От Ленара Сафина ждут приглашения в концессию на мост в Соколке

ЕАБР готов дать денег, но хрустальная мечта нефтепереработчиков о втором пути через Каму в районе Набережных Челнов остается в недрах Минтранса РТ

Как стало известно «Реальному времени», сроки реализации одного из крупных инфраструктурных проектов Татарстана по строительству объездной дороги с мостовым переходом через Каму недалеко от села Соколка до сих пор не определены. Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ тормозит с подачей заявки в Росавтодор, так как не может определиться с инвестиционным партнером. При этом ЕАБР заявляет, что готов выделить на проект 50 млрд рублей.

Проектирование второго камского моста отложили

«В 2017 году в Татарстане может начаться реализация проекта по строительству нового мостового перехода через Каму в районе населенного пункта Соколка», — клятвенно и без малейшей тени сомнения пообещал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин полтора года назад, выступая в Доме правительства на брифинге, приуроченном к перезапуску Камской агломерации под названием «Иннокам». Но после этого неожиданно словно «канул в Лету»: за полтора года с момента объявления мегапроекта ни одного известия от Минтранса РТ о ходе его продвижения не появилось, а тема строительства второго моста через Каму оказалась под покровом тайны. Хотя ожидалось, что в течение этого времени Минтранс РТ объявит конкурс по выбору концессионера и подпишет с ним соглашения для дальнейшего финансирования проекта.

Однако, как выяснило «Реальное время», воз и ныне там — проектирование моста даже не начиналось. Ни один ведущий проектный институт Татарстана — ни «Татдорпроект», ни «Казанский Гипронииавиапром» — за это время не получали задания на его разработку. Сам Ленар Сафин подтвердил «Реальному времени», что моста «в бумаге» нет, но на вопрос «почему?» отвечать не стал.

За последовавшие полтора года с момента объявления мегапроекта ни одного известия от Минтранса РТ о ходе его продвижения не появилось, а тема строительства второго моста через Каму оказалась под покровом тайны. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

Евразийский банк развития: деньги есть, но хромает проработка транспортных проектов

Лишь через полтора года отсутствия каких-либо известий по новому камскому мосту туманная неопределенность вокруг его строительства начала рассеиваться. Еще в марте этого года «Росавтодор» сообщил о том, что ожидает заявки Татарстана на предоставление дополнительной финансовой поддержки на строительство автодороги и моста в рамках государственно-частного партнерства, а буквально на днях руководство «Евразийского банка развития» выразило готовность финансировать проект.

«Банк заинтересован в участии в финансировании ряда проектов в области транспортной инфраструктуры в Татарстане: это строительство автодороги от М-7 «Волга» в районе города Мамадыш с обходом городов Нижнекамск и Набережные Челны и строительство автодороги «Шали (М-7) — Бавлы (М-5)», — подтвердила пресс-служба ЕАБР. Единственное, что сдерживает решительность банка, так это не потенциальные риски, как можно было бы ожидать, а слабая проработка проекта.

«В последние годы к нам все больше и больше поступает проектов, связанных с транспортной инфраструктурой. В нашем портфеле они занимают значительную часть, наши акционеры фондируют эти сделки и хотят, чтобы мы все больше вкладывали, — сообщил управляющий ЕАБР Николай Мерзляков на панельной сессии форума «Иннопром-2017» в Екатеринбурге. — Однако мы видим такую ключевую проблему — это слабая проработка проектов. И даже те, о которых говорится несколько лет, долго находятся на преинвестиционной фазе и очень медленно двигаются. Очень мало грамотно структурированных проектов. Проектов, которые сразу же позволяли видеть интерес инвестору. Если говорить конкретно, то мы стремится финансировать концессии и ГЧП, потому что это очень привлекательная схема финансирования». Тем не менее, по его словам, «в настоящее время банк рассматривает возможность финансирования ряда проектов в регионе. Они находятся на разных этапах проработки, но в целом интересны ЕАБР». Одним словом, банкиры готовы снова ждать, когда будет представлено то, что понравится инвесторам.

Росавтодор: от частного инвестора достаточно 15% вложений

В Росавтодоре также ждут активности от Татарстана.

«Особенность концессионных проектов — в схеме «трехстороннего» финансирования: за счет средств федерального дорожного фонда, бюджета региона и вложений частного сектора не менее 15%, — пояснили в Росавтодоре, подчеркнув, что основные расходы все-таки ложатся на бюджет. — На заседании правительственной комиссии по транспорту возможно обсуждение предоставления федеральной поддержки уже первым трем региональным дорожным ГЧП-проектам: транспортному обходу Хабаровска, трассе «Пермь — Березники», а также новому мосту через реку Обь в Новосибирске. При этом потенциальные инвесторы ожидают в этом году готовность еще минимум четырех новых концессионных проектов. И среди них — строительство новой автомобильной дороги от трассы М-7 «Волга» в районе Мамадыша с мостовым переходом через Каму с обходом городов Нижнекамск и Набережные Челны».

Переложить проектирование на плечи инвестора

Правда, заявки на открытие финансирования по татарстанской концессии все нет и нет. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин объяснил причину заминки. «Мы действительно заявили этот проект, поэтому Росавтодо» о нем знает и ждет его, — уклончиво начал он. — Заявка будет подана после того, как мы получим финансовую модель проекта и будет заключено соглашение с инвестором. Но для того, чтобы выйти на соглашение с инвестором, нужно отработать все финансовые тонкости проекта: какой будет возврат сумм, вклад инвестиций, сколько инвестор готов вложить в этот проект, как он его оценивает», — пояснил он.

На замечание «Реального времени» о том, что от частного инвестора достаточно 15% необходимых инвестиций, он заметил, что «бизнес-модели разные бывают». «Один инвестор может прийти с 15%, другой может работать 50% на 50%… Мы ведем переговоры с несколькими инвесторами», — попытался он завершить разговор. Но на следующий вопрос «Реального времени», почему мост не спроектирован, он заявил, что рассчитывает переложить эти расходы на плечи инвестора. «Проектирование — это затраты. На сегодняшний момент существуют юридические возможности, чтобы проектированием занялся будущий инвестор в рамках заключенного концессионного соглашения. Поэтому мы и пытаемся провести эту модель с проектными работами за счет инвестора».

Артем Чукин: «Для того, чтобы выйти на соглашение с инвестором, нужно отработать все финансовые тонкости проекта — какой будет возврат сумм, вклад инвестиций, сколько инвестор готов вложить в этот проект, как он его оценивает». Фото Романа Хасаева

Впрочем, в правительстве уверяют, что ничего не знают об этих переговорах. «Насколько мне известно, команде Минтранса РТ так и не удалось найти инвестора. Нет инвестора на мост. Они говорят, что есть? Пусть покажут мне бумаги», — обрисовал картину происходящего Ильдар Сибгатуллин, начальник управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйств Кабинета Министров РТ.

Минтранс сдерживает развитие «Иннокама»?

А между тем мост является едва ли не «становым хребтом» столь важного для Татарстана крупнейшего транспортного проекта по преобразованию всей инфраструктуры Закамья. Впервые он был представлен широкой публике как полноценный проект на Гайдаровском форуме в январе 2016 года. Тогда концепцию перерождения Закамья «защищали» перед федеральными министрами, среди которых находится и глава Минтранса РФ Максим Соколов, эксперты Всероссийской академии внешней торговли, ставшие разработчиками стратегической программы «Иннокам» общей стоимостью 750 млрд рублей.

Тогда они наглядно доказали, что самое уязвимое место, тормозящее развитие Камской территории — перегруженность транспортных магистралей и их низкая пропускная способность. «Если оставить все как есть, то загрузка отдельных автомобильных дорог, особенно на подъезде к Нижнекамску, сейчас составляет 200%. По железным дорогам многие направления перегружены», — предупреждал проректор Всероссийской академии внешней торговли Павел Кадочников. По его оценке, нужно около 300 млрд рублей в расширение транспортной инфраструктуры Закамья, и «если все это сделать за 5 лет, до 2020 года, то можно рассчитывать на 75% рост промышленного производства и 40% рост инвестиций». Вдогонку ему президент Татарстана Рустам Минниханов емко и лаконично добавил, что в России нет больше таких точек роста, которые дадут взрывной рост инвестиций даже в условиях низких цен на нефть.

Существующий мост через Каму проходит через Сорочьи Горы и выходит в Алексеевский район. Движение по нему бесплатное. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Таким образом, «центр тяжести» в запуске «Иннокама» незаметно переместился в зону ответственности Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, а после феерической защиты в Москве глава Минтранса РТ Ленар Сафин стал вторым по значимости министром, от которого зависит судьба «Иннокама». На январском брифинге в правительстве он уверял журналистов, что Минтранс приступил к проработке этого проекта. «На сегодняшний день Минтрансом РТ выполнено технико-техническое и финансовое обоснование проекта. Он будет реализовываться как государственно-частный проект, с привлечением средств инвесторов и субсидий из федерального бюджета, — рассказывал он. — Есть большая вероятность, что в 2017—2018 годах мы выйдем на реализацию этого проекта». По его оценке, стоимость строительства автодороги с мостовым переходом через Каму может превысить 50 млрд рублей. Напомним, существующий мост через Каму проходит через Сорочьи Горы и выходит в Алексеевский район. Движение по нему бесплатное. Второй мост будет построен на условиях государственно-частного партнерства, а значит, станет платным.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров