Нуриевский — 2017: торжество реализма

Казанская балетная труппа едет в турне по Франции

Нуриевский — 2017: торжество реализма
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Завершился фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева, который проходил в тридцатый раз на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. Спектакли проходили при ежевечерних аншлагах, и зал театра не смог вместить всех желающих.

Самая печальная повесть

Билеты на Нуриевский фестиваль продавались в кассе театра, по сути, один день, таков интерес казанцев к балетному форуму. И это не только желание посмотреть гастролеров, но и понимание, что балетная труппа театра находится на очень высоком уровне и работает в спектаклях в том же классе, что и «звезды», приглашенные из топовых европейских театров.

В принципе, за тридцать лет существования фестиваля в Казани выросло не одно поколение артистов, которыми может гордиться самая требовательная антреприза. Что касается приглашенных солистов, то на Нуриевском традиционно выдерживается очень высокий уровень гостей. Так было и на юбилейном фесте.

Нуриевский фестиваль этого года традиционно открылся премьерой. Зрители увидели балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в постановке шефа балетной труппы Владимира Яковлева. Спектакль был показан дважды с разными составами. Первый вечер был отдан казанцам. Главные партии исполнили Михаил Тимаев, Кристина Андреева и Олег Ивенко.

Нуриевский фестиваль этого года традиционно открылся премьерой. Зрители увидели балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в постановке шефа балетной труппы Владимира Яковлева. realnoevremya.ru/Максима Платонова

На следующий день Таис Диоженес и Вагнер Карватье, оба из Бразилии, и казанец Алессандро Каггеджи. Впрочем, бразильцев тоже не совсем верно называть приглашенными — уже с осени они вольются в балетную труппу казанского театра.

Новая постановка «Ромео и Джульетты» (а спектакль несколько лет был в репертуаре) — это романтическая новелла о хрупкости не только любви, но и вообще человеческой жизни. Нелепая гибель Меркуцио, нелепая, как бы случайная, смерть главных героев. Что за всем этим стоит? Скорее всего, обесцененная человеческая жизнь.

Если говорить об исполнителях главных партий, то, по мнению автора этих строк, триумвират Тимаев — Андреева — Ивенко был более точен, работал с большей бескомпромиссностью и азартом молодости. Трепетность, незащищенность девочки-женщины Джульетты в исполнении Кристины Андреевой, зашкаливала. Тимаев-Ромео был пылко-нежен. Они буквально растворялись в любви друг к другу. И рядом с ними верный Меркуцио-Ивенко, создавший неоднозначный, трагический образ бретера.

Владимир Яковлев поставил «Ромео и Джульетту» в классическом ключе. Вообще Нуриевский фестиваль, изначально заявленный именно как фестиваль классического балета, делает упор именно на академические постановки. Такими были и «Дон Кихот» с обворожительными Иоландой Корреа из Национального балета Норвегии и ее партнером — афроамериканцем Осиэлем Гунеа из Национального театра Мюнхена, и «Лебединое озеро», и «Баядерка» и «Жизель».

Вообще Нуриевский фестиваль, изначально заявленный именно как фестиваль классического балета, делает упор именно на академические постановки. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Последний балет — особая строка в истории тридцатого фестиваля им. Рудольфа Нуриева. В партии Жизели впервые в Казани выступила этуаль Гранд Опера Доротея Жильбер. Говорить о ее технике не приходится и не стоит, изначально было ясно, на каком она уровне. Но артистизм Жильбер, ее трогательность в сочетании с наивностью в первом акте, ее трагизм в сочетании с жертвенностью и всепрощением во втором вызвали восторг у казанской публики. Пожалуй, такой Жизели — временами страстной, времена почти бесплотной — мы еще не видели.

Историзм и лирика

Как всегда, в фестивальной афише нашлось место для национального балета — публике была представлена «Золотая орда» композитора Резеды Ахияровой и либреттиста Рената Хариса. Хореограф спектакля — Георгий Ковтун. Ковтун и Харис уже однажды работали вместе, результат — балет «Сказание об Йусуфе», который получил Государственную премию России. Что касается талантливейшей Резеды Ахияровой, то на сцене казанского театра с успехом идет ее опера «Любовь поэта» о Габдулле Тукае.

«Золотая орда», спектакль, где не было приглашенных солистов, в нем заняты только танцовщики казанской труппы, показал силу и мощь татарстанского балета. Войны, интриги, распад великого государства и история любви двух молодых людей — Ромео и Джульетты своего времени — Джанике и Нурадина (Кристина Андреева и Олег Ивенко) — вот темы, которые он охватывает.

Гибнет великое государство и гибнет любовь — что страшнее? Каждый из зрителей решает эту дилемму для себя. К успеху Андреевой и Ивенко хочется добавить и прочувствованное исполнение партий Михаилом Тимаевым (дух хана Батыя) и Нурланом Канетовым (Визирь). Плюс точное, сбалансированное звучание оркестра, ведомого главным дирижером театра Ренатом Салаватовым.

Гибнет великое государство и гибнет любовь — что страшнее? Каждый из зрителей решает эту дилемму для себя. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Еще один спектакль, где блистали «звезды» казанской труппы — это месса си минор Баха в постановке Владимира Васильева. Он назвал свой спектакль, к которому шел несколько десятилетий, «Даруй нам мир». Высокая месса Баха, как говорит сам Васильев, — это одно из лучших творений человечества. Она и просто о человеке, и о высшем разуме, о Боге. В ней хореограф через что-то очень личное говорит со зрителями о глобальном — о любви, о душе, о мире.

«Даруй нам мир» — спектакль, где помимо балета заняты и хор, и вокалисты, — одна из самых удачных постановок казанского театра.

Нуриев навсегда

Традиционно фестивали венчают два гала-концерта с одинаковой программой. Два — потому что трудно вместить всех желающих посмотреть сразу на максимальное количество «звезд». В этом году гала-концерт фестиваля было поручено вести и режиссировать танцовщику и хореографу, народному артисту России Андрису Лиепе. И он сумел сделать концерт-приношение, концерт-посвящение великому танцовщику Рудольфу Нуриеву.

Нуриев смотрел в зал с огромного портрета на заднике сцены, шли кадры с его потрясающим танцем, а Андрис Лиепа рассказывал — тепло, душевно, с огромным уважением — о своих встречах с Нуриевым.

Программа гала-концерта состояла из классических номеров и современной хореографии, были номера, которые впервые исполнялись на публику и проходили по разряду «мировая премьера». Но дело даже не в этом. Рудольф Нуриев словно присутствовал в эти часы в зале, в зале театра, где четверть века назад он дирижировал «Щелкунчика» по приглашению директора театра Рауфаля Мухаметзянова, а потом, увидев высокий уровень фестиваля, без колебания дал ему свое имя. С тех пор фестиваль держит очень высокую планку.

Программа гала-концерта состояла из классических номеров и современной хореографии. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

«Казанский фестиваль имени Рудольфа Нуриева — единственный в мире, сам великий танцовщик дал ему свое имя», — верно заметил Андрис Лиепа. Фестиваль будущего года тоже будет отчасти юбилейным — 17 марта 2018 года Рудольфу Нуриеву исполняется восемьдесят лет. Значит, публику ждут новые открытия.

А казанская балетная труппа, только-только отдохнув от почти трехнедельного марафона, собирается на двухнедельные гастроли во Францию. В крупнейших городах этой страны, а также в Париже, будет показана казанская «Жизель». В главных партиях французская публика увидит Кристину Андрееву и Алину Штейнберг.

Татьяна Мамаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров