«У Госжилфонда нет обязательств выделять квартиры ветеранам, поэтому претензии к нему предъявлять нельзя»

Казанским участникам войны отказали в обещанных жилплощадях по соципотеке. Сейчас первые на очереди — «аварийщики»

В Казани ветеранам войны и их вдовам с федеральными субсидиями по программе «Жилье для ветеранов» начали массово отказывать в обещанных квартирах по соципотеке. В Минсоцзащиты РТ и Управлении жилищной политики города подтвердили, что проблема существует. Как объяснили самим очередникам: сейчас первоочередная задача у ГЖФ — обеспечить квартирами граждан из аварийного жилья, так как программа заканчивается. Ветеранов отодвинули на второй план со словами: «Вы себе и «вторичку» можете купить».

«Мы даже боимся сказать бабушке, что ей отказали»

Вдова ветерана Асфира Мингазова живет в семье внучки Альбины. С появлением правнука жилплощадь на всех членов семьи формально уменьшилась. Так у пожилой женщины появилось право на федеральную субсидию. Выплата в размере 1,2 млн рублей позволяет ей получить квартиру в рамках программы «Жилье для ветеранов». У фронтовиков и приравненных к ним граждан два варианта: выбрать жилплощадь на первичном или на вторичном рынке. Самый популярный первый — большинство ветеранов в Татарстане сразу идут в соципотеку. Оно и понятно, с такой суммой из «вторички» можно купить только комнату, а по линии ГЖФ за те же деньги дают квартиру площадью в 39 «квадратов» или больше, если семья готова доплатить.

Соципотеку вдове участника войны Мингазовой посоветовали и в администрации Советского района Казани, где семья состоит на учете как нуждающаяся. Полтора месяца назад деньги пришли, и женщине пообещали скорое решение вопроса.

— Сказали, мол, все: ждите ответ от ГЖФ, через неделю должны позвонить, потом поедете в фонд, будете с ними договор заключать. И все, пропали на месяц. Мы им звоним, они говорят: «Да-да, все, Госжилфонд оформляет вас». А 27 апреля позвонили и сказали, что квартиры не будет. Потому что программа аварийного жилья в этом году заканчивается, и они обязаны выполнить эту программу и переселить всех «аварийщиков». А нам сказали, что мы себе и «вторичку» можем купить, — рассказывает внучка Асфиры Мингазовой — Альбина Мухаметшина.

Родственники потребовали от районной администрации письменного подтверждения, но им в документе отказали. Прокомментировать ситуацию «Реальному времени» в пресс-службе района также отказались, переадресовав нас в Госжилфонд. В ГЖФ обещали подготовить ответ, на момент публикации его не было. Сама вдова участника войны еще и не подозревает, что обещанное новоселье сорвалось.

— Мы даже боимся сказать бабушке, что квартиру не дают. Мы же, когда приехали из отдела жилищной политики, сказали ей, что ей дают квартиру на 9 мая. Она обрадовалась, всем своим бабушкам рассказала. Все родственники нам звонят каждый день, спрашивают. И сейчас мы даже боимся ей сказать, потому что все-таки человек пожилой, — говорит Альбина.

Квартир нет, но вы держитесь

Беда в том, что по условиям программы воспользоваться субсидией семья участника войны обязана в течение трех месяцев. А у Асфиры Мингазовой половина этого срока уже прошла в ожидании обещанной квартиры по соципотеке. «Получается, у нас просто украли эти 1,5 месяца», — сетует родня вдовы ветерана.

Аналогичные отказы в квартирах по соципотеке получили еще несколько казанских фронтовиков и их семей. «Нет квартир, сказали устно, а ответ не видела. Поэтому они обратились с запросом в администрацию президента, чтобы повлиять на ГЖФ», — рассказала еще одна родственница казанского участника Великой Отечественной войны. В Управлении жилищной политики города подтвердили, что проблема существует.

— Ветеранам отказывают в квартирах по линии ГЖФ? — поинтересовались мы у представителя ведомства.

— Да, отказы официальные поступили. Мы писали президенту, писали Песошину. Но на все наши обращения пришел такой отрицательный ответ. Говорят, что недостаточно квартир, — рассказала начальник отдела жилищных программ УЖП Казани Гузель Сабитова.

«Аварийщики» вытеснили ветеранов?

В Минсоцзащиты республики прокомментировали ситуацию. На реализацию программы в этом году Татарстан получил от федерального центра 156,1 млн рублей. На эти средства жильем должны обеспечить 123 татарстанских участников войны, но с отказами в соципотеке эти планы сейчас под угрозой срыва.

— Действительно, проблема существует, особенно в Казани она остро стоит. Но у ГЖФ нет обязательств выделять квартиры ветеранам, поэтому претензии к нему предъявлять нельзя, — пояснил руководитель пресс-службы Минсоцзащиты РТ Рафаил Гиниятуллин.

Лишившимся возможности купить квартиру в новостройке по выгодной цене ветеранам приходится искать жилье на вторичном рынке. Хотя предложения не равноценны. И люди уже не могут претендовать на полноценную однокомнатную квартиру, как по соципотеке.

— А сейчас у ГЖФ проблема с жилплощадями, они же не могут отбирать у тех, кто оплатил. Они этой категории отказывают в силу того, что законом не предусмотрено предоставлять ветеранам квартиры вне очереди. Поэтому оснований подавать в суд здесь в принципе нет, — добавили в Минсоцзащиты РТ.

Программа «Жилье ветеранам» работает с 2008 года. За это время было освоено около 19 млрд рублей. Но на сегодня в очереди еще свыше 19 тысяч нуждающихся граждан этой категории и приравненных к ним. Из них 18 902 человека уже получили субсидии. Вопрос лишь в том, как теперь их реализовать, если по линии ГЖФ в ближайшее время не получится, а сроки поджимают.

Василя Ширшова

Новости партнеров