ходит на диализ. Если мы взяли на диализ пациента в возрасте 30—40 лет, мы должны обеспечить ему продолжительность жизни не меньше, чем средняя продолжительность жизни в стране.

Партнерский материал

Интернет-газета «Реальное время»
ОбществоМедицина

Новости партнеров