«Называть возможного организатора информационной атаки на бизнес полезно»

Святослав Бирюлин размышляет о том, как топ-менеджеры «Мортадель» разрулили ситуацию с «вбросом о «человечине» в колбасе.

На минувшей неделе газета «Известия» опубликовала информацию о том, что в колбасе «Мортадель» нашли человеческую ДНК, после чего другие СМИ подхватили эту новость и растиражировали ее. Несколькими часами позже выяснилось, что информация ложная, однако ущерб репутации предприятия уже был нанесен. В авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», директор компании Sapiens Consulting Святослав Бирюлин решил разобрать «кейс «Мортаделя». Эксперт по стратегическому менеджменту рассказал, насколько разрушительными могут оказаться последствия информационной атаки на бизнес и что делать компании, пострадавшей от «вброса».

«Когда на компанию «наезжают» таким образом, самое худшее — молчать»

Некоторое время назад в СМИ появилась информация о том, что в колбасе производства компании «Мортадель» содержится ДНК человека в превышающих допустимые значения количествах. Впоследствии информация была опровергнута, однако, что называется, «осадок остался». В компании «Мортадель» считают, что информационный «вброс» имеет прямое отношение к их сложным взаимоотношениям с компанией «Дикси». В фактическом положении дел будут разбираться компетентные в этих вопросах специалисты, а для нас это повод задуматься, что может сделать компания в сложившейся ситуации.

Ущерб компании в любом случае нанесен большой. Люди всегда верят плохим новостям легче, чем хорошим, особенно в нашей стране. Если бы, к примеру, в новостях появилась информация о том, что «Мортадель» выпускает продукцию исключительного качества, эта новость однозначно была бы расценена как «заказная», и большинство слушателей или читателей ей бы не поверили. А когда в СМИ появляется информация об ужасающем качестве колбасы, ей, наоборот, поверят, даже если это, наоборот, заказной «вброс». Это свойство человеческой психики — плохие новости расцениваются как сигналы опасности, а века эволюции научили нас реагировать на них во много раз острее. И в этом смысле, к сожалению, информационные «вбросы» такого рода дают сильный эффект.

Несколько лет назад к владельцу одного украинского банка пришли солидные люди и предложили ему за его банк солидную сумму. Но владельцу сумма показалась слишком маленькой, и он потребовал вдвое больше. И тогда буквально на следующий день в некоторых украинских СМИ появилась «горячая новость» о том, что банк находится на грани разорения. За ближайшие дни напуганные вкладчики вывели из банка почти все средства, поставив банк уже по-настоящему в тяжелейшее положение. Солидные люди снова пришли к владельцу, но на этот раз предложили сумму в десять раз ниже, чем предлагали вначале. И ему пришлось согласиться. Как только банк сменил собственника, в СМИ замелькали сюжеты о том, что на самом деле этот банк — надежнее некуда.

Когда на компанию «наезжают» таким образом, самое худшее — молчать. Молчание однозначно расценивается как признание вины, поэтому делать этого не стоит точно. Какую стратегию конкретно выбрать, зависит от ситуации. Например, не так давно теннисистку Марию Шарапову обвинили в употреблении мельдония. Ее реакция на обвинения, по мнению экспертов в области PR, была безупречной. Мария дала пресс-конференцию, на которой признала вину. Но одета она при этом была очень скромно, вела себя также очень скромно, а употребление запрещенного препарата объяснила случайностью и собственной рассеянностью. Ее наказали, но, как считается, не так сильно, как могли бы — и в итоге она снова на корте. То есть в случае однозначной вины порой правильнее признаться, но постараться смягчить масштаб бедствия, который в СМИ, кстати, часто слишком раздувают.

«Если атакованный говорит об абстрактных «злых силах», верят ему слабо»

Но если вы невиновны, то нужно трубить во все трубы. Поскольку позитивная информация воспринимается хуже, а количество имеет значение. Чем больше будет упоминаний, тем лучше. Чем более открытой будет выглядеть компания, тем скорее ей поверят. В случае с «Мортаделем» компания пригласила профессиональных и независимых экспертов, поскольку качество колбасы поддается четкому и понятному измерению, и это было абсолютно правильно. Лучше провести даже не одну, а две или три проверки, силами различных органов, и все результаты этих проверок публиковать на всех мыслимых и немыслимых информационных каналах. В случае, когда привести объективные доказательства невозможно, иногда стоит привлечь известных и уважаемых людей, которым поверят.

«В случае с «Мортаделем» компания пригласила профессиональных и независимых экспертов, поскольку качество колбасы поддается четкому и понятному измерению, и это было абсолютно правильно». Фото mortadel.ru

Как ни цинично это звучит, но называть возможного организатора информационной атаки на бизнес полезно, даже если вы до конца не уверены. Конечно, есть риск получить судебный иск, и с этической точки зрения это небезупречный поступок. Но поскольку публика склонна считать, что дыма без огня не бывает, то лучше объяснить ей, кому могло бы быть выгодно нападение на вас, чтобы в головах читателей возникла причинно-следственная связь. Если атакованный говорит об абстрактных «злых силах», верят ему слабо. Но необходимо помнить о последствиях и взвешивать риски — если вы ошиблись или если ваш противник очень могущественен, последствия будут еще хуже.

Сейчас информационные «вбросы» применяются не так часто, как в 1990-е, когда СМИ были менее щепетильными, но случаются и сейчас. Заранее предугадать их невозможно, и в любом случае атакованная компания находится в положении защищающегося, которое заведомо не выгодно. Но можно к ниму подготовиться. Если для вашей компании репутационные риски высоки (например, если вы производите продукты питания или товары для детей), в штате у вас должны быть опытные пиарщики. В крайнем случае у вас должен быть договор с пиар-агентством.

И очень желательно заранее отработать стратегию поведения в случае информационного «вброса». И потренироваться на отражении более мелких атак — грамотно реагировать на жалобы в интернете, посты в социальных сетях (которые, возможно, пишут ваши конкуренты). Главное — информационный «вброс» не должен заставить вас растеряться. У вас должны быть хорошие контакты со СМИ, которые готовы будут быстро начать сотрудничать с вами, если понадобится опровергать нелепые слухи, известные и влиятельные люди, которые могут заступиться за вас в прессе и так далее. Предупрежден — значит вооружен.

Святослав Бирюлин

Новости партнеров