«Их нравы» на Рамадан: малое разговение, тринадцать видов плова и без рыбного дня

Традиции мусульманского поста в Османской империи и современной Турции. Часть 3

Исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей колонке он продолжает рассказывать о традициях месяца Рамазан (Рамадан).

Малый ифтар

Пожалуй, одно из самых уникальных явлений Рамадана периода Османской империи, которое дошло и до наших дней, и к тому же встречается у большинства мусульманских народов — это «ифтарийе». Или малый ифтар. Когда муэдзин возвещает о начале вечерней молитвы, наступает время ифтара — разговения. Однако жители Османской империи не спешили набивать желудок, хотя и голодали весь день, а выпивали немного воды или компота, съедали пару фиников, фрукты и сыры, затем читали вечернюю молитву и только после этого приступали к основной трапезе, ифтару. Небольшой прием пищи перед намазом, который мы описали, и называется ифтарийе. Многие исследователи считают, что именно для ифтарийе Султан Ибрахим в середине XVll века приказал построить во дворце Топкапы специальный навес, который именуется «Ифтарийе камерийеси» или же «Мехтаплык». Считается, что здесь же, султаны, когда Рамадан приходился на летние месяцы, принимали поздравления в связи с окончанием поста и отсюда же наблюдали за спортивными соревнованиями, которые устраивались в нижних садах дворца.

Ифтар

По османской традиции, которая сохранилась и в современной Турции, разговение начинается с какого-нибудь супа. Обычно это суп «ишкембе» или же «мерджимек чорбасы». Далее следуют мясные блюда типа кебабов или котлеток, к которым подавались различные виды плова. Небезызвестный нам Эвлийа Челеби, описывая ифтар во дворце султана, отмечал, что разновидностей плова доходило до тринадцати. Рыбу на ифтар старались не употреблять, так как это вызывало жажду. Заканчивался ифтар раскуриванием трубки или наргиле и чашечкой ароматного кофе. В резиденции султана или же в домах придворных обращали внимание на то, чтобы кофе подавался одновременно всем гостям. Порой для этих целей нанимали слуг согласно количеству приглашенных гостей.

Довольно интересной является традиция организации перед началом Рамадана соревнований поваров. Каждый повар готовил лишь одно блюдо — это яичница с луком. Дегустатором выступал сам султан. Победитель соревнования получал эксклюзивное право на протяжении всего месяца готовить еду для султана.

Дополнительные намазы и поклонения

Многие знают, что в современной Турции азан (призыв к молитве) к каждому из пяти намазов читается отдельным макамом (напевом). В Османской империи же существовала традиция не только азаны читать отдельными макамами, но и каждые четыре ракаата таравих намаза читать отдельным макамом. Муэдзины после каждого четвертого ракаата читали иляхи (религиозные песнопения) тем же макамом, с которым был прочитан намаз.

Известно, что Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Священный Коран, поэтому мусульмане всего мира в этот месяц совершают хатим — полное прочтение Корана. В Османской империи были имамы, которые совершали таравих хатимом, то есть во время каждого таравиха зачитывалась определенная часть Корана. Однако существовали и так называемые «быстрые имамы», которые совершали «экспресс таравих», и намаз, состоящий из 33 ракаатов, они умудрялись закончить за 15 минут.

Кроме дополнительного таравих намаза и хатима Корана, во дворце императора существовала прекрасная традиция учить уроки тафсира. На протяжении всего месяца Рамадан два раза в неделю по два часа изучались уроки тафсира в присутствии самого султана, на которых разбирали значение тех или иных аятов Корана и изучались различные теологические вопросы. Такие уроки назывались «Хузур дерслери». Данная традиция была заложена во времена Султана Османа Гази.

О том, как завершался священный месяц и как отмечался Аид аль-Фитр во времена Османской империи и в современной Турции, будет рассказано в следующей статье, которая станет завершающей в цикле статей про Рамадан.


Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

Новости партнеров