Особенности национального извоза: татарстанские таксисты предпочитают Kia Rio, «Гранту» и «Калину»

Сколько стоит входной билет на таксомоторный рынок Татарстана

Аналитическая служба «Реального времени» изучает список машин, зарегистрированных в Татарстане в качестве такси, а также выясняет, сколько стоит лицензия на перевозку пассажиров.

Что в Татарстане дешево, то в Мордовии бесплатно

Для того, чтобы работать на своем автомобиле в такси, жителям России необходимо получить специальное разрешение. Соответственно, помимо этого необходимо иметь свое юридическое лицо (например, в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества), или же быть индивидуальным предпринимателем. За предпринимательскую деятельность, соответственно, придется платить налоги, а за разрешение на работу в такси полагается сбор.

Как оказалось, Татарстан — самый дешевый из регионов Поволжья для получения этого разрешения. Здесь для этого потребуется заплатить сумму лишь в 400 рублей. Оформление дубликата обойдется еще в 200 рублей. Оба параметра — самые низкие из всех регионов ПФО.

Недорого, кроме того, получение такого разрешения обойдется в соседнем Башкортостане — в 800 рублей. Однако этот регион — самый дорогой по стоимости выдачи дубликата. За эту услугу здесь придется заплатить столько же, сколько и за само разрешение.

Еще четыре региона Поволжья занимают третье место по дешевизне разрешений. В республиках Марий Эл, Чувашии и Удмуртии, а также в Кировской области за разрешение придется заплатить тысячу рублей. Отличается здесь, однако, стоимость выдачи дубликата: к примеру, в Кировской области за него придется отдать 200 рублей, в Марий Эл — 300, а в Чувашии и Удмуртии — по 500 рублей.

Отметим, что все же в Поволжье есть регионы, где получать разрешение выгоднее, чем в Татарстане. Это — республика Мордовия и Ульяновская область. Здесь ни за само разрешение, ни за выдачу его дубликата не придется заплатить вообще ни копейки.

Самым дорогим регионом для начала официальной работы таксистом стала Пензенская область. Здесь выдача разрешения обойдется почти в 20 раз дороже, чем в Татарстане — в 7 500 рублей. Получить дубликат будет стоить еще 750 рублей.

Дорогие разрешения (но не так запредельно, как в Пензенской области) также в Саратовской области и Пермском крае. Сами разрешения здесь обойдутся в 2 600 рублей — почти в три раза дешевле, чем в Пензенской области, но в шесть с половиной раз дороже, чем в Татарстане. А вот дубликат разрешения будет стоить так же, как в Татарстане — 200 рублей.

«Середнячками» по стоимости выдачи разрешения являются три региона Поволжья — Оренбургская, Нижегородская и Самарская области. Стоить разрешение здесь будет 1 500, 1 262 и 1 130 рублей, соответственно. За выдачу дубликата разрешения придется заплатить 300, 631 и 565 рублей.

Отметим, что получение разрешения на работу в такси означает определенные сложности — к примеру, таким машинам приходится чаще проходить техосмотр. Есть, однако, и существенные плюсы, к примеру, машинам такси позволено ездить в Казани по автобусным полосам. Возможно, именно с этой особенностью связано присутствие определенного количества достаточно дорогих машин в списке получивших разрешение.

Название региона Выдача разрешения, руб. Выдача дубликата разрешения, руб.
Республика Мордовия бесплатно бесплатно
Ульяновская область бесплатно бесплатно
Пензенская область 7500 750
Саратовская область 2600 200
Пермский край 2600 200
Оренбургская область 1500 300
Нижегородская область 1262 631
Самарская область 1130 565
Удмуртская республика 1000 500
Кировская область 1000 200
Чувашская республика 1000 500
Республика Марий Эл 1000 300
Республика Башкортостан 800 800
Республика Татарстан 400 200

Больше половины таксистов ездят на 10 моделях машин

Всего, по данным аналитической службы «Реального времени» (основано на сведениях реестра Минтранса Татарстана), в Татарстане на конец марта 2017 года действует 10 385 разрешений на деятельность такси. Каждое разрешение выдается на один автомобиль. Таким образом, количество автомобилей совпадает с количеством лицензий. В списке — 267 моделей автомобилей, от самых обыденных до достаточно необычных.

Отметим, впрочем, что на 10 самых распространенных моделей из списка приходится 5 945 разрешений, что составляет 57% из общего числа разрешений. На первые же 20 моделей приходится 7 730 разрешений или почти три четверти от общего числа разрешений.

Больше ста разрешений приходится на 24 модели автомобилей — общее их количество — 8150 — составляет 78% от всех автомобилей такси. На 93 модели приходится только по одному разрешению на деятельность такси в регионе, еще на 100 моделей — от двух до десяти разрешений. «Редких» машин (10 и менее разрешений на модель) в такси в Татарстане, таким образом, лишь 485 — менее 5%.

В Татарстане покатают на Rio, но могут и на «четырнадцатой»

Самыми популярными автомобилями, которые используются в качестве такси в Татарстане, стали две машины — Kia Rio и «Лада Гранта». Разница по их количеству минимальна. Лидером, однако, все же стала корейская модель российского производства Kia Rio. Таких машин в регионе зарегистрировано в качестве такси чуть меньше тысячи — 996 штук. Это составляет 9,6% от всего парка такси в Татарстане. Расположившаяся на втором месте «Лада Гранта» представлена 941 машиной — 9,1% от общего числа такси.

Напомним, оба автомобиля входят в список самых популярных моделей в Татарстане. В 2016 году их было продано практически одинаковое количество: «Гранта» расположилась на втором месте, Kia Rio — на третьем. «Гранта» при этом является самой дешевой в обслуживании популярной моделью, в лидерах также и Kia Rio.

Третья модель по количеству экземпляров, задействованных в такси, занимает «Лада Калина». Таких машин на четверть меньше, чем «Лада Гранта» или Kia Rio, но по-прежнему много — 777 штук. Машины именно этой марки составляют в Татарстане 7,5% всех зарегистрированных такси. Модель совсем немного более дорогая в обслуживании, чем «Гранта», а вот по количеству проданных машин модель опустилась в 2016 году на 17-е место с 8-го в 2015 году.

Почти столько же машин такси модели Renault Logan. Таких французско-российских машин в татарстанских такси значится 719 штук, или 6,9% от общего числа такси. Автомобиль этот очень популярен (9-е место по продажам в 2016 году), а также самый дешевый в эксплуатации из популярных «иномарок» (производится он, напомним, в России). Эти два фактора, вероятно, сказались и на количестве машин в такси.

Замыкает пятерку самых популярных автомобилей для такси старая добрая Daewoo Nexia. Автомобиль, некогда пользовавшийся огромным спросом, напомним, перестали производить в конце 2016 года. Завод в Узбекистане тогда сообщал, что его сменит новая линейка под названием Ravon. Популярности новый продукт, впрочем, пока не снискал, а в топе машин для такси Nexia смело удерживает пятое место с 601 машиной.

Потеснить его, впрочем, в ближайшее время грозится «звезда» 2016 года — брат-близнец Kia Rio, другой корейско-российский автомобиль Hyundai Solaris. Машина оказалась самой продаваемой в России по итогам 2016 года, поэтому можно ожидать, что новые экземпляры модели пополнят ряды татарстанских такси. Пока же таких машин зарегистрировано в реестре 512 штук.

На седьмом месте оказалась другая очень популярная, но уже снятая с производства машина. На этот раз российского производства. Это — друг молодежи и гроза ночных дворов, «ВАЗ-2114». Эту модель перестали производить еще 3,5 года назад, однако их по-прежнему в достаточном количестве можно встретить на дорогах России и Казани, традиционно лояльной к российскому автобренду. Нельзя представить без «четырнадцатой» и татарстанское такси: этих машин в реестре — 459 штук.

Наступает на пятки уже становящейся раритетной машине еще один продукт тенденции к переводу производства иномарок в Россию — Volkswagen Polo. Калужский немец активно используется в такси, в Татарстане в этом качестве таких машин зарегистрировано 334 штуки. Впрочем, невелика разница и с машинами, замыкающими топ-10. На девятом месте расположилась вариация на тему Renault Logan, в России получившая название «Лада Ларгус». Таких машин в качестве такси в регионе зарегистрировано 305 штук. На четыре меньше — у еще одного примера глобализации автопроизводства Daewoo Gentra, больше узнаваемого под именем Chevrolet Lacetti.

С ветерком на «24-й Волге» или на Land Cruiser Prado

В списке, помимо этого, фигурирует достаточно большое количество необычных и неожиданных для такси автомобилей. Чаще всего в качестве такси зарегистрировано по одному-два экземпляру таких автомобилей.

К примеру, в Татарстане в качестве такси зарегистрирован автомобиль «ГАЗ-24-10», больше известный как «24-я Волга». Учитывая, что этот вариант автомобиля выпускался с 1985 по 1993 год, проехаться на таком автомобиле в качестве такси было бы странным. Также раритетным уже можно считать и еще один российский автомобиль в реестре такси — «ВАЗ-2101», известный как «копейка». Выпускалась она с 1970 по 1988 годы.

В качестве такси, кроме того, зарегистрирована одна Daewoo Racer — предшественник Daewoo Nexia, выпущенный на базе Opel Kadett E и внешне очень на него похожий. Производился с 1986 по 1994 годы. Также в Татарстане в качестве такси зарегистрировали две «Оки» производства ВАЗ и два автомобиля «Донинвест-Орион-М», представляющие собой фургон Citroen Berlingo, собранный на Таганрогском автозаводе в начале 2000-х годов. Также можно найти в качестве такси 26 «шестерок», 20 «пятерок» и 19 «ВАЗ-21099».

Есть в списке такси и автомобили, которые принято относить к люкс-сегменту. В частности, в списке фигурируют четыре Audi A6, две Toyota Land Cruiser Prado, один Mercedes-Benz S350, восемь Volvo S60, 95 Toyota Camry, а также BMW X5, 520i 528i. Последние два, впрочем, могут оказаться и раритетными экземплярами — такие модели выпускаются достаточно давно. Кроме того, зарегистрированы в качестве такси в Татарстане Dodge Stratus и Caravan, совсем не распространенные в России, спортивный Hyundai Coupe и даже микроавтобус Ford Transit.

Впрочем, найти в списке моделей какие-либо однозначно дорогие и престижные автомобили не удалось. В Татарстане не зарегистрированы в качестве такси ни Rolls-Royce, ни Lamborghini, ни Ferrari, ни даже какие-нибудь банальные Infinity, Jaguar, Porsche или Range Rover.

Марки автомобилей, зарегистрированные в Татарстане в качестве такси
Марка и модель Число автомобилей Доля
KIA RIO 996 9,6%
ВАЗ GRANTA 941 9,1%
ВАЗ KALINA 777 7,5%
RENAULT LOGAN 719 6,9%
DAEWOO NEXIA 601 5,8%
HYUNDAI SOLARIS 512 4,9%
ВАЗ 2114 459 4,4%
VOLKSWAGEN POLO 334 3,2%
ВАЗ LARGUS 305 2,9%
Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"
АналитикаБизнесУслуги

Новости партнеров