Артем Силкин, Свияжский музей-заповедник: «Мы создали около пятисот рабочих мест»

На Свияжске в этом году ждут более 600 тысяч туристов

Артем Силкин, Свияжский музей-заповедник: «Мы создали около пятисот рабочих мест»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Гостем студии «Реального времени» был директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. В ходе разговора он рассказал, когда же наконец откроется на Свияжске музей одного из самых интересных казанских художников Геннадия Архиереева, объяснил, почему даже после реставрации доступ к фрескам Успенского собора будет ограничен и успокоил, сказав, что Свияжск никогда не станет банальным коттеджным поселком.

«Около трехсот человек работают на Свияжск в Казани»

Один из читательских вопросов касался того, что иногда слышны голоса, сожалеющие о, как им кажется, «утраченном Свияжске». Стоит ли жалеть этот мифологизированный остров?

«Свияжск, как любой организм, меняется. Что касается уничтожения свияжского духа, мне кажется, эти разговоры не совсем справедливы. Понятно, что у людей есть какие-то приятные воспоминания о поездке в заброшенную деревню под названием «Свияжск», но Свияжск с XVl века был основан как городское поселение. И мне кажется, что сейчас неплохо, что он снова становится похожим на городское поселение больше, чем на заброшенную деревню. У нас в России очень много заброшенных деревень, которые находятся в плохом состоянии, очень много памятников архитектуры, которые разваливаются, к сожалению. Их тысячи по всей России. Поэтому те памятники, что у нас на Свияжске отреставрированы, на мой взгляд, это благо. А что, лучше смотреть, как они разваливаются?» — прокомментировал Артем Силкин.

По его словам, возникновение на острове музея-заповедника создало на самом Свияжске около двухсот рабочих мест. И это при том, что местным жителям последние десятилетия негде было работать, и эта безработица была одной из больших проблем Свияжска. Кроме этих двухсот мест, в Казани около трехсот человек связаны с работами, относящимися к Свияжску. Таким образом, преобразования на острове, превращение его в место, привлекательное для паломников и туристов, создало около пятисот рабочих мест.

Те памятники, что у нас на Свияжске отреставрированы, на мой взгляд, это благо. А что, лучше смотреть, как они разваливаются?

Силкин пояснил, что большинство этих людей работают в сфере обслуживания туристического потока, кто-то занимается изготовлением сувениров. Что касается самого турпотока, то после того, как была проложена дорога на остров, турпоток каждый год заметно увеличивается. В этом году, например, здесь ждут более 600 тысяч туристов. Помимо тех, кто приезжает на машинах и автобусах, в летний период многие добираются по воде.

С этого года, например, на Свияжске начали приставать круизные теплоходы, всего в сезон навигации их ожидается около девяноста.

«От фресок ничего может не остаться»

Один из самых привлекательных объектов Свияжска — это Успенский собор с его уникальными фресками. Сейчас собор и росписи находятся на реставрации и доступа туристов к ним нет. По прогнозам Силкина, собор будет отреставрирован в будущем году. Но доступ в него все равно будет ограничен. Это связано с тем, что посещение собора посетителями в большом количестве может оказаться губительным для состоянии фресок.

«Подумайте сами, если все 600 тысяч туда войдут, то через три года от фресок ничего не останется», — пояснил Силкин. Тем не менее, в храме периодически будут проходить богослужения.

Один из интереснейших объектов, который вот-вот откроется на Свияжске, это музей казанского художника Геннадия Архиереева. Его часто называют «казанским Ван Гогом», а генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, увидев написанную художником сирень, сравнил его с Михаилом Врубелем.

Архиереев, хотя и прожил большую часть жизни в Казани, связан со Свияжском. Он родился на острове, где отбывала наказание как «враг народа» его юная мать. И сам он ребенком жил в детском доме на Свияжске, мать смогла забрать его только после освобождения.

Сейчас под музей работ Архиереева на Свияжске выделен двухэтажный деревянный дом, и, по счастливому совпадению, он напоминает дом, в котором художник жил в Казани, на Подлужной. Музей-заповедник располагает несколькими десятками работ Геннадия Архиереева. Вдова художника привезла на остров множество его личных вещей. Из всего этого будет строиться экспозиция. Открытие нового музея планируется уже в июне этого года.

Если раньше местные жители продавали дома и участки в связи с тем, что не было ни работы, ни перспектив, сейчас есть работа, есть школа, есть все для жизни. Все условия созданы для людей, какой смысл уезжать с малой Родины?

«Строить коттеджи на Свияжске нецелесообразно»

В свое время, когда остров был оторван от мира и медленно умирал, купить на нем домик-развалюху с большим огородом можно было за символические деньги. Сейчас ситуация изменилась, Свияжск стал одним из брендов республики. Читателей интересовал вопрос: не случится ли так, что землю на нем продадут предприимчивым людям, и Свияжск застроят банальными коттеджными поселками.

Артем Силкин подробно объяснил, почему этого не надо опасаться. «Новых участков на Свияжске по определению быть не может, потому что остров — это территория, ограниченная водой. Новым участкам появляться негде. Есть участки, которые принадлежат гражданам, и они могут их продавать. Это данность. Очевидно, вопрос связан с тем, что не заместится ли коренное население приезжими, то могу сказать, что этот процесс сейчас приостановился. Потому что если раньше местные жители продавали дома и участки в связи с тем, что не было ни работы, ни перспектив, сейчас есть работа, есть школа, есть все для жизни. Все условия созданы для людей, какой смысл уезжать с малой Родины?», — говорит Силкин.

Как пояснил директор музея-заповедника, массовых продаж земельных участков на Свияжске не происходит. Кроме этого, построить дом на Свияжске сейчас — это очень сложно. Надо потратить уйму времени и денег на согласование проекта, на археологические работы на участке, которые обязательны. А это нецелесообразно.

Сейчас на Свияжске проживают около 250 местных жителей. Из них около 60 процентов люди пожилые, остальные — молодежь. Так что у острова есть будущее, особенно в свете тех перемен, что произошли там в последние годы.

Полную версию интернет-конференции с Артемом Силкиным можно будет прочесть в нашем издании в ближайшее время.

Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова

Новости партнеров