Дежурный праздник. Как башкиры татар на Сабантуе в Москве обошли

Что увидел московский журналист Радик Амиров на столичном празднике

Накануне в музейном комплексе «Коломенское» в Москве прошел традиционный Сабантуй, на котором побывал главный редактор портала «Россия для всех», руководитель отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня» («РИА Новости») Радик Амиров. О победе башкир над татарами в состязании за национальный дух, не найденном Собянине и замерзших крокодилах журналист рассказывает в своей очередной колонке для «Реального времени».

Где праздник?

Ощущения татарского праздника в Москве не было. В прежние годы уже на дальних подступах к месту проведения шоу стекались люди в национальных шапочках, с гармошками, песнями и плясками. В метро, автобусах и трамваях.

Так было, когда праздник проводился в Измайлово, в парке, рядом с метро. Там было зелено, и если устал или сморила жара, можно было прилечь под кустами и мирно поспать. Тебя никто не трогал.

Так было в Чертаново, в конно-спортивном комплексе «Битца». В этом закатанном асфальтом, душном, закрытом пространстве. (В мишарском исполнении это было логично — «БитцА». Но не более того.)

В музейном комплексе «Коломенское» самого праздника, повторю, не ощущалось. Я был единственный, кто шел в татарской шапке. Родная речь слышалась очень редко. Ни волонтеров, ни гармошки. Привычно серые и сонные полицейские вяло отмахивались от интересующихся — вот туда идите, потом разберетесь. Раньше почти все люди в погонах были татарами. Они на родном могли объяснить, как и куда пройти. Нынешние — лишь отмахиваются.

Привычных рамок безопасности почему-то не оказалось. У ворот «Коломенского» лишь мрачно вышагивала женщина — тоже полицейский. В сумки не заглядывала, ничем не интересовалась. Кто и что проносит — мимо. Было ощущение, что она либо только развелась, либо ее бросил парень, а на Сабантуй у нее дежурство было назначено.

По аллеям парка татарской музыки не было. Из колонок прилегающих кафе София Михайловна Ротару яростно призывала «червону руту не шукать вэчэрами».

Толпа, одетая в продукцию сетевых магазинов, текла себе куда-то вперед. Куда мы шли? Зачем? Где татары? Где Сабантуй? Где вывески? Где волонтеры? Эти вопросы задавал я себе, ища в себе татарина.

И тут откуда-то из леса взревели мощные колонки — пошла родная плясовая, призывая к себе — иди ко мне, вот тут праздник!

Без Собянина, но с казылыком

Торговые ряды заняли большую часть внимания и места коломенского Сабантуя. Народ сновал туда и сюда, но людей, в отличие от прошлых лет, уже ничем было не заинтересовать. Народ просто ходил. Ему был нужен праздник души, родной до боли и слез. Песни и пляски со сцены привлекали внимание собравшихся. Однако этого для народа мало. Ему нужна ширь и благодать. Ему искренность нужна. А искренности и не было.

Дежурные слова о мире и дружбе, выданные с дежурным видом со сцены, не доходили до сердец. Равно и песни. Так же и пляски.

Разве что глава автономии татар Москвы Фарит Фарисов растрогал струны души народа благодаря своей харизме и умению не стушеваться.

Именитые гости из Татарстана, в том числе глава Госсовета республики Фарид Мухаметшин, а также заммэра Москвы Марат Хуснуллин, замглавы Духовного управления мусульман Рушан Аббясов смогли растормошить зрителей.

— А где мэр? — послышалось в толпе.

— Да, а где Собянин? — всполошились другие.

— Он не пришел. У него много дел, — сказал один умник, рыжий такой в очках мужчина.

— 300 тысяч татар, мы тут, мы татары — это не дело?! — переспросил другой.

— Не триста, а щитириста! — у нас всегда найдется пронзительная бабка.

Пока спорили и голосили, выступающие успели выговориться и пожелать дальше веселиться. Затем народ ушел в торговые ряды. Там более всего запомнились татарстанские предприятия. Они умеют продавать — без снобизма, без суеты, с привычным «Исанмесез!». И почему-то веришь, что их продукция — вкуснота! Они умеют торговать.

Ну, нижегородские и особенно пензенские торговцы тоже не стояли сложа руки у своего прилавка. Конечно же, их казы расходилась на ура. Потому что они умеют торговаться.

Среднеазиатский плов шел от 250 рублей, шашлыки — от 150 до 450, спинеры — от 100 рублей до 500.

Я предпочел плов.

Удар подушкой на память

Однако был остров настоящего Сабантуя. Это — большой башкирский островок на площадке Мелеузского и Стерлитамакского районов. Вот где был четко сконцентрированный национальный дух!

Может быть, не всем известно, но как только собирается оргкомитет московского Сабантуя, сразу начинается перетягивание каната между автономией татар Москвы и постпредства Татарстана — кто главней, кто важней.

Башкиры в этом году сделали мудрей, оставив основную площадку татарам Москвы и постпредству Татарстана, а сами ушли чуть в лес, за мостик и там развернули свою часть в виде юрт, палаток, небольшой, но очень внятной сцены с четким ее наполнением. Башкирские песни, напевы, татарские народные, гармошка — настоящая деревенская гармошка! — костюмы. Вот, оказывается, чего не хватало на этом празднике жизни! Даже песни попсовых Салавата Фатхетдинова и Айдара Галимова здесь в искреннем, чистом исполнении стерлитамакских и мелеузских мастеров звучали по-народному. От башкирских напевов трепетали нервы и кожа.

А уж угощения-то, угощения! А уж обращение-то, обращение с гостями — проходите, садитесь, давайте споем!

Провожавшая нас представитель постпредства Башкортостана Гульчачак Хананнова скромно отметила: «Ну вот так работаем уж».

Советник главы автономии узбеков Москвы Ринат Маннанов в башкирской шапке широко улыбнулся:

— А тут-то — класс! Давай я тебя подушкой ударю на память. Я ж татарин, я ж могу.

Закономерно подвести итог. Сабантуй в Москве все чаще становится похожим на сам город — более стеклянным и бетонным, в нем все меньше и меньше деревенского духа. Менее интересно, меньше искренности.

Добило ощущение праздника у метро. Два мужика предлагали сфотографироваться с двумя настоящими крокодилами и одним питоном «в честь Сабантуя». Крокодилы мерзли и закрывали глаза. Питону было все равно.

Чуть далее девушки в пурпурных и морковного цвета накидках напевали что-то типа «Харе Кришна!» и уродливо двигали тазобедренными суставами.

Далее следовали сонные полицейские.

Татарскость осталась там, на Сабантуе.

Радик Амиров, фото tatmsk.tatarstan.ru

Новости партнеров