Зельфира Трегулова: «Гений века» — это не гастроли Третьяковки!»

Одна из лучших галерей мира впервые привезла в Казань полотна из своей коллекции

Зельфира Трегулова: «Гений века» — это не гастроли Третьяковки!»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

С завтрашнего дня, возможно, начнется новый этап в музейном деле Татарстана. В центре «Эрмитаж-Казань» открывается выставка «Гений века», где представлены работы из собрания Третьяковской галереи и ГМИИ РТ. А музейное пространство выстроено в совершенно новом формате. Конечно, в этом утверждении есть доля условности, но главной работой экспозиции считается «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля.

Франт и франтиха

Пространство залов Эрмитажного центра не узнать — заложены окна, по-новому, в соответствии с концепцией новой выставки, выкрашены стены, и, главное, — свет. Он формирует микросреду возле каждого полотна, он высвечивает мельчайшие детали и каким-то чудесным образом не выходит за границы плотна.

В залах разместились 53 живописных работы и 8 скульптур из собрания Третьяковки и 20 полотен наших, из музея ИЗО РТ. Таких знакомых, не раз виденных, но открывшихся по-новому в этой заново выстроенной, тщательно продуманной и подсвеченной среде. Впечатления сейчас в эрмитажных залах самые удивительные, словно это не музейный зал, есть устойчивое ощущение, что ты находишься в какой-то реальной галерее начала прошлого века.

Например, неподалеку от «Бродячей собаки», редакции журнала «Мир искусства» или «башни» Вячеслава Иванова. Пожалуй, одно из ценнейших достижений создателей экспозиции, это фантастическое погружение зрителя в художественную среду «серебряного века». Вот и его герои на полотнах — Николай Гумилев, Анна Ахматова. Федор Шаляпин…

Нам предлагают погрузиться в художественные течения начала прошлого века, того времени, когда рождалось новое столетие, принесшее миру и великие потрясения, и великие художественные достижения. Реализм уходил в прошлое, от уже был, по словам поэта, «Ни сны, ни явь». Художники искали новый художественный язык, причем, это было не только в живописи, но и в музыке, и в литературе. Многообразие стилевых направлений в русском искусстве — вот что, прежде всего, демонстрирует выставка.

«Символизм», «Русский импрессионизм», «Московский сезаннизм и «Бубновый валет», «Неопримитивизм», «После революции. Мастера и новое время» — вот разделы выставки. Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Константин Коровин, Петр Кончаловский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Нико Пиросмани — вот герои «Гения века».

Свести воедино работы из разных музеев — это оказалось весьма продуктивным. Получилось так, что встретились и по-новому раскрылись работы одних и тех же художников, но хранящиеся в разных коллекциях. Например, «Провинциальная франтиха» Ларионова из казанского музея и «Провинциальный франт» из Третьяковки, «Шабат» и «Еврейская лавочка» Гончаровой. Они дополняют друг друга и воспринимаются как диптихи.

«Похоже на сказку больше»

Александр Блок, пристально следящий за окружавшей его художественной жизнью, писал о Михаиле Врубеле: «То, что мы знаем о Врубеле», похоже на сказку больше, чем на реальную жизнь». Врубель много страдал и рано ушел из жизни. У сказки оказался плохой конец. Блок в статье памяти художника рассказывает то ли быль, то легенду о том, что Врубель писал ночами, утром выскакивал из мастерской и бежал в лавочку за шампанским. Однажды ночью написал голову Демона безумной красоты, но потом закрасил ее.

Именно врубелевским панно «Полет Фауста и Мефистофеля» открывается выставка. Работа хранится в ГМИИ РТ, она датирована 1896 годом и считается предтечей русского символизма в живописи. Работа Врубеля — загадочная «Царевна-Лебедь» — стала главной картиной и эмблемой выставки.

Врубель написал это полотно в 1900 году, до этого он создавал костюмы к опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Петь партию Царевны в опере было поручено жене художника — Надежде Забеле-Врубель. Но картина отнюдь не портрет жены. На полотне — мистическое существо, которое словно разрывают две стихии — вода и воздух.

Царевна-Лебедь смотрит на зрителей в полоборота, она словно ускользает, она манит, чарует и отталкивает одновременно. В ней есть некое предчувствие блоковской Незнакомки. Не случайно «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Блока, ее репродукция висела у него в Шахматово.

Полотно более тридцати лет не покидало стены Третьяковской галереи, а до этого его вывозили только на зарубежные выставки. То, что картина приехала в Казань, еще одна фантастическая история, которых так много в том, что связано с Врубелем…

«У нас будут еще проекты»

Вчера первыми «Гений века» посмотрели журналисты татарстанских и федеральных СМИ. После осмотра состоялся короткий пресс-подход.

«Не надо думать, что выставка «Гений века» — это гастроли Третьяковской галереи. Над выставкой трудились искусствоведы из музея-заповедника «Казанский Кремль», центра «Эрмитаж-Казань», Третьяковской галереи и музея ИЗО РТ, располагающего феноменальной, фантастической коллекцией конца XlX — начала XX веков. Коллекцией, которая достойна самого пристального внимания. Это удивительный пример сотрудничества с правительством Татарстана, с администрацией президента республики. Я бы хотела высказать глубочайшую благодарность президенту Татарстана Рустаму Минниханову, который стоит за всем, что мы делали в связи с этим проектом. И за всем, что мы будем делать дальше. Идея президента Татарстана, что выставка Третьяковской галереи в Казани не должна быть просто единичным проектом. Он предложил нам долгосрочное сотрудничество. Его желанием было не только представить в Казани работы из наших коллекций, но и перенести сюда все самые новые музейные технологии, которыми мы в последние годы овладели. Чтобы это был проект, выполненный по самому высокому международному музейному стандарту», — прокомментировала директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

По ее словам, то, что видят зрители в залах, та архитектура, — все это создавалось специально для выставки в Казани. Задача была не просто представить шедевры Третьяковки и музея ИЗО РТ, но и создать особый образ выставки. Дать зрителю, вне зависимости от его уровня художественной подготовки, вступить в диалог с произведениями. Проект Третьяковки это не только выставка, но и каталог, и образовательные программы, мастер-классы.

Что касается совместных выставочных проектов, то это будут выставки «отца светомузыки» Булата Галеева и экспозиция работ, которые лично собрал Третьяков. Через год в Третьяковке откроется выставка «Сказание о граде Свияжске» — иконостасы Свияжских церквей из коллекции ГМИИ РТ.

А выставка «Гений века» открыта для посещения с завтрашнего дня до конца сентября.

1/44
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова

Новости партнеров