Записки «главного татарина»: в гостях у американцев, уход из Конгресса и упущенная перепись-2002

Воспоминания первого председателя исполкома Всемирного конгресса татар Индуса Тагирова

Записки «главного татарина»: в гостях у американцев, уход из Конгресса и упущенная перепись-2002
Фото: realnoevremya.ru/Тимур Рахматуллин

Индус Тагиров, автор «Чистосердечных воспоминаний первого председателя Всемирного конгресса татар», делится с читателями «Реального времени» очередным фрагментом своих мемуаров. В нем он рассказывает о встречах с научной элитой США, перипетиях своей отставки с поста председателя Конгресса и всероссийской переписи 2002 года, в которой татары недосчитались многих соплеменников в Башкортостане.

Однажды в Америке

Хотя поездку в США мы заложили в наш план давно, такая возможность нам представилась лишь в мае 2002 года.

В аэропорту Вашингтона нас встретили постоянный представитель Татарстана в США Линар Латыпов и руководитель местных татар профессор Сагит Салах, который повез нас в свой двухэтажный дом. Небольшой сад возле дома украшен цветами. Там нас радушно встретила хозяйка дома Равила ханум. В этом доме мы провели семь дней. Хозяева всегда были рядом с нами, не оставляли нас одних ни на минуту.

Несколько слов об этой семье. Сагит ага родился и вырос в Сеуле, где к тому времени проживало 26 татарских семей. Там успешный татарский бизнесмен Абдулхак Ногман построил мечеть и татарскую школу, где детям давали светские знания. Учебники он доставлял из Японии, где было организовано их печатание. Первоначальное образование Сагит ага получил там. Однако оно прервалось с началом корейской войны, когда он попал в концлагерь. Оттуда его отправляют в США, где он завершает среднее образование, а затем в течение пяти лет получает два высших. Потом защищает докторскую диссертацию и в течение нескольких лет работает в государственных структурах в качестве советника по атомной энергетике. Его имя занесено в энциклопедию США.

Сагит ага в совершенстве владеет пятью языками. Помню такой случай в Нью-Йорке. Мы приехали в японский ресторан, и Сагит ага спросил что-то у одного из официантов по-японски. А тот растерялся — оказывается, не знал японский. Выяснилось, что весь персонал говорит лишь на китайском.

Сагит ага превосходно владеет татарским языком, в их семье общаются только по-татарски. И, вообще, кто бы ни к ним приходил, а «приходят» со всех концов США, — разговаривают только на татарском языке.

По инициативе этого человека проводится очень много интересных мероприятий, в том числе даже Сабантуй.

«Перед выездным заседанием исполкома ВКТ мы провели ряд интересных встреч с профессорами, студентами и аспирантами Джорджтаунского университета». Фото nbcwashington.com

Не могу не сказать хотя бы нескольких слов об Адибе Акчурине. Это тоже человек удивительной судьбы. Он тоже, как и многие татары, волею судеб скитался по многим странам. Проучившись три года в русской школе в Китае, завершил среднее образование в Турции. С 1957 года в США, где в Техасе получил высшее образование по электронике. Стал доктором наук, работал сначала доцентом, затем профессором в университете Нью-Джерси. У него более тридцати учеников. В настоящее время вместе с женой Оркыя ханым он проживает в Сан-Франциско. Их сын Чингиз пошел по стопам отца, ведет исследования в области молекулярной биологии.

Оркыя апа Сафалы прекрасная татарская женщина. Она родилась в Маньчжурии, получила образование на русском и татарском языках. С приходом к власти коммунистов покинула родину и переселилась в Турцию. Сначала работала на шоколадной фабрике, а затем стала менеджером. После переезда в США ей приходилось работать посудомойщицей и даже уборщицей. Однако она никогда не забывала своего татарского происхождения. В 1954 году Оркыя апа, организовав татарскую молодежь, поставила на сцене пьесы «Первый театр», «Хаджи эфэнде женится».

Вообще, в зарубежных странах живут, сплотившись в национальные общины, татары с разными судьбами. Много интересных людей в татарских общинах США. Здесь каждый человек личность, с интересной и необычной судьбой. Их история едва лишь обозначена. Однако это наша история и она заслуживает специального изучения.

Мы в этой стране чувствовали себя, как дома. Сагит ага с Равилой ханум, наш представитель в США Ленар Латыпов всегда были с нами во всех наших делах. Мы ни разу не воспользовались общественным транспортом. Сагит ага прекрасный водитель. Он на своем микроавтобусе по прекрасной дороге привез нас в Нью-Йорк, прямо в дом сестры Равилы ханым. Там нас встретили руководитель татарской организации Нью-Йорка Рустем Бурлыча и его жена Нурия ханым, родная сестра Равилы, и их мать Нафиса апа — героическая женщина. Она своих восьмерых детей из Манчжурии через Китай привезла в Турцию и затем в США. Этот род сегодня состоит из 46 человек.

Качественные вопросы американцев

Перед выездным заседанием исполкома ВКТ мы провели ряд интересных встреч с профессорами, студентами и аспирантами Джорджтаунского университета. Состоялась интересная и содержательная встреча в центре международных и стратегических исследований США.

Выездное заседание своим вступительным словом открыл Рустем Бурлыча. Его дополнил сведениями из жизни татар Казани и Татарстана часто посещающий Россию Ильдар Агиш. На заседании, кроме членов исполкома, присутствовали около 100 представителей татарских общин из разных городов США и Канады. Впрочем, обратимся к официальным документам, составленным представительством нашей республики в США.

«Выездное заседание исполкома Всемирного Конгресса Татар в США. 5.05.2002 (Нью-Йорк).

По завершении первых дней работы делегации исполкома Всемирного конгресса татар в г. Вашингтоне, состоявших из встреч с первым поколением татарской диаспоры Большого Вашингтона, встречи с послом РФ в США, встречи в профессорами и аспирантами Джоржтаунского университета, 2 мая в Центре международных и стратегических исследований в Вашингтоне состоялась встреча с группой американских политологов и аналитиков, специализирующихся по вопросам межэтнических отношений в РФ, проблемам российского федерализма и Республике Татарстан.

С американской стороны встречу вела г-жа Ширин Хантер, директор Исламских программ Центра. В своем вступительном слове председатель Всемирного конгресса татар академик Индус Тагиров рассказал об истории и причинах возникновения Всемирного конгресса татар, об истории процесса переговоров с Москвой по статусу Татарстана, о подписании политического Договора с РФ и сопровождающих его экономических документах, о современном положении дел в данном вопросе.

Далее академик Индус Тагиров и члены делегации ответили на многочисленные вопросы аналитиков Центра: о новой редакции Конституции РТ, о планируемой переписи населения и о том, как она скажется на статистике татарского этноса РФ, о роли ислама в РТ, о перспективах роли джадидизма в религиозной и светской жизни республики, о взаимоотношениях РТ с Башкортостаном, об уровне контактов с крымскими татарами и их положении в Крыму, о процессах, происходящих внутри Татарского общественного центра, о предстоящем Конгрессе татар, и на множество других вопросов, показавших высокий профессиональный уровень и глубину знания собравшимися тематики состоявшегося «круглого стола».

Госпожа Ширин Хантер, уже дважды посетившая Татарстан, сообщила о своем намерении в ближайшее время совершить еще одну поездку. Также прозвучало намерение американских аналитиков прибыть во время переписи населения в Татарстан.

Встреча и «круглый стол» прошли в дружеской и добросердечной обстановке.

С татарстанской стороны во встрече и «круглом столе» участвовали Индус Тагиров, председатель исполкома ВКТ, Разиль Валеев, заместитель председателя исполкома ВКТ, председатель постоянной комиссии Государственного совета РТ, Ринат Закиров, директор Национального культурного центра «Казань», Линар Латыпов, постпред РТ в США.

3 мая делегация прибыла в г. Нью-Йорк для встречи с татарской диаспорой этого города и других американских штатов: Нью-Джерси, Массачусетса, Калифорнии, Техаса, Вирджинии, Мэриленда, Флориды, а также Канады. В этот же вечер с большим успехом состоялся концерт певца Рустема Закирова. 4 мая состоялись выборы делегатов американских татар на 3-й конгресс ВКТ. Был организован «круглый стол» с участием актива общины, на котором обсуждались злободневные вопросы сохранения национальной целостности и самобытности татарского этноса, развития культуры и продолжения исторических традиций нации.

В организации встреч и в мероприятиях во время визита делегации исполкома Всемирного конгресса татар приняли участие председатель Ассоциации американских татар Рустем Бурлыча, руководитель общины Большого Вашингтона Сагит Салах и постпред РТ в США Линар Латыпов».

По материалам Постоянного представительства РТ в США, 4—6 мая 2002 г.

Третий съезд Всемирного конгресса татар. Август 2002 года. realnoevremya.ru/Михаила Козловского

Я покидаю Конгресс

Эта поездка была последней в период моего пребывания на посту председателя исполкома Всемирного конгресса татар. Я уже тогда знал, что ведется определенная работа по подготовке замены на это место. Люди, находившиеся в госаппарате, распространяли всякие небылицы о моей деятельности в руководстве исполкома. Разумеется, это была четко продуманная линия.

Уже в январе, то есть еще до поездки в Уфу, я знал, кто занимается этой провокацией, и о том, что они готовят мне смену.

Меня это не особенно тревожило, ибо, как говорят, «на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся». Когда мне предложили возглавить исполком ВКТ, я согласился. А теперь понял, что пора уходить. Ну что же, я пришел на эту работу не навечно и не ради каких-то благ.

Правда, тогда было несколько досадно, поскольку со мной на эту тему не говорили. Я полагал, что тот сменщик, которого я бы привлек к деятельности Конгресса, ввел в исполком и его бюро, поддерживал во всех отношениях, хотя бы сам сказал, что ему предлагают пост председателя. Молчали и те, кто его готовил. Хотя и они в свое время получили от меня немало полезных знаний. Это было бы честно и благородно. Но нет, этого не случилось.

Увы, не делай добра, если не хочешь зла! На память приходит один из соратников Ленина профессор М.Н. Покровский, вырастивший немало кадров-историков. Когда началась кампания по разоблачению его так называемой антимарксистской концепции, его ученики активнейшим образом в нее включились. Тогда раздосадованный Покровский произнес в сердцах: «Всю жизнь я думал, что вырастил драконов, однако оказалось, что выросли одни блохи, которые меня одного только и кусают!».

Третий съезд Конгресса был для меня большим испытанием. Мой доклад на нем — это мое последнее выступление перед столь представительной аудиторией. Он должен быть не просто содержательным и эмоциональным, но произнесен без бумаги. Проблему я знал, опыт публичных выступлений достаточен. Когда пошел на трибуну, сидевший рядом Рустам Нургалиевич спросил: «А где же доклад?» Слегка постукав пальцем по голове, я сказал: «Все здесь!»

Произнес я доклад на татарском языке. Слушали меня внимательно. Зал неоднократно аплодировал.

После выступления было очень много поздравлений. Наш выдающийся певец Идрис Газеев обнял меня и сделал несколько совместных снимков. Бывший премьер-министр Мухаммат Сабиров произнес: «Ну и здорово, посадил ты кое-кого на свои места!» А Рево Рамазанович Идиатуллин сказал: «Я не сомневался, что доклад будет удачным, но никак не думал, что до такой степени!». Разил Валиев употребил даже слово «гениальный». Столь же высоко оценили доклад Ринат Тазетдинов и некоторые другие деятели культуры. А министр транспорта и дорожного строительства В.А. Швецов, как-то встретив меня, выразил такие же чувства и сказал, что долго ходил под впечатлением от моего доклада.

Сидевшему в президиуме и ведущему работу съезда Мухаметшину я сказал, что если бы захотел остаться председателем, был бы единодушно избран снова. Он вынужден был согласиться, сказав: «Конечно!» Потому что видел, как, стоя, восторженно приветствовал меня зал. И то, что вынуждены были встать и присоединиться к этим приветствиям, и те, кто плел вокруг меня сети интриги.

Третий съезд Всемирного конгресса татар. Август 2002 года. realnoevremya.ru/Михаила Козловского

«Наша национальная идея развевается, как знамя — выше всех других знамен!» — провозгласил под гул общего одобрения Индус Тагиров. Его речь была самой красочной, самой продолжительной, самой пафосной, самой… ни один из эпитетов не будет лишним и ни один из них не даст полного представления о речи Тагирова, прерывавшейся самыми бурными аплодисментами». Так писала газета «Вечерняя Казань» в номере от 30 августа.

А Рашит Ахметов в своей газете «Звезда Поволжья» писал так: «Из несомненных удач конгресса — великолепная речь Индуса Тагирова. Она произвела на зал сильное впечатление. В конце речи в зале разразились бурные овации. Из истории Индуса Тагирова не исключишь, он сам — история. Он, конечно, классик татарской политики. В перерыве познакомился с Уралом Бакировым, помощником президента Башкортостана, который производил впечатление талантливого и опытного аппаратчика. Мнение Бакирова было однозначно: «Зря вы сняли Тагирова, другого такого председателя исполкома вы не найдете, разбрасываетесь кадрами».

30 августа к нам в квартиру пришли американские татары. Их было 11 человек. Среди них Рустем и Нурия Бурлыча, Сагит и Равила Салах, Адиб и Оркыя Агиши. Супруга Люция, увидев их, сперва растерялась. Но заметив, насколько они просты и общительны, быстро оттаяла. Да, татары, где бы они ни жили, остаются татарами. Хотя, как я уже писал, каждый из этих татар — легенда.

На следующий день пришли татары Самары. Они спешили, поэтому встреча прошла во дворе. Теплые слова в мой адрес. Равиль ага Ягудин, Илгиз Колычев, Фахретдин Канюкаев — все они тяжело переживали мой уход. У обычно старавшегося казаться суровым Шамиля Багаутдинова из глаз текли слезы.

С финскими татарами тоже попрощались только во дворе, они спешили в Арск на свадьбу финского татарина и нашей арской девушки. Они выразили такие же теплые чувства благодарности и сожаления о моем уходе.

Вообще было очень много сказано в мой адрес в эти дни.

Проваленная перепись

Ровно через месяц после съезда Конгресса, 29 сентября, в моем компьютере зафиксированы мои мысли по поводу приближающейся переписи населения. Естественно, я, не имея возможности непосредственно вмешаться в ее подготовку, внимательно следил за событиями у нас в республике и соседнем Башкортостане.

К сожалению, взаимоотношения между нашими республиками обострялись. Накануне я слушал по башкирскому радио выступление председателя Союза писателей Башкортостана Равиля Бикбаева, целиком посвященное предстоящей переписи. Он выразил отрицательное отношение к одной публикации в нашей прессе, где говорилось, что башкиры — это выдумка большевиков. Досталось от Равиля и некоторым этнографам и публицистам.

В тот же день программа «Юлдаш» Зульфии Насретдиновой из Нуримановского района была посвящена предстоящей переписи и состояла из интервью с представителями этого района. Здесь и учительница башкирского языка, и ее ученики. Все они выразили гордость своей принадлежностью к башкирской нации. Учительница в восторженных тонах сказала, что, хотя ее муж татарин, но она своих детей запишет башкирами.

«Муртазин сказал, что отрицательное отношение к татарам в Башкортостане первым обозначил Мидхат Шакиров, а поднял его на самую высокую точку, не побоявшись даже Москвы, Муртаза Рахимов». Фото Михаила Козловского

В тот же день на ГТРК состоялась передача, посвященная татарам Башкортостана. Ее вел острый на язык и весьма талантливый журналист Ирек Муртазин. Он сказал, что отрицательное отношение к татарам в Башкортостане первым обозначил Мидхат Шакиров, а поднял его на самую высокую точку, не побоявшись даже Москвы, Муртаза Рахимов. Муртазин проанализировал обсуждение этого вопроса на заседании ТОЦ и особо остановился на судьбе директора Белебеевской татарской гимназии Нурмухамета Хусаинова, отметив бесстрашную защиту им татарских интересов.

Далее мною также на татарском языке записано следующее. «Вот идет передача радио «Эхо Татарстана». Роберт Миннуллин остановился на татаро-башкирском вопросе. Римзиль Валеев взял интервью у представителя Татарстана в Турции, посвященное переходу татар на латинскую графику. Сегодня Римзилю Валееву надо было больше внимания обратить предстоящей переписи. Мы в этом вопросе работаем намного хуже, чем башкиры».

Между прочим, в моем докладе татаро-башкирским взаимоотношениям было уделено специальное внимание. Подчеркнуто, что перепись — это дело одного дня и что у каждого дня наступает утро. И мы в это утро должны остаться такими, чтобы могли прямо и смело смотреть друг другу в глаза.

Однако этого не случилось. И количество татар в Башкортостане уменьшилось, что негативно отразилось на наших взаимоотношениях. Только реальное равенство, справедливость, объективность могут укреплять братство народов.

В последующем уже после моего ухода из Конгресса президенты Татарстана и Башкортостана, озабоченные сложившейся ситуацией, создали две комиссии из представителей интеллигенции. Комиссию со стороны Башкортостана возглавил в последующем министр культуры, директор института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Ильдус Илишев. Нашу комиссию было поручено возглавить мне. В нее вошли Роберт Миннулин, директор института языка, литературы и искусства АНТ Нурмухаммет Хисамов, ректор пединститута Зямиль Нигматов, председатель Союза писателей РТ Фоат Галимуллин.

Мы провели ряд интересных и весьма полезных встреч в Казани и Уфе, составили план совместной работы. Однако по непонятным причинам наши встречи прекратились. О наших встречах и ходе работы комиссий я информировал президента Татарстана М.Ш. Шаймиева. Эти письма сохранились, и я постараюсь перевести их на русский язык и опубликовать.

Индус Тагиров

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Индус Ризакович Тагиров (тат. Индус Ризак улы Таhиров; род. 24 мая 1936) — советский и российский историк и общественный деятель, академик Академии наук Республики Татарстан (с 1995 года).

Работал в Казанском университете после его окончания в 1963 году. С 1966 года — ассистент кафедры отечественной истории, в 1967 году защитил кандидатскую диссертацию «Установление Советской власти в Казани (о своеобразии борьбы за победу пролетарской революции на местах)». С 1975 года — доцент. В 1979 году защитил докторскую диссертацию «Революционная борьба и национально-освободительные движения в Поволжье и на Урале (март 1917 — март 1918 гг.)». С 1980 года — профессор, в 1980—1995 годах декан исторического факультета КГУ (ныне Институт истории КФУ). С 1983 — заведующий кафедрой истории СССР (с 1992 года переименована в кафедру современной отечественной истории), в 2009—2012 годах — заведующий кафедрой отечественной истории. С 1994 года — председатель специализированного совета при Казанском университете по защите кандидатских и докторских диссертаций. Подготовил 3 докторов и 30 кандидатов наук.

Основные научные исследования касаются истории революционных и национальных движений в России, национально-государственного строительства в Татарстане.

Новости партнеров