Центробанк повел «Спурт» по дорожке группы ТФБ

Кредитную организацию банкротят по формальным грошовым требованиям, но сумма может возрасти уже в ближайшее время

ЦБ довел ситуацию со «Спуртом» до логического конца — подано заявление о банкротстве кредитной организации. Все процедуры идут по шаблонам, уже обкатанным на других татарстанских банках. Пока сумма требований — более чем скромная. Судя по последней отчетности, она намного не вырастет, если ЦБ и АСВ не начнут оспаривать сделки по примеру группы «Татфондбанка». Подробности — в материале «Реального времени».

Банкротство из-за 12 млн рублей?

Банк России в лице отделения Национального банка по Республике Татарстан подал иск в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании банкротом «Спурт Банка». Это следует из материалов арбитража. Иск подан в суд первой инстанции 14 августа 2017 года.

Сумма исковых требований ЦБ к коммерческой кредитной организации пока более чем скромная — 12,5 млн рублей. Впрочем, вероятнее всего, сумма будет расти. Буквально за неделю до этого, 8 августа, временная администрация по управлению банком «Спурт» в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ) сообщила о приеме требований кредиторов. Объявление появилось на сайте ЦБ РФ. Очевидно, что за это время подать свои требования кредиторы не могли.

Банк России в лице отделения Национального банка по Республике Татарстан подал иск в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании банкротом «Спурт Банка». realnoevremya.ru/Максима Платонова

О масштабах возможных требований сейчас говорить сложно — в мае «Спурт» скрыл отчетность. На 1 апреля 2017 года нетто-активы банка составляли 12,24 млрд рублей. В пассивной части баланса средства физических лиц составляли 1,44 млрд рублей. Привлеченные средства на рынке МБК — 1,71 млрд рублей. Все эти показатели резко упали за I квартал 2017 года. Особенно резко упали остатки на счетах юрлиц — с 4,67 млрд рублей до 0,78 млрд рублей. Можно сказать, большинству корпоративных клиентов удалось вывести свои средства накануне краха банка, а вклады физлиц компенсировало АСВ. Поэтому многомиллиардных требований кредиторов явно не будет, если ЦБ и временная администрация не возьмутся оспаривать последние сделки перед крахом по примеру группы ТФБ.

По примеру группы ТФБ?

Пока Центробанк проводит «Спурт» по обкатанной, в том числе на многих банках Татарстана, схеме: ввод временной администрации АСВ, три месяца на проверку, отзыв лицензии, через месяц — подача на банкротство. В случае со «Спуртом» АСВ понадобилось даже меньше традиционных трех месяцев — временную администрацию ввели 28 апреля, а лицензию отозвали 21 июля.

Дальше, как показывает практика, арбитраж не церемонится, а в течение месяца признает банк банкротом, конкурсным управляющим становится АСВ, которое и ведет процедуру банкротства. А вот на этом этапе уже бывают расхождения. По целому ряду банков АСВ и ЦБ обошлись без громких дел, по «Татфондбанку» же практически сразу начали оспаривать сделки, совершенные незадолго до его краха. Спустя какое-то время та же практика была применена и в «Интехе». Учитывая объемы вывода средств из «Спурта» юрлицами в I квартале, а также истинную причину краха банка, попыток оспаривания сделок можно ждать и здесь.

Начинается борьба за «КЗСК-Силикон»

Напомним, при отзыве лицензии регулятор сообщил, что истинные причины предстоящего банкротства банка — в неудачном инвестиционном проекте: «Значительная часть кредитного портфеля была направлена на финансирование крупного инвестиционного проекта подконтрольных бенефициару банка предприятий, финансовое положение которых в настоящее время оценивается как критическое».

Крупный инвестиционный проект, о котором пишет ЦБ, — это завод «КЗСК-Силикон», запустить который давно пыталась Даутова. Сначала участвовать в проекте согласился Внешэкономбанк (ВЭБ), однако в начале 2016 года он заморозил финансирование из-за двукратного удорожания завода — с 6,7 до 13,7 млрд рублей. После этого Даутовой пришлось искать деньги на достройку предприятия. По информации «Реального времени», речь шла о сумме порядка 3 млрд рублей.

Однако сумма исковых требований со стороны «Спурта» к банкротящемуся заводу оказалась скромнее. 25 июля о включении в реестр требований кредиторов ходатайствовало АСВ в качестве временной администрации «Спурта». Претензии составили 485 млн руб. Но банк может также предъявить претензии и банкротящемуся АО «КЗСК» — основному акционеру «КЗСК-Силикон», которым, в свою очередь, частично владеет экс-предправления «Спурта» Евгения Даутова (более 30% акций).

Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров