Всеволод Чаплин: «Честность, ум, воля, бесстрашие — вот что нужно предъявить в ответ на действия Трампа»

Колонка известного православного священнослужителя о Дональде Трампе и нашем ответе Америке

Химическая атака и американский ракетный удар по сирийской авиабазе заставили экспертное сообщество пересмотреть отношения Москвы и Вашингтона. Надежды части российских элит на «своего» Трампа не оправдались. Колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин в новой колонке, подготовленной специально для нашей интернет-газеты, пишет, как Кремлю следует реагировать на резкие выпады американского президента и какой линии придерживаться на переговорах.

Типичный представитель «белой», «протестантской» Америки

В отношениях путинской России и трамповской Америки, похоже, начинается первый серьезный кризис. Некоторые наши политики и политологи уже пытаются забыть свои недавние восторги по поводу прихода к власти нового американского президента, а журналисты им эти восторги припоминают. Впрочем, происходит именно то, чего следовало ожидать. Ровно в день инаугурации Трампа ваш покорный слуга написал: «Трамп не будет для нас легким партнером, увы. Конфликт почти неизбежен — в том числе по причинам психологическим. Но попытаться договориться надо. Только честно — с решительным обозначением зоны стратегической ответственности России за происходящее во всех тех местах, где массово (миллионами) и длительно (веками) проживают русскоязычные православные люди. Не надо скрывать такого подхода. Быть с Трампом честными гораздо более уместно, чем играть двойную игру, а тем более трусливо отступать».

Увы, в российской политике сработали чрезмерная вера обещаниям и чрезмерный же негатив от недавнего «перетягивания каната» с американскими демократами. Теперь все будет более честно и более непосредственно. И значит, надо уходить от тактики сокрытия своих истинных намерений, свойственной дипломатам и внешней разведке. Надо действовать по-политически, не исключая и готовности к силовому противостоянию.

«Российским контрагентам американского лидера, привыкшим за последние три десятилетия к циничной «политике интересов», к которой их отчасти приучили старые вашингтонские элиты, придется привыкать к другому — к серьезной роли чувств и ценностей в принятии решений в США». Фото ibtimes.com

Трамп поступает как типичный представитель «белой», «протестантской» Америки. Он довольно прямо говорит и прямо поступает, в том числе под влиянием определенных представлений о нравственных нормах, о должном и недолжном. Чего стоит история с «эмоциональным» влиянием дочери президента на решение ударить по сирийской авиабазе с использованием кадров якобы имевшей место химической атаки. Напомню, что я в декабре писал в «Реальном времени» о Трампе: «В моменты конфликта ценностная ориентация может превалировать над осторожностью и расчетом». Российским контрагентам американского лидера, привыкшим за последние три десятилетия к циничной «политике интересов», к которой их отчасти приучили старые вашингтонские элиты, придется привыкать к другому – к серьезной роли чувств и ценностей в принятии решений в США. И к пониманию гибельности любого обмана, любых «неискренних» сюрпризов.

Аргументы Кремля

Тем более что цена ошибки может оказаться предельно велика. Сколько бы ни говорили об абсурдности в современном мире «большой» войны, особенно ядерной, в ней сегодня заинтересованы слишком многие силы. Например, некоторые финансово-экономические игроки, которые бы с радостью «обнулили» свои обязательства — а война спишет очень многое. Не стоит забывать и о том, что во многих обществах зреет инстинктивное понимание того, что долгое мирное время и редкость насильственной смерти погружает социумы в застой, вызывая к жизни самые неожиданные процессы вроде роста самоубийств, демографических кризисов и, как ни странно, нежелания жить (вспомним пресловутый эксперимент Джона Кэлхуна «Вселенная-25»).

Сирия или Дальний Восток, Донбасс или любое другое место могут оказаться ареной прямого российско-американского противостояния. Хорошо, если только дипломатического. И в этом случае может остаться очень мало пространства для неискренних улыбок и «дружилок», свойственных былым отношениям между Владимиром Путиным и некоторыми западноевропейскими лидерами. Очень важным сигналом должен стать визит в Москву нового госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Рискну предположить, что он, как человек довольно прямой и не вполне дипломатичный, приезжает делать выговор, угрожать и ставить ультиматумы. Дальше — или позорные уступки, или известная ситуация с лобовой авиационной атакой в надежде на то, что у вражеского пилота сдадут нервы, и он свернет, подставляясь под безответный удар.

«Очень важным сигналом должен стать визит в Москву нового госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Рискну предположить, что он, как человек довольно прямой и не вполне дипломатичный, приезжает делать выговор, угрожать и ставить ультиматумы». Фото russiancouncil.ru

Или все-таки ясное и честное обозначение нашей позиции, подкрепленное эмоциональными аргументами. Например, демонстрацией того, что люди, живущие на некоторых русских землях, страдали не меньше жителей захваченных террористами районов Сирии. И обеспечить для них достойное будущее для нас дело веры, чести и совести, а вовсе не «интересов» и «компромиссов». И что мы готовы идти до конца. И что для нас есть ценности важнее жизни.

Лицемерие, мелкий расчет, цинизм не пройдут

Кстати, неплохо бы вправить мозги западным политикам насчет манипулятивной замены справедливого стремления к победе информационными спекуляциями вокруг того, кто больше погубил мирных жителей. Особенно если под таковыми имеются в виду лица, помогавшие террористам. Невозможно держать победу в войне без гибели некоторого числа условных некомбатантов. Так было, например, во время Второй мировой. И американцы это должны хорошо помнить, тем более что тогда они применили оружие пострашнее химического. Достижение победы как приоритет должно быть релегитимировано — при всем стремлении максимально сохранить жизнь лиц, не участвующих в боевых действиях, но и при всем понимании того, что полностью обойтись без жертв среди них нереально. Так и надо ставить вопрос. Что бы ни говорили близкие Трампа и «мировые» телеканалы. Параллельно надо дать представителям обеих стран трибуну в СМИ друг друга, чтобы они изложили свои аргументы относительно наличия или отсутствия у Асада и сирийской оппозиции химического оружия.

Честность, ум, воля, бесстрашие — вот что нужно сегодня предъявить Америке в ответ на резкие и прямые действия Трампа. Лицемерие, мелкий расчет, цинизм не пройдут. И «менять» стратегические перспективы в опасных регионах нужно не на «возвращение в восьмерку» (которой в реальности никогда не существовало), не на «невведение санкций», а на признание за Россией права на прямой политический контроль во всех землях, где живут русские люди и где они находятся в опасности.

Ну а в сфере внутренней политики надо просто раскрепостить волю народа — чтобы «догнать и перегнать Трампа». Об этом в моем видеоблоге.

Протоиерей Всеволод Чаплин
Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная». Ведет авторскую колонку в интернет-газете «Реальное время».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.

Новости партнеров