«Татнефть» вносит коррективы в свою благотворительную и меценатскую деятельность

Компания «Татнефть» делает отбор проектов для благотворительной поддержки публичным. Благодаря созданию экспертных советов удается отдавать предпочтение самым перспективным и значимым идеям, а также открыто объяснять, что заставляет отказываться от прочих проектов.

С искренним участием

«Татнефть» ввела с прошлого года грантовую систему, чтобы несколько упорядочить свою масштабную и разноплановую работу на поприще благотворительности и меценатства. Цель — отбор лучших креативных идей в социальной, культурной, экологической сферах. Ранее отбор проектов, нуждающихся в поддержке, не был публичным, не было состязательности. Теперь этим занимаются специально созданные экспертные советы по направлениям. Окончательное же решение принимает Грантовый комитет (ГК), куда включены авторитетные деятели различных сфер жизни общества. В итоге процесс получил прозрачность и независимые мнения — так пояснил необходимость введения этого института Наиль Маганов. По его словам, это позволяет не только отбирать перспективные проекты, но и контролировать целевое расходование средств, а до этого помощь зачастую оказывалась без всякой отчетности.

В этом году интерес к грантам «Татнефти» вырос на порядок. Если в прошлом году, по информации заместителя генерального директора компании «Татнефть», заместителя председателя ГК Рустама Мухамадеева, было подано 67 заявок (из них одобрены 28 с общим суммарным финансированием в 160 млн рублей), то в этом году их поступило уже 503! Из них 48 были отобраны и представлены на суд ГК председателями экспертных советов — начальниками служб компании: промышленной безопасности и охраны труда — Равилем Гареевым (номинация «Экология»), вспомогательного производства — Газинуром Ибрагимовым («Социальная сфера» и «Спорт»), кадровой — Рифдаром Хамадьяровым («Гражданственность и патриотизм» и «Образование и наука»), пресс-службы — Нурией Валеевой («Культура и искусство»).

Членам Грантового комитета во главе с Наилем Магановым выпала непростая задача: сделать еще один выбор — лучшего из хорошего. Были отклонены восемь проектов. Почему? Постараемся обобщенно пояснить основными тезисами из состоявшегося обсуждения заявок на недавнем заседании ГК. Надо отметить, эмоциональную энергетику в ход заседания, наряду со взыскательным профессиональным взглядом, привнесли заместитель министра культуры Эльвира Камалова и директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева.

— Огромное спасибо за вашу поддержку! — этими словами предварила обсуждение Эльвира Камалова. — Люди просят и нас помочь получить гранты от нефтяников, говорят, что в компании относятся к этим вопросам с искренним участием.

Не тиражировать безвкусицу

В номинации «Экология» из 89 заявок экспертами были рекомендованы для поддержки шесть. Например, поддержана идея альметьевского Центра развития ребенка о создании «экологической тропы», на пути которой будут даже урны для раздельного сбора мусора.

Дискуссию — с выходом на проблему экологического невежества и бескультурья части людей — вызвала тема обустройства родников. Как известно, «Татнефть» провела уже 21 ежегодный конкурс родников, в ходе которых нефтяники обеспечили качество воды источников, обустроили их, провели к ним дороги, а также взяли на себя и бремя дальнейшего содержания. Всего на «балансе» нефтяников оказалось уже более 500 родников. С болью говорилось о мусоре, который приходится вывозить с родников, и даже о случаях вандализма.

Были высказаны на заседании нарекания и по эстетике «малых архитектурных форм» на источниках. Поэтому прозвучали предложения не тиражировать безвкусицу, а основную массу родников лишь элементарно обустраивать. Креативный же подход применять к наиболее популярным, имеющим для местных жителей особое значение или расположенным на туристских тропах. При оформлении рекомендовано отражать местные традиции, иметь привязку к здешним преданиям. Для этого предложено привлекать профессиональных художников и историков.

Тема невзыскательного художественного оформления получила развитие и при обсуждении некоторых заявок по номинации «Гражданственность и патриотизм». Здесь из 76 проектов были отобраны семь, но некоторые из них, где речь шла о создании мемориалов, с оговорками. Было высказано сомнение, насколько созданные на любительском уровне памятники будут способствовать воспитательным целям.

— Идею поддержать, но скорректировать художественное исполнение, — такое решение предложил Наиль Маганов по ряду проектов. По этой же причине был отложен один из проектов оформления городской среды — к его художественному решению возникли серьезные замечания.

Вызвала дискуссию и музейная тема. Например, когда речь зашла о Шугуровском музее нефти в Лениногорском районе, Розалия Нургалеева заявила, что промышленные музеи — это мировой тренд и хорошо бы создать в республике сеть таких познавательных учреждений с включением их в туристические маршруты.

Поддержаны и другие креативные идеи, имеющие общественное значение. Сомнений не вызывали просьбы, связанные с поощрением творчества и воспитанием детей.

Была поднята такая деликатная тема, как помощь людям с ограниченными возможностями или попавшим в трудную жизненную ситуацию. А таких просьб было очень много. Участники заседания пришли к мнению, что гранты все-таки должны быть направлены на развитие научных, общественных, образовательных или художественных проектов. А для вопросов милосердия есть целевые пожертвования, другие источники, в том числе фонд «Татнефти», который так и называется — «Милосердие».

Возникли вопросы и по ряду заявок в номинации «Спорт», по большей части, о приобретении инвентаря. Дело в том, что под крылом «Татнефти» и так действует мощная система поддержки массового спортивного движения. Одна только хоккейная программа, имеющая республиканское значение, чего стоит! Узнав, что много заявок связано с приобретением спортивных тренажеров, Наиль Маганов предложил интересное решение: привлечь местный малый бизнес к освоению производства такой продукции. Это вполне по силам, зачем же закупать на стороне, когда можно создать рабочие места у себя?

«Это делает честь компании»

Двухлетний опыт продемонстрировал целесообразность и успешность грантовой системы. Но, как говорится, нет предела совершенству. Один из выводов, которые сформулировал Наиль Маганов, таков: необходимо проанализировать картину запросов и определиться, на финансировании каких общественно значимых идей следует сконцентрироваться. Ведь средства компании не безграничны. У нее уже есть благотворительные фонды «Милосердие», «Рухият», «Одаренные дети» со своими бюджетами и долгосрочными программами. Грантовая же система будет вбирать в себя точечные проекты, не пересекающиеся с деятельностью фондов.

Надо помнить, что социальная деятельность компании и так охватывает практически все сферы жизни общества — благоустройство городов и поселков, образование, наука, культура, здравоохранение, спорт, поддержку талантливых детей, здорового образа жизни, охрану окружающей среды… Эта деятельность вполне зримо воплощена в построенных или реконструированных спорткомплексах, объектах культуры, социальном жилье, учебных заведениях, детсадах и больницах, а также в фестивалях и конкурсах. «Татнефть» содержит на высоком современном уровне 13 детских оздоровительных лагерей. Компания — один из основных спонсоров возрождения древнего Болгара и Собора Казанской иконы Божьей матери.

— Мне понравилась атмосфера заседания, — поделилась своим впечатлением от обсуждения Розалия Нургалеева. — Мы друг друга прекрасно понимаем, задача у нас одна: развивать социально-культурную среду, направлять средства не на латание дыр, а на комплексные мероприятия с долгосрочным эффектом. Импонирует, что приглашают нас, деятелей культуры, ведь нам редко удается донести до промышленников свои мысли, предложения. Это делает честь компании, демонстрирует ее уровень, открытость, культуру. Что касается вопроса о памятниках, то должна быть и парковая архитектура, скульптура, арт-объекты. Было много проектов, связанных со спортом, а вот касающихся историко-культурного наследия — маловато. И тем более приятно, что Наиль Ульфатович поддержал проект реконструкции музея Баратынского в Казани.

Анвар Маликов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьНефть
На правах рекламы

Новости партнеров