Леонид Исаев: «Катар вместе с Ираном и Россией являются главными лоббистами создания «газового ОПЕК»...»

Эксперт по Ближнему Востоку рассказал о причинах ссоры Катара с арабскими соседями и к чему это приведет

Сегодня утром мировые СМИ сообщили о том, что Бахрейн, КСА, ОАЭ и Египет разорвали дипломатические отношения с Катаром. Поводом страны назвали поддержку Дохой терроризма и вмешательство в дела суверенных государств. Позже к четверке присоединились Йемен и Ливия. Нефтяные котировки уже отреагировали на ситуацию скачком цен на черное золото. Между тем политолог-арабист Леонид Исаев уверен, что конфликт вскоре разрешится и его обострения ждать не стоит. Как отразится процесс на отношениях с Москвой, на футбольном чемпионате и каким козырем обладает Доха, эксперт рассказал корреспонденту «Реального времени».

Кто спонсирует терроризм

— Леонид, действительно ли Катар спонсирует терроризм, как заявили в Бахрейне? И в чем реальные причины бойкота от шести стран?

— Не спонсирует терроризм. Вообще, считаю, ни одна страна в мире не спонсирует терроризм. Обвинять в поддержке террористических структур можно отдельных лиц, организации, но не государства. Кроме того, Катар обвиняется в связях с такими структурами, которые одновременно являются врагами друг другу: Израиль, Иран, «Хезболла», «Хамас» и «Исламское государство» (организация запрещена в РФ, — прим. ред.). Ну как можно одновременно их спонсировать? Мне кажется, нелепо. Конечно, это лишь повод. Поэтому реальная проблема заключается в том, что Катар проводит в течение последних лет весьма независимую политику, которая по ключевым вопросам стала противоречить политике, проводимой Эр-Риядом. С этой точки зрения Катар хотят поставить на место. И смысл этого разрыва дипломатических отношений — указать Катару на его место и заставить его соблюдать определенную субординацию, которая существует в арабском мире, на Аравийском полуострове, чтобы Катар свою внешнеполитическую линию проводил в соответствии с внешнеполитической линией его союзников в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

— Не странно ли слышать подобные упреки в поддержке террористов от Саудовской Аравии или Эмиратов, которых тоже нередко обвиняют в подобном «грешке»?

— Конечно, странно. И в тайных переговорах с Израилем можно обвинить и Эмираты, и Королевство (Саудовская Аравия, — прим. ред.). С Ираном соседи Катара тоже ведут переговоры. И катарское участие в финансировании тех или иных повстанческих структур в Сирии, Ираке не меньшее, чем участие той же самой Саудовской Аравии или ОАЭ. Поэтому вклад других стран Персидского залива в эти междоусобицы, которые происходят в арабском мире, не меньший. Вы правы, с точки зрения Саудовской Аравии и Эмиратов обвинять Катар в связях с этими структурами по меньшей мере нелепо.

«Катарское участие в финансировании тех или иных повстанческих структур в Сирии, Ираке не меньшее, чем участие той же самой Саудовской Аравии или ОАЭ. Поэтому вклад других стран Персидского залива в эти междоусобицы, которые происходят в арабском мире, не меньший». Фото gosnovosti.com

— Не является ли этот дипломатический конфликт попыткой подвинуть конкурента с рынка сбыта углеводородов?

— Здесь есть определенные столкновения интересов, связанные с тем, что Катар вместе с Ираном и Россией являются главными лоббистами создания «газового ОПЕК», против которого выступают и Эмираты, и Саудовская Аравия. Кроме того, Катар с Ираном на двоих поделили главное газовое месторождение в Персидском заливе — крупнейшее по колоссальным запасам природного газа. И поэтому здесь тоже есть какое-то желание в этом участвовать. Определенные экономические предпосылки есть. Но мне все-таки кажется, что главные причины лежат в политической плоскости — «Братья мусульмане» (организация запрещена в РФ, —прим. ред.) и Иран.

Указать Катару на место

— В 2022 году, как мы знаем, в Катаре пройдет чемпионат мира по футболу. Не отразится ли этот конфликт на подготовке к проведению мундиаля?

— Думаю, что в обозримом будущем стороны найдут компромисс, тем более до чемпионата мира. Все-таки три года назад послов тоже отзывали из Дохи, и удалось к компромиссу прийти, но не решили проблему…

— Снова поставив Доху на место?

— Да, поставили. Она с этого места ушла. И сейчас опять, наверное, поставят ее на место. Очевидно, что будущее Катара — в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива. Никакого будущего в альянсе Катара с Ираном нет. И Саудовская Аравия ставит цель не отторжение от себя Катара, а наоборот, большее сближение с Катаром, как и Объединенные Арабские Эмираты. И одна, и другая сторона заинтересованы в том, чтобы отношения наладились. Они к компромиссу какому-нибудь придут. Вопрос лишь в том, на чем они сторгуются.

— Почему США вдруг первыми обеспокоились этим конфликтом? Может быть, Трамп за этим стоит?

— Трамп за этим не стоит. Америка все-таки поддерживает давние союзнические отношения со всеми странами аравийской шестерки, и лишние разлады в стане главных союзников, конечно, не нужны. Соединенные Штаты Америки заинтересованы в том, чтобы вся аравийская шестерка выступала консолидированным блоком по ключевым вопросам ближневосточной политики. Поэтому Соединенные Штаты будут катарцев и аравийцев подталкивать к тому, чтобы стороны как можно скорее пришли к компромиссу.

«Для нас этот конфликт никакой роли не играет, кроме таких ситуативных скачков цен на нефть. У нас налаживаются отношения с Эр-Риядом, неплохие отношения с Дохой. Никакого нашего интереса в этом конфликте нет». Фото cursorinfo.co.il

— Леонид, мы наблюдаем, что на фоне этих событий цены на нефть подскочили. Выгодна ли России такая ситуация?

— Ситуативно, может быть, и выгодна. Но когда ситуация урегулируется, то и цены, может быть, стабилизируются. Для нас этот конфликт никакой роли не играет, кроме таких ситуативных скачков цен на нефть. У нас налаживаются отношения с Эр-Риядом, неплохие отношения с Дохой. Никакого нашего интереса в этом конфликте нет, поэтому нам важно занимать нейтральную позицию, и мы заинтересованы в развитии отношений как с одной стороной, так и с другой.

Козырь в рукаве ат-Тани

— Какую роль играет Катар в арабском/исламском мире?

— Это самая богатая страна в мире. В последнее время ее влияние в регионе очень выросло. Катар очень активно участвует в различных дискуссиях по проблемам в регионе, в том числе по сирийскому кризису. Безусловно, влияние Катара в последнее время выросло, особенно с 2011 года. Это теперь страна, которая заставляет считаться с ее интересами, кому-то это нравится, кого-то раздражает.

— Какое участие принимает Катар в конфликтах на Ближнем Востоке? Отправляет ли свои воинские контингенты в Ирак, Сирию, Йемен?

— Формально что-то отправляет. Одним из результатов этого конфликта стало то, что Саудовская Аравия объявила о том, что она перестала рассчитывать на катарский контингент в Йемене. Но это все символическое участие. Надо понимать, что Катар финансово очень активно участвует. А участие катарских войск минимальное. В силу определенных географических особенностей у Катара просто нет возможности содержать большую армию и отправлять войска за пределы собственной страны.

"«Аль-Джазира» — мощнейший инструмент правящего дома ат-Тани, суперпопулярный канал во всем мире, плюс он очень профессиональный. Безусловно, сейчас Катар посредством «Аль-Джазиры» будет лоббировать свою позицию". Фото bbc.com

— Офис «Аль-Джазиры» находится в Катаре. Насколько этот телеканал является действенным инструментом в руках Дохи?

— Очень действенный. Если посмотрим, что сообщает «Аль-Джазира», то увидите, что это антиэмиратская и антисаудовская риторика. Например, «Аль-Джазира» обвиняет посла Эмиратов в Вашингтоне в том, что действует по израильской указке. Во всех грехах по телеканалу обвиняют Эмираты, которые в свою очередь обвинили Катар в связях с Израилем, «Исламским государством». Они обвинили посла Эмиратов в Дохе в том, что он вел подрывную деятельность по заказу Израиля. «Аль-Джазира» — мощнейший инструмент правящего дома ат-Тани, суперпопулярный канал во всем мире, плюс он очень профессиональный. Безусловно, сейчас Катар посредством «Аль-Джазиры» будет лоббировать свою позицию.

Надо сказать, что у Саудовской Аравии и Эмиратов такого ресурса нет. Есть «Аль-Арабия» — тоже популярная штука как канал, но «Аль-Джазира» на шаг впереди. Это один из топовых мировых каналов. В чем-то может конкурировать с BBC.

— В Эмиратах и КСА смотрят его, не блокируют, и люди продолжают смотреть?

— «Аль-Джазиру» смотрят по всему миру. Она вещает и на арабском, и на английском. Более того, «Аль-Джазира» была каналом, который круглосуточно на английском языке показывали на Фиджи, когда я был там в свадебном путешествии. Это в Тихом океане — там про ИГИЛ и слыхом ничего не слыхивали. Телеканал смотрят даже и у нас в стране.

Тимур Рахматуллин
Справка

Леонид Маркович Исаев — политолог, эксперт по Ближнему Востоку, к.п.н. Старший преподаватель факультета социальных наук/Департамента политической науки Высшей школы экономики. Заместитель заведующего научно-учебной лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ

  • 2008 — бакалавриат: Высшая школа экономики, факультет: прикладной политологии, специальность «Политология».
  • 2010 — магистратура: Каирский университет (Cairo University), факультет: Economics and Political Science, специальность «Political Science».
  • 2012 — магистратура: Российский государственный гуманитарный университет, факультет: истории, политологии и права, специальность «Политология».
  • 2014 — кандидат наук: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской академии наук, специальность 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития», тема диссертации: «Политический кризис в арабских странах: опыт оценки и типологизации».
  • С 2009 года работает в Высшей школе экономики.
  • Научные интересы: мусульманское право, международные региональные организации, политические системы и политический процесс в арабских странах, исламская политическая философия.


Новости партнеров