Марк Лонг: «Впечатляет то, что Татарстан сосредоточен на определенных областях, а не пытается охватить все сферы»

Для того чтобы добиться успеха, нужно сосредоточиться на чем-то одном, а не распылять усилия на разные направления

В среду в стенах Казанского (Приволжского) федерального университета на минувшей неделе с лекцией выступил ведущий эксперт Американской национальной ассоциации бизнес-инкубаторов (NBIA, США) по вопросам инкубации высокотехнологичных бизнесов, предпринимательства и инновационного развития Марк Лонг. Заокеанского гостя вместе со студентами и сотрудниками университета слушала корреспондент «Реального времени».

Разница между креативностью и инновацией в пользе

На минувшей неделе перед сотрудниками и студентами КФУ выступил американский эксперт Марк Лонг. Это третий за полгода визит заокеанского гостя в Казань. Первый был в ноябре 2014 года, тогда эксперт поделился с руководством республики инновационной стратегией развития малого бизнеса и бизнес-инкубаторов, вторая лекция прошла в Казанском энергетическом университете, а вчера Лонг выступал для слушателей программ повышения квалификации и лиц, включенных в кадровые резервы, с темой «Креативность и инновации».

Лонга аудитории представил экс-министр экономики РТ, проректор КФУ по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин. По его словам, лекция Лонга — это новый совместный проект администрации президента РТ при участии главы республики Рустама Минниханова и Казанского федерального университета.

Лонг свое выступление начал с приветствия: «Для меня большая честь быть в Казани. Я работаю в России с начала 2000-х годов. Казань — замечательный, процветающий город, и я очень впечатлен тем, что я здесь видел. Я встречался с президентом и его командой, мы обсуждали экономическое развитие, и сегодня я здесь, чтобы поговорить об инновациях, креативности и прикладном экономическом развитии», — заявил он.

По словам Лонга, между инновацией и креативностью существует большая разница. Креативность, по его мнению, является процессом генерирования новых идей. При этом идеи эти могут прийти тремя способами — чувства, интуиция, опыт и знания. Инновация же — это применение этих идей и зарождение чего-то нового. Это изобретение, применение и эксплуатация. «Инновации создают новые измерения работы, это та цель, к которой мы стремимся», — утверждает Лонг.

Креативность, по мнению эксперта, — это кроссовки с самозавязывающимися шнурками, это сигареты с фильтром из сыра, это дозатор геля для душа в виде носа. «Неизвестно, для чего создавались эти предметы и патентовались, видимо, их создатели сочли, что это необходимо. Люди создают креатив, но это далеко от инновации. Их изобретения не продаются, их идеи не работают», — негодует Лонг.

Инновации должны быть практичными, чтобы они работали

По мнению Лонга, не стоит распыляться на все сферы, а лучше сосредоточиться на одной. «Я всегда говорю студентам: не ждите, что что-то произойдет, сосредоточьтесь на том, что есть. Это ориентация на клиента, на то, что нужно клиенту», — говорит он.

Впечатлен Лонг не только Казанью, но и вниманием, уделяемым правительством республики этой теме: «В Казани есть «IT-парк», который сосредоточен на инновациях и информационных технологиях. Впечатляет то, что Татарстан сосредоточен на определенных областях, а не пытается охватить все сферы», — заявил эксперт.

На сегодняшний день есть три вида инноваций — в области товаров и услуг, операционные инновации и инновации, сосредоточенные на деньгах.

Примером устойчивой инновация, по мнению Лонга, является компания Apple, которая продолжает изобретать все новые и новые гаджеты с учетом потребностей и пожеланий их покупателей.

«Мы теряем способность задавать вопросы по мере того, как взрослеем»

Прежде чем создавать компанию, необходимо ответить на следующие вопросы: какую проблему потребителя она решает? Почему люди должны будут покупать этот продукт? Что они будут с ним делать? Какова вероятность что они купят именно этот продукт?

«В Москве самая ужасная дорожно-транспортная ситуация. Нигде в мире не встретишь такие пробки — ни в Токио, ни в Дубае, ни в Нью-Йорке. Если ваш бизнес ориентирован на данном вопросе, как вы сможете убедить людей пользоваться общественным транспортом?» — задается вопросом Лонг.

По словам профессора, чтобы создать инновацию, не нужно думать шаблонно, нужна неординарность. «В данном случае необходимо находить решения не в добавлении дорожной полосы, а искать более интересные решения», — предлагает он.

Проблема отсутствия идей кроется в нежелании людей интересоваться чем бы то ни было. К примеру, 5-летний ребенок задает минимум 65 вопросов в день, тогда как среднестатистический взрослый человек задает всего 6 вопросов. «Мы теряем способность задавать вопросы по мере того, как взрослеем. Нужно вернуть себе способность задавать минимум 20 вопросов в день, и два из них должны быть: 1) Как и почему люди должны изменить что-то, чтобы получить необходимое, чтобы перейти на новый уровень? 2) Что нового и какие инновационные идеи необходимы, чтобы изменить тот или иной процесс или продукт? Эти два вопроса являются ключевыми, для того чтобы изобрести инновацию», — заверяет Лонг.

Кто не рискует, тот… без инноваций

По мнению зарубежного эксперта, в мире существуют заблуждения, которые мешают создавать инновации. Люди думают, что над ними будут смеяться, что покажутся глупыми в глазах других.

«Инновация — новое, иное, необычное, то, что хотят видеть люди. И список инновационных компаний всегда возглавляют компании, которые готовы предоставить клиентам удобные, понятные, делающие их жизнь лучше услуги. Иное — не значит сумасшедшее, это то, что меняет ожидания, меняет желания и конкуренцию», — утверждает он.

Как говорит Лонг, большинство людей ищут что-то прорывное, такое, что принесет на рынок абсолютно новый продукт или услугу. Но при этом люди ценят простоту в использовании. Человек, покупая продукт, редко изучает руководство по эксплуатации.

Только 10% изобретений имеют инновационный характер

Препятствия, возникающие при внедрении инновации, — страх перед риском. 36% изобретенных инноваций так и не выходят на рынок, потому что люди боятся их внедрять. Невозможно продвигаться вперед, оставаясь консервативным. Чтобы продвигаться вперед, необходимо мыслить открыто и работать с имеющейся информацией. Необходимо перепробовать сотни способов, и далеко не все из них будут действенными. Нужно обращать внимание только на те проблемы, которые можно решить здесь и сейчас. Нужно перестать беспокоится и начать действовать.

Успешные инноваторы создают свой бизнес на 3P — Product (продукт), People (люди), Place (место). Соединив эти три фактора, можно стать успешным и богатым.

Когда речь идет о внедрении нового продукта, следует определить, что вы можете дать людям своей инновацией: лучше, чем было, дешевле, чем есть, продукт для определенной аудитории, что-то новое, чего еще не было. Это ключи к успеху в привлечении клиентов. Как это работает? Правительство обеспечивает лидерство в объединении инновационной культуры и устанавливает цели для каждого. Правительство обеспечивает инновационные разработки финансово и предоставляет площадки для работы. Такова роль правительства. Большинству предпринимателей не хватает инвестиций. Это большая проблема. Правительство обеспечивает этот сектор.

«Самое лучшее место для ошибок — это университет»

Что касается академических знаний, то существуют университеты, обеспечивающие обучение желающих. Университеты должны создать такую площадку для общения студентов, которая поддержит креативность и будет толерантно относиться к возможным провалам. Люди могут ошибаться, и они не всегда добиваются успеха. «Самое лучшее место для ошибок — это университет. Место, где студенты могут заручиться поддержкой и продолжить свои исследования», — утверждает профессор.

В промышленности инвестиционный менеджмент стоит на самой верхушке. Многие компании называют своих президентов главными по инновациям. Президенты компаний собирают идеи из разных источников и разных областей. Руководитель вдохновляет своих сотрудников на креатив и новые идеи. Руководитель должен поощрять креативность.

«Бизнес-инкубаторы — отличные площадки для реализации инновационных проектов. В России я помогал строить бизнес-инкубаторы в Тюмени, Владивостоке и Москве. Я строю такие инкубаторы по всему миру. На сегодняшний день в мире более 60 тысяч бизнес-инкубаторов. Инкубаторы помогают растить стартап-проекты. Они наводят мосты между университетами и промышленностью и помогают их сотрудничеству. Они позволяют коммерциализировать новые технологии, которые разрабатываются в университетах. Они служат проводником на рынок новых идей. Инкубаторы помогают собрать все кусочки пазла в один — университет, промышленность, общественный сектор и прибыль».

Гузель Шамилова, фото Максима Платонова
Справка

Марк Лонг — американский экономист, президент компании «Лонг Перформанс Эдвайзорс, ЛЛС», консалтинговой компании, ориентированной на поддержку бизнес-инкубаторства, передачи технологий, продаж, маркетинга и экономического развития. В настоящее время преподает на факультете предпринимательства и управления в Школе бизнеса Келли (Университет Индианы). Ранее Лонг являлся президентом и генеральным директором Научно-исследовательской корпорации при Университете Индианы (IURTC). Данная корпорация владеет Центром перспективных технологий при Университете Индианы (IUETC), инкубатором в сфере биологических наук. Он также занимал должность президента и генерального директора этого учреждения.

Новости партнеров