Занять у центра: Татарстан отказался привлекать деньги на рынке

Федеральные бюджетные кредиты обходятся гораздо дешевле, говорят эксперты

Татарстан вышел из числа регионов, которые могут и планируют размещать облигации для покрытия бюджетного дефицита. Несмотря на постоянное превалирование расходов и рост госдолга, занимать на рынке республика не торопится. Впрочем, эксперты «Реального времени» отмечают, что выпускать долговые бумаги Татарстану и не нужно — стратегия привлечения бюджетных кредитов намного выгоднее.

Плюс шесть, минус два

Татарстан отныне не хочет занимать на фондовом рынке, несмотря на бюджетный дефицит, который сохраняется в течение нескольких лет и никуда не денется в трехлетней перспективе. Правительство России в пятницу сообщило, что скорректировало перечень субъектов, имеющих возможность применять процедуры по выпуску собственных облигаций. В список включено шесть новых регионов, а два прежних оттуда выбыли. В числе вышедших оказались Татарстан и Калужская область — планов выходить на рынок у них пока нет, сказано в сообщении правительства.

Всего в перечне правительства теперь 50 субъектов, которые могут привлекать средства через профессиональных организаторов выпуска облигаций (выбираются на аукционах). Обычно это крупные банки — Сбербанк, ВТБ, «Газпромбанк», говорится в документах кабмина.

Почему Татарстан принял такое решение — не сообщается. В Минфине РТ на запрос «Реального времени» к моменту публикации не ответили.

Татарстан не стремится занимать на рынках

По данным правительства РФ, в 2015 году на первичном рынке и бирже систематически кредитовались 22 региона. С 2011 года они раз в 12 месяцев размещали облигации в среднем на 107 млрд рублей для покрытия бюджетного дефицита. К слову, Татарстана среди них не было, хотя его бюджет тоже дефицитный. В условиях дефицита республика живет много лет подряд: по итогам 2016 года он составил почти 2 млрд рублей. В нынешнем году ожидается дефицит в 7,5 млрд рублей, а в последующие два года, согласно прогнозу, он будет снижаться до 7,3 и 3,05 млрд рублей соответственно.

Но привлекать деньги с рынка республика не любит, предпочитая привлекать деньги из федерального центра. В последний раз Татарстан занимал через эмиссию ценных бумаг еще 1998 году, когда Госсовет разрешил кабмину РТ разместить облигации для внешнего займа.

Кредиты же из федерального бюджета привлекаются часто. По состоянию на 1 апреля госдолг республики был равен 93,23 млрд рублей (за год он увеличился на 1,93 млрд рублей). Из этой суммы основная доля привлекалась в виде бюджетных кредитов — 84,86 млрд рублей. Еще 8,37 млрд рублей Татарстан должен по госгарантиям. Впрочем, долговая нагрузка на бюджет постепенно снижается, следует из расчетов Минфина РТ: отношение госдолга республики к собственным доходам с 2013 по 2017 годы снизилось на 18%.

Бюджетный кредит — льготная опция

Для регионов облигационные займы выгоднее, чем банковские, так как позволяют занять под более низкий процент, говорит ведущий научный сотрудник «Центра развития» ВШЭ Андрей Чернявский. Но привлекать ресурсы таким образом могут себе позволить только наиболее обеспеченные субъекты. Некоторые не могут выпустить облигации из-за отсутствия положительных рейтингов, другим не позволяет Бюджетный кодекс (например, при слишком большом отношении госдолга к доходам), объясняет эксперт.

По его словам, популярность региональных облигаций как инструмента падает.

Чернявский приводит статистику: в 2012 году в структуре долга субъектов облигации составляли в среднем 24%, а в 2016-м — лишь 17%. Банковские кредиты — выход тоже краткосрочный и дорогой, так что дешевле всего занимать из бюджета, объясняет эксперт. К тому же, напоминает он, бюджетные займы нередко реструктуризируются.

К примеру, долги Татарстана по кредитам на Универсиаду в 2012 году были реструктуризированы на довольно выгодных условиях. Тогда федеральный центр дал двадцатилетнюю отсрочку по займу в размере 66,9 млрд рублей, из которых порядка 63 млрд рублей привлекалось на строительство спортивных объектов и инфраструктуры соревнований. С тех пор республика вплоть до 2023 года погашает только проценты по ставке 0,5% годовых. Уже затем начнет выплачиваться тело долга, а окончательно расплатиться нужно в 2033 году.

Средняя ставка по купону региональных облигаций существенно выше, чем при межбюджетных займах, когда занять деньги можно дешевле 1%, соглашается аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин. Однако, отмечает Корюхин, российский Минфин пытается ограничить бюджетное кредитование субъектов с большой долговой нагрузкой.

Из всех опций, что есть у регионов, самая льготная — это бюджетный кредит, подтверждает Андрей Пискунов, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства. Такие кредиты почти бесплатные — как правило, они даются под 0,1%. Это меньше, чем регионы платят банкам, продолжает эксперт. Но есть нюанс: банковские кредиты короче, плюс — их можно рефинансировать.

«Если же выпущена семилетняя бумага, то выйти из такого долга практически невозможно, — объясняет он. — Выходит, что приходится выбирать: чуть дороже, но короче и с возможностью рефинансирования, или же дешевле, но длиннее и без такой возможности».

СИНХ решил не торопиться

Правда, инвестиционные займы в экономику Татарстана при необходимости приходят через бумаги госкомпаний. В мае стало известно, что выпустить пятилетние облигации на 15 млрд рублей собирается «Связьинвестнефтехим», но недавно решение было отложено из-за плохой ситуации на рынке.

В то же время в обращении также есть облигации КАМАЗа и «Ак Барс» Банка, некоторые выпуски которых Центробанк принимает в обеспечение по своим кредитам. У «Ак Барса» это бумаги с датой погашения в декабре 2017 года, у КАМАЗа — выпуск с погашением в 2020 году.

Артем Малютин

Новости партнеров