«Науруз-2017»: якутский акцент

В Казани проходит международный фестиваль тюркоязычных театров

В столице Татарстана проходит фестиваль, цель которого объединить тюркоязычные театры. «Науруз» проходит в тринадцатый раз, и в этом году участие в нем принимает семнадцать театров.

«То, что интересно»

«Науруз» родился в сложное время, когда великая страна уже трещала по швам. В 1989 году СТД СССР решил учредить такой театральный форум в Казахстане, но через два года Союз рухнул, и фестиваль оказался погребенным под его руинами. Задуманный как ежегодный, он потом не проводился пять лет. Вернули «Науруз» зрителю в Татарстане, с 1998 года он стал проводиться в Казани и получил статус международного.

Наконец, в 2009 году было решено уйти от предыдущего четырехлетнего цикла, фестиваль стали проводить раз в два года, чередуя с одноименным образовательным форумом. Не менее интересным и полезным.

В нынешнем «Наурузе» участвуют 17 театров. Работают они на пяти площадках города: на малой и большой сцене Камаловского театра, в русском ТЮЗе, Тинчуринском театре и театре кукол. «Критерий отбора спектаклей для участия в «Наурузе» был один — постановка должна быть интересной. В фестивальную афишу попали и классические постановки, и более современные по форме», — прокомментировал «Реальному времени» ситуацию с участниками фестиваля главный отборщик «Науруза», театральный критик, заведующий литературной частью Камаловского театра Нияз Игламов.

Внук шамана и его спектакли

По традиции, каждый «Науруз» выбирает, театр какого из народов будет максимально представлен на фестивале. И если на предыдущем «Наурузе» доминировал Казахстан, в этом году максимально представлено театральное искусство Саха-Якутии.

Именно якутским спектаклем « Воительница Джырыбына» открылся фестиваль на большой сцене Камаловского театра, ну а если говорить о режиссуре, то, по сути, на «Наурузе» представлена ретроспектива спектаклей молодого якутского режиссера Сергея Потапова, поставленных им в разных театрах.

Потапов — ученик Марка Захарова, что уже говорит о приверженности с одной стороны, к психологическому театру, с другой, — к яркому и образному. Любопытная деталь: Сергей — внук шамана. Если проанализировать его спектакли, то, очевидно, можно найти в них налет мистериальности. Сам же режиссер говорит, что ставит то, что его цепляет.

Вчера на фестивале, на сцене Тинчуринского театра, был показан спектакль Сергея Потапова — это был чеховский «Вишневый сад». Режиссер поставил его в Казахстане, на сцене музыкально-драматического театра им. Куанышбаева. «Вишневый сад» Потапова — это реквием по старому укладу и социальным устоям, герои Чехова в режиссерской трактовке Потапова — они живут вне времени и пространства.

Вчера же на большой сцене Камаловского театра шла постановка Сергея Потапова «Пробуждение», режиссер сделал ее на сцене академического театра им. Ойунского. Тема спектакля трагическая — одиночество старика, ветерана Великой Отечественной, который доживает свой век в пансионате для престарелых. Мир старика — его кровать и пара метров вокруг нее…

Сегодня на сцене ТЮЗа будет показана драма «Сумасшедший Муклай», Сергей Потапов поставил ее на сцене Хакасского театра драмы и этнической музыки. Тема спектакля — не менее драматическая, чем в «Пробуждении» — революция и гражданская война через биографию конкретного человека. Крик души человека, который столкнулся с неразрешимыми противоречиями.

Завершится фестиваль этого года так же спектаклем в постановке Сергея Потапова, и работу эту можно назвать в чем-то неожиданной, ну а мистика в ней точно будет присутствовать. «Оборотень» — так называется этот спектакль, который Потапов поставил в Эстонии, в театре R.A.A.M. Любовь, страсть и ксенофобия — вот что терзает героев спектакля. На хуторе, доселе мирном, появилась дочь женщины, которую считали ведьмой-оборотнем, и вот уже проходит водораздел между «своими» и «чужой».

И радостная новость для татарстанских театралов. Сергей Потапов начинает работу в Мензелинском театре, он взял в работу пьесу «Иблис» азербайджанского драматурга Джавида Гусейна. Ведутся переговоры о его постановке в Камаловском театре.

Татьяна Мамаева, видео Камиля Исмаилова

Новости партнеров