Как глава Минприроды РФ поставил точку в спорах о мусоросжигательном заводе и ввел «природоохранную диктатуру»

Сергей Донской пообещал строго спрашивать с загрязнителей окружающей среды и поставил Татарстан в пример другим

Казань стала местом проведения очередного федерального экологического совета, приуроченного к Году экологии в России. Под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии РФ в Казань съехались все те, кто отвечает за экологический климат в стране: прежде всего, это представители природоохранных органов из 85 регионов России, члены Совета Федерации РФ, готовящие реформу экологического преобразования страны. И, конечно, представители крупнейших компаний-недропользователей: «Роснефти», «Татнефти», «Магнитогорского металлургического комбината», которых вызвали как лучших из лучших на импровизированный открытый «экологический урок» для отчета о выполнении ими масштабных природоохранных программ в стране. Однако глава Минприроды РФ Сергей Донской был настроен решительно и предупредил регионы, что в Год экологии им стоит «накачать мышцы» перед наступлением природоохранной диктатуры в 2018—2019 годах, а параллельно поставил точку в спорах о мусоросжигательном заводе.

Полгода на экологическую разминку

Открывая экологический совет, глава Минприроды РФ Сергей Донской попытался развеять расхожие представления о Годе экологии как об очередной календарной дате, придуманной для пропаганды экологического движения. «Год экологии важен не только для привлечения внимания, — сказал он. — Год экологии станет исходным этапом в последующих больших реформах по экологическому совершенствованию страны». Он пояснил, что вскоре изменятся подходы государства к утилизации отходов производства, изменятся требования к оценке негативного воздействия на окружающую среду и в нормировании вредных выбросов, изменятся санкции за нарушения природоохранного законодательства. Ведь с 2017 года вступает в силу большинство экологических норм, заложенных в принятых поправках в законы. Речь прежде всего идет о регулировании выбросов и сбросов загрязняющих веществ, наилучших доступных технологиях и революционных нормах закона «Об отходах».

Ужесточение требований государства к экологическому воздействию неизбежно приведет к необходимости модернизации компаниями своего производства для снижения экологического ущерба, а штрафные санкции против предприятий увеличатся в 100 раз с 2019 года. Штрафным рублем государство намерено стимулировать переход на экологически безопасные и доступные технологии. Иначе говоря, Минприроды считает, что наступило время приводить окружающую среду в порядок, а сейчас пора взяться хотя бы за генеральную уборку. «Год экологии — это в какой-то мере разминка для «накачивания мышц» перед решением глобальных вопросов, — предупредил Донской. — Поэтому сразу хочу зафиксировать: этот год пройдет, а потом придется решать вопросы не год и не два, а может быть, десятилетия! И нужно уже сейчас делать хороший серьезный разбег. Но по результатам будем делать выводы, расслабляться никому не дадим», — пригрозил он.

Ловушки для тех, кто гадит

Сергей Донской решительно настроен на ловлю промышленных «покемонов», которые «гадят, но не убирают». Готовясь к предстоящей экологической реформе, Минприроды РФ не жалеет денег на «ловушки» и планирует продолжить повсеместную установку технических устройств для мониторинга экологической ситуации в регионах. Прежде всего, речь идет об установке специальных станций по контролю за состоянием атмосферного воздуха. «Мы хорошо понимаем, что это необходимое условие эффективности природоохранного контроля, — заметил Донской. — Для этого важно, чтобы система контроля инструментально проводила мониторинг атмосферного воздуха и была дополнена расчетными инструментами». Без автоматических станций надзорные органы как без рук: не могут справиться с несанкционированными вредными выбросами в атмосферу. «Примеров много — когда в отсутствие систем мониторинга все чувствуют, что где-то кто-то нагадил, а поймать сложно, — пошутил он. — Но сейчас в последнее время мы ловим!»

После этого Сергей Донской плавно перешел к самому болезненному моменту: контролю, а точнее наложению штрафов. «Все должны понять, если уже нагадил — отвечай по полной программе! — воскликнул он. — В этом году мы должны реализовать принцип природоохранной диктатуры, — сообщил министр. — И на Госсовете РФ в декабре прошлого года я об этом всех предупреждал. Имейте в виду, исключений в этом году быть не должно»!

А хватит ли федеральных средств?

Грозный тон Донского сильно смягчился при переходе разговора на тему экологического состояния Татарстана, который и принял у себя гостей федерального экологического форума. Здесь Сергей Донской рассыпался в комплиментах и воспел дифирамбы. По его мнению, экономические достижения Татарстана гармонично сопрягаются с внимательным отношением к окружающей среде.

«Здесь реализуется природоохранная программа до 2020 года общей стоимостью 45 млрд рублей, — сообщил он, но стоило ему начать перечислять все экологические мероприятия, как он запнулся. — Список такой большой, что иногда думаешь, а хватит ли федеральных средств?»

«Но мы пополняем федеральный бюджет, — подхватил Минниханов. — Мы хорошо работаем». По всей видимости, речь шла о письме президента РТ, которое было направлено главе Минприроды РФ с просьбой о выделении 23 млрд рублей на экологические мероприятия по федеральным программам. Но дальше эта тема не получила развития. Известно, что пока Татарстан получил федеральные средства только по трем проектам, в том числе на рекультивацию Самосыровской свалки и восстановление Адмиралтейского пруда. Общая сумма не называлась, но, судя по открытым источникам, речь идет о сотнях миллионов рублей.

Экологические достижения: Нижнекамск очистился от вредных стоков

Взяв слово, Рустам Минниханов постарался убедить гостей, что в Татарстане не жалеют денег на защитные природоохранные проекты. В качестве примера он привел недавнее открытие каскада очистных сооружений в Нижнекамске, где сосредоточены крупнейшие нефтехимические предприятия. «В этом году предприятиями группы «ТАИФ» завершены масштабные проекты по реконструкции очистных сооружений на «Нижнекамскнефтехиме» и на «ТАИФ-НК», недавно также (8 июня) был запущен после реконструкции цех очистки промышленных сточных вод на НПЗ «ТАИФ-НК», инвестиции в проект составили 3,7 млрд рублей. Благодаря многоступенчатой системе будет достигнут уровень 99,9% очистки и улавливания загрязненных веществ. Производство «ТАИФ-НК» перешло на полный замкнутый производственный цикл, — доложил он. — Наши нефтяники ориентированы на экологичность деятельности, сегодня в результате выполнения предприятиями «Татнефти» масштабных природоохранных мероприятий уровень техногенного воздействия минимизирован до уровня потенциала самовосстановления природных экосистем».

Гораздо больший вред окружающей среде наносит автомобильный транспорт, считает Рустам Минниханов. Для минимизации его влияния в Татарстане к 2023 году планируется перевести на природный газ половину всего автобусного парка и 30% техники, занятой в сфере ЖКХ и дорожного хозяйства.

По словам Донского, на заводе будет использоваться технология термической обработки мусора, а не мусоросжигания. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Не сжигание, а термообработка

Во время пресс-подхода Сергей Донской и Рустам Минниханов рассказали, что экологическая повестка не исчерпана, а работа рассчитана на многие десятилетия. «В Казани есть большой проект, касающийся утилизации илового осадка. Эта проблема не решалась десятилетиями — взялись за нее. Есть проблема строительства канализационного коллектора для КНС «Заречная» в Кировском районе Казани. По возрождению Адмиралтейской слободы есть вопросы: обратился к министру для решения по дополнительным объемам работ», — назвал глава РТ наиболее острые моменты.

В заключение Сергей Донской прокомментировал ход конкурса по выбору инвестора строительства мусоросжигательного завода. «Проводится конкурс, подают различные компании, в том числе всем известная «РТ-Инвест»… Пока окончательных цифр и данных приводить не будем… Уже в этом году после предварительных мероприятий будет начато строительство объекта». Он подчеркнул, что на заводе будет использоваться технология термической обработки мусора, а не мусоросжигания. «Мусоросжигание было 10—15 лет назад. На сегодняшний день в терминологии применяется «термическая обработка» — это фактически не сжигание, а разделение на элементы через высокую температурную плазму поступающих на завод отходов», — пояснил Донской.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров