«Их нравы»: янычары — «перевертыши» на службе султана

Личная гвардия повелителя в войске Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он рассказывает о таком феномене, как янычары.

От «пенчика» к «перевертышам»

На заре становления и активного продвижения на север в Османской империи, при непосредственном участии Султана Мурада I, формируется совершенно новая воинская каста, которая перерастает в первую в истории Турции регулярную армию. До этого момента во время войн войсковые соединения формировалась из народных ополченцев, во главе которых стояли «беи», которые находились на службе у султана. Разумеется, данное положение порождало борьбу за власть и для того, чтобы обезопасить свое окружение, Мурад I принимает решение создать регулярную армию, подконтрольную непосредственно ему и состоящую из так называемых «перевертышей» (девширме).

Данная армия возникла не на пустом месте, ее формирование восходит к традиции «пенчик», по которой каждый пятый, захваченный в плен во время многочисленных балканских походов, обязан был работать на государственной службе. Конечно же, становление воина начинается сызмальства, поэтому дети от 8 до 14, а по некоторым данным и до 18 лет, захваченные в плен, отдавались на воспитание в турецкие семьи внутренней Анатолии. Чаще всего это были дети христиан. В новой семье они принимали новую религию Ислам и обучались турецкому языку и традициям, поэтому их и называли «перевертышами». Из таких перевертышей и сформировалась новая регулярная армия Османской империи, подчиненная султану. Над названием не стали долго мудрить и нарекли их янычарами, что означает «новый воин».

Между рабом и топовым чиновником

Несмотря на то, что янычары были элитой воинского сословия Османской империи, их социальный статус находился где-то между рабом и вольноотпущенником. Существовали довольно жесткие критерии отбора в янычарский корпус, также жесткими, на начальном этапе, были и условия их повседневной жизни. Так, например, до ухода на пенсию янычарам запрещалось жениться, заводить детей и обзаводиться имуществом. Но, кроме кнута был также и пряник в виде государственный службы, государственного обеспечения и продвижения по карьерной лестнице. Некоторые выходцы из янычарского корпуса занимали довольно высокие государственные посты.

Конечно же, с годами эти жесткие критерии были смягчены, в корпус стали набирать не только пленных детей, но и детей простых жителей, родителей которых привлекала перспектива карьерного роста для своих отпрысков. Янычарам разрешили заниматься торговлей, владеть имуществом, заводить семьи и т. д.

Со временем это привело к упадку боевого духа, янычары, обремененные семьей и торговыми делами, уже не хотели участвовать в войнах, и начались многочисленные восстания янычар, что привело к жесточайшим подавлениям этих бунтов и к полному уничтожению янычарского корпуса в 1826 году султаном Махмудом II. Об этом событии упоминает даже А.С. Пушкин в стихотворении «Стамбул гяуры нынче славят»:

… Алла велик!
К нам из Стамбула
Пришел гонимый янычар —
Тогда нас буря долу гнула,
И пал неслыханный удар.

От Рущука до старой Смирны,
От Трапезунда до Тульчи,
Скликая псов на праздник жирный,
Толпой ходили палачи;
Треща в объятиях пожаров,
Валились домы янычаров;
Окровавленные зубцы
Везде торчали; угли тлели;
На кольях скорчась мертвецы
Оцепенелые чернели.
Алла велик. — Тогда султан
Был духом гнева обуян.

Братский суфийский дух

Янычары были довольно грозными воинами, которые просуществовали около 500 лет. Это была личная гвардия султана со своими традициями и особенностями, подчинявшаяся только ему. Награждать и наказывать янычар мог тоже только султан. Предводитель янычар был членом «дивана» (государственного совета), и его статус был чуть ниже визиря.

Приведу некоторые, наиболее интересные факты из жизни янычар:

  • Султан или падишах считался «отцом» всех янычар и тоже записывался в янычарский корпус. Он, как и все, раз в три месяца надевал характерную янычарам одежду и приходил за положенным денежным довольствием.
  • У янычар был свой духовный наставник, по традиции это был шейх из суфийского ордена «бекташийа», основателем, которого был Хаджи Бекташ Вели, учение которого было довольно распространенным в Анатолии. Даже существует легенда, что султан Орхан Гази лично пришел к Хаджи Бекташу, чтобы тот благословил «новое войско», и с тех пор он является их духовным покровителем. Так или иначе, многие янычары были членами суфийского братства «бекташийа».
  • В отличие от остальных воинских соединений янычары, кроме традиционных видов холодного вооружения, имели при себе и огнестрельное оружие. Стоит отметить, что о глобальном перевооружении армии султан Мурад II задумывается после битвы при Варне в 1444 году, и, конечно же, новое вооружение первыми получают янычары, которые решили исход сражения, отбросив польско-литовские войска. Именно после этой битвы в Европе распространяется весть о доблести и бесстрашии янычар.
  • Другим отличительным признаком янычарского корпуса является наличие своего «военного оркестра», который исполнял различные марши и служил своего рода передатчиком команд и приказов в различные фланги армии с помощью системы сигналов.

Янычары маршируют под музыку военного оркестра мехтер. Оттоманская миниатюра. Илл. wikipedia.org

  • Так как социальный статус янычар располагался где-то между рабом и вольноотпущенником, то им запрещалось носить бороды, исключение делалось только для тех, кто состоял в братстве «бекташийа». Зато были разрешены длинные волосы. В моде была прическа а-ля конский хвост.
  • Существуют мнения относительно того, что на правой руке и на правой ноге янычар были татуировки, символизирующие то, к какому роду войсковых соединений они принадлежат. Однако данные мнения требуют дополнительной проверки.
  • До отмены системы «перевертышей» (девширме), этнические мусульмане не могли вступать в янычарский корпус, исключение делалось только для боснийцев.

Для меня как для исследователя наибольший интерес представляют связи янычар с суфийским орденом бекташийа. Об этих связях можно будет прочитать в следующую субботу.

Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.


Новости партнеров