«Идею создания территориальной автономии татар впервые озвучил нижегородец в мае 1917 года»

Рождение ТАССР: от «Идель-Урал штаты» и «Отдельного татарского штата» до декретной республики

«Идею создания территориальной автономии татар впервые озвучил нижегородец в мае 1917 года»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Ученые из КФУ и Госархива РТ работают над созданием истории ТАССР. Издание выйдет в трех томах, оно приурочено к 100-летию возникновения автономной республики, и, главное, позволяет по-новому взглянуть на события тех лет. До сих пор о них было известно только из советской историографии, которая убеждает нас, что появлением республики мы обязаны только большевикам. Однако уникальные, впервые увидевшие свет, архивные документы нового сборника в корне меняют это представление. Руководитель авторского коллектива, доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ Завдат Миннуллин в интервью «Реальному времени» рассказал о драматичном пути новой татарской советской государственности.

«Создание ТАССР преподносили, как результат деятельности только большевиков, что в корне неправильно!»

— Завдат Салимович, был ли раньше опыт издания сборников по ТАССР, и чем ваше издание отличается от них? Какие ранее неизданные архивные документы мы увидим?

Такой сборник был издан одним томом в 1963 году это последний из самых фундаментальных. Наше издание отличается, во-первых, по объему, во-вторых, идеологически. Например, издание 1963 г. начинается с Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г. и обращения Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября (3 декабря) 1917 г. Как будто до этого не было никакого татарского общественно-политического движения. То есть создание ТАССР преподносилось как результат деятельности только большевиков, что в корне неправильно!

Первый том нашего издания начинается с марта 1917 г. и охватывает весь год, то есть до конца 1917 г. Мы включили в него материалы из архивов Казани и Санкт-Петербурга это протоколы различных совещаний, съездов татар. Из них самые крупные — всероссийские мусульманские съезды: один в Москве с 1 по 11 мая, второй в Казани в июле. В том месяце в нашем городе одновременно работало три съезда: l Всероссийский съезд мусульманского духовенства, 17—21 июля 1917 г.; l Всероссийский съезд воинов-мусульман, 17—26 июля 1917 г.; ll Всероссийский мусульманский съезд, 21 июля — 2 августа 1917 г. Эти три съезда на совместном заседании 22 июля приняли «Основы национально-культурной автономии мусульман Внутренней России и Сибири».

Уникальные документы впервые увидят свет

Кроме этого, в апреле, в преддверии первого всероссийского мусульманского съезда, в Казани прошли съезды татарских учителей, татарских женщин, а в Москве — Всероссийское совещание воинов-мусульман, протоколы которых вообще были неизвестны исторической науке.

Включены также уставы различных общественно-политических организаций, материалы совещаний таких организаций, как мусульманские комитеты, мусульманский социалистический комитет, комитеты мусульманских учителей, женщин. В сборник вошли и материалы периодической печати статьи писателей, журналистов, которые были не только сторонними наблюдателями, но и участниками этих событий: Фатиха Амирхана, Галимджана Ибрагимова, Карима Сагита, Шахида Ахмадиева и др.

На одном из совещаний, председателем которого выступал Ильяс Алкин, поднимали такие вопросы, как например, подготовку воинов-мусульман. Узбеков, киргизов, казахов, как и представителей народов Кавказа, в регулярную армию тогда не призывали. Из мусульман в регулярной армии были в основном только татары это надо иметь в виду. Рассматривались также вопросы: место мусульман или татарского народа в обновленной России (это уже после февральской революции), подготовка воинов-мусульман к Учредительному собранию, просвещение солдат, создание мусульманских воинских частей, издание агитационно-пропагандисткой литературы и т. д. Даже в Татарской энциклопедии об этом совещании дана очень скудная информация. Сейчас я нашел полные протоколы этих совещаний.

Во второй половине 1917 г. начинается конкретная работа по претворению в жизнь основ национально-культурной автономии татар, и в Уфе собирается Национальное собрание, его документы также включены в издание. Этим заканчивается первый том, куда вошло более 200 различных архивных документов и материалов. Сборник в основном рассчитан на специалистов. Во втором томе представлен проект образования Татаро-Башкирской Республики, материалы совещаний по этому поводу. В третьем томе собственно образование Республики Татарстан, борьба вокруг этого вопроса, уточнение границ и т. д. До сих пор такого фундаментального сборника документов не было.

Почему не получилось с «Идель-Урал штаты»

— Как появились первые идеи создания татарской автономии? Какие альтернативы были и почему они не были реализованы?

— ТАССР была создана декретом советской власти в 1920 г., т. е. получается декретная республика формально. Однако, как показывают источники по существу, это является результатом татарского общественно-политического движения предыдущего этапа. Если бы его не было, не было бы и ТАССР! Вот это основная мысль, которую я утверждаю на основе документов.

Первые идеи автономии татар появились даже еще раньше, в 1915 г. В Петрограде был создан татарский студенческий кружок «Татар учагы» («Татарский очаг»). В него входили Ильяс Алкин (лидер кружка), Султанбек Мамлиев, Усман Токумбетов и другие. Вот они разрабатывали наряду с чисто литературными и вопросы национально-государственного устройства мусульман Внутренней России, Сибири, Кавказа. Выступали за политическую и культурную самостоятельность татарского народа, развитие татарского языка и т. д. И в последующем они стали активными участниками событий 1917 г., общенационального татарского движения. Например, тот же Ильяс Алкин стал одним из руководителей воинов-мусульман. Под его руководством прошли эти совещания сначала в апреле в Москве, потом 1-й и 2-й съезды воинов-мусульман, которые также разрабатывали идею территориальной автономии. Сначала придерживались идеи национально-культурной автономии, потом, постепенно, в течение 1917 г. планы поменялись. Стали выступать за создание Урало-Волжского штата «Идель-Урал штаты» по-татарски. Но противоречия между татарскими и башкирскими национальными деятелями и противостояние советского руководства не позволили реализоваться этой альтернативе.

Татаро-Башкирская Республика и «Отдельный татарский штат»

В марте 1918 г. в противовес «Идель-Урал штаты» народным комиссариатом по делам национальностей Сталиным и комиссаром по делам Внутренней России Муллануром Вахитовым был подписан декрет о создании Татаро-Башкирской Советской Республики. То есть противники идеи со штатом были и среди советского руководства, и среди башкирских деятелей, и среди татарских коммунистов. Были очень сложные противоречия. Татарские деятели тоже делились на разные группировки: национальные татарские деятели и татарские коммунисты.

— Какие новые подробности о тех событиях станут известны благодаря вашему трехтомнику?

— В целом в работах академика Индуса Тагирова эти вопросы расписаны. Но я также нашел протоколы Съезда мусульман Сибири, раньше это нигде не упоминалось. В октябре 1917 г. такой съезд прошел, его участники были сторонниками сибирского областничества. С их точки зрения Сибирь — это не Россия, эту идею выдвигали еще с конца XIX века. Один из ее основоположников Николай Гаврилович Потанин известный ученый, он даже был на этом съезде почетным представителем. Этот съезд вообще в исследовательской литературе даже не упоминается. Его представители даже планировали создать отдельный ДУМ для татар Сибири, т. е. выявляется совершенно новый пласт источников.

Потом я нашел и включил в сборник протокол l Всероссийского мусульманского военного съезда. Конечно, о нем было известно по газетным публикациям. Но это его протокол, целая брошюра, причем изданная на русском языке, и до сих в исследовательской литературе на нее даже ссылок никаких не было. Теперь можно досконально по протоколу более или менее точно изучать этот съезд. Для историков такие вещи имеют большое значение.

И потом, вот еще о чем раньше не говорили: идею создания территориальной автономии для татар впервые на l Всероссийском мусульманском съезде озвучил Габдулла Сулейманов, это представитель из Нижнего Новгорода. Он сделал доклад, выступил в мае 1917 г. в Москве, но об этом факте вообще в советский период не писали, потом только в постсоветские времена начали говорить. Вот текст его выступления также будет опубликован. Основная идея его доклада — это создание отдельного штата, как государственного образования татар в Поволжье и Приуралье — «Отдельный татарский штат». Но тогда, в мае 1917 г., эта идея не получил всеобщей поддержки. Потом только к ней вернулись.Вот такие новые источники, которые уточняют и дополняют эти противоречивые процессы создания нашей республики, будут впервые опубликованы.

Вместо Большого Татарстана — Малая Башкирия

— Что происходило в первые годы создания ТАССР, как русское население отнеслось к созданию республики?

— Была одна демонстрация в Казани, выступали, говорили, мол возвращаемся во времена татарских ханов. Но потом таких выступлений не было. Были случаи, когда села просили их не включать в ТАССР. Но уточнение границ республики, административно-территориальное деление происходило не сразу, не только у нас, но и во всех национальных образованиях. Окончательно установились границы к 30-м годам. ТАССР была создана на основе частично Казанской, Самарской, Вятской губерний. Опыт создания нашей республики использовали и марийцы, и удмурты, и чуваши. Некоторые из них предлагали входить в состав ТАССР. Потом они выдвинули идею о создании своих республик. Но у них это не сразу получилось. Сначала были автономные области, а потом, уже в 30-е годы они преобразовались в автономные республики. Как известно из истории, в Поволжье и Приуралье никто кроме татар своей государственности не имел: ни башкиры, ни марийцы, ни удмурты и т. д.

— Была ли идея создания большого Татарстана с включением Уфимской губернии?

— Да, был такой проект, он даже был опубликован. Согласно ему, все северо-западные регионы Башкирии с городом Уфой должны были войти в состав ТАССР, но товарищ Сталин специально сделал так, чтобы такой большой Татарской республики не было. Хотели вынести вопрос о присоединении этих уездов на референдум, но одним росчерком пера их присоединили к так называемой Малой Башкирии. И получилась такая республика — Башкирская АССР, где татарского населения больше, чем башкир. И вообще башкиры по численности там на третьем месте — это, конечно, нонсенс.

— Почему в ТАССР началась частая административная чехарда, менялось административное деление?

— Понимаете, это было новое государственное образование. Исследовались экономические связи, где проживают татары. Потом, конечно, многие кусали локти, что не вошли в ТАССР, например, в Кировской области татарские деревни граничат с Балтасинским и Кукморским районами Татарстана, те же Вятские Поляны. Они остались. Народ, как рассуждал, город Вятка (сейчас Киров) был ближе, чем Казань. Если надо было решать какие-то дела, то ближе ездить в Вятку, чем к нам — вот такая была ошибочная точка зрения. Я во всех этих деревнях побывал во время экспедиций. Их население действительно жалеет, но уже поздно, менять границы сейчас очень трудно. Или, например, Парангинский район Марий Эл («Баранге районы» по-татарски) чуть ли не полностью татарский район, граничит с Татарстаном, но вот не вошли. На востоке территории, которые граничат с нашей республикой в Самарской области — это Камышлинский, Похвистненский районы, там в большинстве живут татары. По живому резали, грубо говоря. Я уже про Башкирию не говорю. Или Оренбургская область, Абдуллинский район — тоже самое. Я это говорю, потому что 33 года ездил в экспедиции по всем этим деревням, я там лично побывал.

  • Рамиль Хайрутдинов

    Рамиль Хайрутдинов научный редактор проекта, директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ

    Инициатором этого проекта является не только КФУ, не только научное сообщество, но и наши коллеги из Государственного комитета по архивному делу и Государственного архива Татарстана. Проект очень важен, потому что только через архивные документы и источники можно воссоздать подлинную картину событий столетней давности. А издание приурочено к столетию республики. Поэтому в нем подобраны документы не только казанских архивов, но и целого ряда других архивных собраний, в которых прослеживается очень сложный, драматичный путь складывания новой татарской советской государственности. Это очень важно, потому что впервые в этом издании будут максимально полно собраны документы, охватывающие все стороны этого процесса. Потому что раньше ввиду идеологических стереотипов часть документов трактовалась несколько иначе, с большевистских позиций. Сейчас как раз идет речь о сложных вопросах, связанных с поисками национальной идентичности, поиском собственного пути. И здесь чем хорош этот сборник, в нем переплетаются различные подходы ленинской национальной политики, сталинского комитета. И очень важно, что здесь мы более четко видим позицию собственно республики, людей, которые олицетворяли собой лидеров нации. Поэтому это такой интересный и значимый не только с точки зрения науки архивный сборник. Его, наверное, было бы полезно читать всем серьезно, так как он глубоко изучает историю нашей республики и потому что именно в этот период закладывались основы сегодняшнего дня.

  • ​Раиль Фахрутдинов

    ​Раиль Фахрутдинов координатор проекта, заместитель директора Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ

    Большинство документов мы опубликуем впервые. Прежде всего это документы всероссийских мусульманских съездов. Мы их будем стараться давать в полном объеме. Есть выступление Ахмеда Цаликова — это один из лидеров мусульманских национальных движений, сам родом из Осетии. Возглавлял очень многие движения мусульманского характера, автор многих резолюций всероссийских мусульманских съездов, которые в Москве проходили и в Казани. Впервые будем давать протоколы съездов, публиковать отношение Казанского мусульманского комитета по вопросам, относящимся к самодержавию, как тех, кто был сторонником свержения самодержавия, так и тех, кто готов был поддержать временное правительство, например. Еще один очень интересный документ, мы тоже впервые его публикуем — это протокол съезда мусульманских учителей, который проходил с 20 по 27 апреля 1917 г. Публикуем также протоколы всероссийского съезда имамов, который проходил в Казани 24 апреля 1917г. Далее «Основы национальной культурной автономии мусульман Внутренней России и Сибири», был принят 22 июля 1917 г. в Казани — это был вариант национально-культурного самоопределения татарского народа. В том или ином виде этот документ публиковался в «Советском Татарстане», но в полном объеме будет опубликован впервые. В классическом виде национально-культурная автономия, которая была утверждена на всероссийском мусульманском съезде, была в несколько расширенном виде, потому что предусматривала значительную часть автономии для мусульман Внутренней России. В тот период под этим выражением понималось татарское и башкирское население. Что тут еще интересного. Эта НКА предусматривала не территориальную автономию, а национально-культурную, но в значительной степени автономности, а именно с учреждением трех министерств: по делам религии, по финансам и по образованию. Далее рассматривалось собственно учреждение татарского парламента, который как раз все эти вопросы и курировал бы. Главным идеологом этой концепции был очень известный татарский общественно-политический деятель, юрист Садри Максуди. И даже когда татары переходили к идее национально-территориальной автономии, он так до конца от национально-культурной автономии и не отказался. Когда его спрашивали, почему, он прямо заявлял, что татарская нация — достаточно дисперсная нация. Ограничение ее автономии рамками национально-территориальной не позволит в полном объеме защищать весь комплекс политических, экономических, религиозных, культурных и образовательных (в смысле школьного образования) задач тех татар, которые окажутся за пределами такой автономии. Речь идет о сибирских, нижегородских, астраханских татарах и др. Поэтому он был сторонником широкой национально-культурной автономии (с учреждением собственного парламента и национального правительства) для мусульман Внутренней России и Сибири (татары и башкиры).

Василя Ширшова, фото archive.gov.tatarstan.ru

Новости партнеров