Понять и простить: Татарстан спишет физлицам и компаниям 120 млн рублей долгов без банкротства

Безнадежные долги только мешают считать бюджет, говорит депутат Госсовета Леонид Якунин

Депутат Госсовета РТ Леонид Якунин предложил Татарстану единовременно списать 120 млн рублей безнадежных долгов физлиц и компаний. Речь идет об обязательствах наследников умерших граждан, компаний, у которых ничего нет, а также о долгах по уже не существующим налогам. Наличие невозвратной задолженности дает напрасные надежды и мешает считать бюджет, а попытки взыскать такие долги для часто приводят налоговую в суд. Подробности — в материале «Реального времени».

Простят покойникам и неимущим

Сегодня утром комитету Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам представили законопроект о списании безнадежной задолженности граждан и юридических лиц. Его автор — председатель комитета Леонид Якунин, который жалуется, что от наличия таких долгов только хуже: это приводит к неразберихе при формировании бюджета. «Существующая в настоящее время задолженность, которую невозможно взыскать, не позволяет оценивать реальную задолженность налогоплательщиков перед республиканским бюджетом, а также достоверно формировать его доходную часть», — пишет Якунин в пояснительной записке. Сам депутат в разговоре с «Реальным временем» объяснил, что закон позволит не учитывать при расчете бюджета на очередной год пустые цифры.

Сейчас невзыскиваемые долги физлиц и компаний со временем не списываются, а только накапливаются. «Это пени, неуплаченные отмененные налоги, или где закончено исполнительное производство и судебными приставами не обнаружено имущество», — говорит депутат. На федеральном уровне оснований, чтобы признать долги безнадежными, не так много, все они перечислены в Налоговом кодексе РФ. Например, государство списывает их в случае ликвидации или банкротства организации, если при этом установлено, что расплатиться ей нечем. Но федеральный закон позволяет регионам добавлять свои основания, чем и воспользовался Якунин.

У них на это пять причин

Всего депутат нашел пять дополнительных причин. Во-первых, предлагает он, безнадежной надо считать задолженность умерших граждан, не оставивших после себя наследников, либо если наследники отказались от своих прав. Во-вторых, можно списывать долги юрлиц и индивидуальных предпринимателей по региональным налогам, которые были отменены до 1 января 2017 года. В-третьих, к безнадежной следует относить задолженность или недоимку по штрафам и пеням, если организация-должник стоит на налоговом учете, но информации о ней нет в Едином госреестре юридических лиц.

Кроме того, списанию подлежат долги граждан по пеням и штрафам, если их невозможно взыскать ввиду некоторых причин (неизвестно местонахождение должника и его имущества, нет информации о принадлежащих ему активах, нет имущества, которое можно мобилизовать, все действия судебных приставов не принесли результата). Наконец, последний из предложенных Якуниным случаев списания — задолженность юрлиц по пеням за ранее образовавшуюся налоговую недоимку, если срок взыскания этой недоимки вышел. Согласно законопроекту, непосредственно решать вопрос о списании в каждом конкретном случае будут налоговые органы по местонахождению должника.

120 миллионов, которых нет

Комитет по бюджету, налогам и финансам поддержал проект Якунина. И в этот же день его вынесли на общее обсуждение. Госсовет принял документ сразу во всех чтениях.

Теперь Татарстан должен будет разом простить должникам, как минимум, 120 млн рублей — такая сумма выпадающих доходов указана в сопроводительных документах. По словам самого депутата, это задолженность, имеющаяся по состоянию на 2017 год: «Это накопилось за 10 лет». Но под законопроект могут попасть и другие деньги: новые долги — новые списания. Однако ни указанные 120 млн рублей, ни потенциальные списания по факту нельзя считать недополученными доходами, так как до бюджета они все равно не доходят, говорит Якунин.

С этим соглашается генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов: по сути, говорит он, законопроект просто ликвидирует правовой пробел, и никакого негативного влияния на республику не окажет. «Грубо говоря, бюджет ничего не потеряет, — уверен Шустов. — Обратите внимание на предложенные основания: речь идет исключительно о техническом моменте, позволяющем упростить администрирование задолженности. Такие долги на практике мало того что сложно взыскать, так еще они приводят к формированию исков об оспаривании, а если дело доходит до суда, то он, как правило, занимает сторону налогоплательщика. Для налоговых органов это дополнительные административные издержки, требующие ресурсов».

Артем Малютин, Дарья Турцева
Комитет Гос Совета РТ по бюджету налогам и финансамЯкунин Леонид Александрович

Новости партнеров