«Их нравы»: как советская Грузия сделала Турцию Ататюрка пятой страной в мире по выпуску чая

Отлитая в стекле измена, «потому что горы параллельны морю» и чайная столица Анатолии

«Их нравы»: как советская Грузия сделала Турцию Ататюрка пятой страной в мире по выпуску чая
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей колонке он рассказывает о чайной традиции.

Бардак, но не тот!

Многие знают, что по-турецки «бардак» — это стакан, а «дурак» — это остановка. В сегодняшнем очерке речь пойдет о бардаке, точнее о чае, который жители Турции любят помещать в бардак. Как говорил выдающийся турецкий поэт Джан Юджель: «Возможно, твоя тонкая талия осталась бы лишь в воспоминаниях, если бы бесчестный чай не подавался в стакане с тонкой талией».

Согласно старинной легенде, во времена османов чай пили в обычных стеклянных стаканах, так поступал и падишах. В один из дней он узнает, что любимая красавица жена ему изменяет, и он велит казнить ее, но перед казнью в последний раз хочет взглянуть на жену. В это время один из слуг приносит падишаху чай и, в момент, когда приводят его жену он, ослепленный ее красотой, так сильно сжимает стакан с чаем, что тот приобретает округлую форму, напоминающую женскую талию. Конечно же, падишах простил свою жену, но память об измене была отлита в стекле. Так или иначе, красивая легенда положила начало прекрасной традиции пить чай в изящных стаканах.

Турцию практически невозможно представить без чая, который подается в так называемых стаканах с «тонкой талией». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Сегодняшнюю Турцию практически невозможно представить без чая, который подается в так называемых стаканах с «тонкой талией» (индже бель). Утонченность формы сохраняет тепло, чай — это страсть, которая всегда с тобой, если ты живешь в Турции и не только. В отличие от других стран, чай здесь пьют много и в любое время суток. Автору этих строк даже известны люди, которые носят фамилию Чай. Видимо, предки занимались либо выращиванием, либо продажей этого напитка. Если верить статистике, то каждый житель страны в среднем потребляет около семи килограммов чая в год. В одном из знаменитых чайных домов Анкары в зимнее время потребляется килограмм чая в неделю, а летом около 600 граммов.

Из истории «зеленого золота»

Сегодня чай по праву можно назвать «зеленым золотом» Турции. Страна уже многие годы входит в первую пятерку стран — производителей чая, наряду с Китаем, Индией, Шри-Ланкой и Кенией. Что касается истории появления этого напитка в Османской империи, то одно из первых упоминаний восходит к источнику XVll века, а именно, к знаменитому путешественнику Эвлийе Челеби и к его монументальному труду «Саяхатнаме». Но появление страсти к потреблению этого напитка относится к первой половине XlX века, а в 1857 году Ахмед Абуль-Хайр даже опубликовал трактат под названием «Рисале-и чай». Также, некоторые турецкие источники, ссылаясь на Каюма Насыйри, утверждают, что первым тюрком, который пил чай, был никто иной, как Ходжа Ахмед Яссави.

Конечно же, во времена Османской империи чай был привозным продуктом, который импортировали из Азии. Однако, в конце XlX века Султан Абдулхамид II предпринимает попытки выращивать чай у себя на родине. С этой целью, для закупки семян чая выделяется средства и опытные поля в Бурсе, даже направляется в Японию специальный корабль, который терпит крушение на обратном пути. Однако, семена все же доставляют в Турцию, но опыт оказывается неудачным.

Вторая попытка вырастить чай в Турции предпринимается уже после Первой мировой войны Ататюрком. Как известно, война привела к потере территорий, изменению границ, да и вообще к исчезновению Османской империи и появлению Турецкой Республики. Так или иначе, кофе, который выращивался в Йемене и был практически бесплатным, теперь становится дорогим и, главное, импортируемым продуктом. Правительство, во главе с Ататюрком, начинает искать альтернативу кофе и находит ее в чае, который оказывается намного дешевле. Так, с легкой руки Ататюрка, в 30-е годы XX века в советской Грузии закупается 70 тонн чайных семян, после чего черноморское побережье Турции превращается в чайную долину, а город Ризе становится чайной столицей. Черноморский рельеф, а именно параллельное расположение гор относительно моря и климат способствуют бурному произрастанию этой удивительной культуры. Кстати говоря, выражение «горы параллельны морю», позже становится устойчивым выражением и комическим ответом на вопросы, по типу: «Почему не пришел Ахмед?» «Потому что горы параллельны морю».

Таким образом, чай становится неотъемлемой культурой сельского хозяйства и частью турецкой культуры. Напиток этот был многократно воспет и в турецкой литературе XX века. Приведем лишь несколько примеров:

  • … мне нужно, чтобы на столе были лишь чайные чашки и твои руки — Тарык Туфан
  • … моя жизнь подобна чашке остывшего чая — Невзат Челик
  • … чай означает, что еще не все закончилось — Джезми Эрсёз
  • … если хочешь — есть чай, если любишь — есть я, а если уходишь — есть путь — Ашык Вейсель

И напоследок, о некоторых особенностях турецкого чаепития. Напиток заваривают в специальном маленьком железном чайнике, который ставится на чайник побольше. Получается некое подобие водяной бани, которая поддерживает заварку в горячем состоянии. Далее все разливается в уже известный нам бардак. Что удивительно, в Турции так же существует традиция пить чай из самовара. Многие исследователи отмечают, что данный обычай был перенят у русских, но есть и довольно курьезные версии наподобие той, что слово самовар происходит от сочетания слов «сема» — небо и «вер» — отдавать. То есть пар от самовара отдается в небо.


Булат Ногманов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Булат Ногманов — переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

Новости партнеров