«Лед тронулся, господа...»: «доходы» присяжных Астаны и Онтарио, туалет как тормоз и продажа билетов на суд

Ждать ли роста оправдательных приговоров в России в 2018-м году, обсуждали на международной конференции в Казани

Оптимистичным прогнозом об увеличении с 1 до 10—20% количества оправданных российскими судами поделился с «Реальным временем» экс-председатель Совета судей РТ, директор филиала Российского университета правосудия Рамиль Шарифуллин. Прогноз основан на изменениях в законодательстве, согласно которым допуск к рассмотрению уголовных дел в районных и гарнизонных военных судах получат присяжные. Правда, храмы Фемиды к этому не готовы. Впрочем, данные адвокатского опроса показывают: «суд толпы» тоже ошибается, отпуская виновных и сажая невинных. Об этом накануне говорили в Казани судьи, адвокаты и ученые четырех стран.

Присяжным доверят гражданские дела?

С 1 июня 2017 года в России будет сокращен состав коллегий присяжных — с 12 до 8 человек, рассматривающих уголовные дела в областных судах и верховных судах республик в составе РФ. Еще через год вступит в силу и вторая часть подписанных Путиным в июне 2016 года поправок в законодательство: присяжных пустят в районные и гарнизонные военные (флотские) суды, формируя коллегии всего из 6 человек. Это сократит процедуру отбора присяжных и госрасходы, но добавит других проблем. Грядущей реформе в Казани посвятили Всероссийскую конференцию, которая благодаря участникам из Канады, Кыргызстана и Казахстана получила международный статус.

Началась конференция с минуты молчания в память о жертвах питерского теракта. Ректор Российского госуниверситета правосудия Валентин Ершов рассказал, что при взрывах в метро пострадала его студентка — осталась жива, но попала в больницу в тяжелом состоянии. Позже выяснилось, Ершов говорил об уроженке Набережных Челнов Анне Селезневой. Переходя к теме конференции, стоит отметить, что суд присяжных террористам не светит — эти статьи «народным заседателям» неподсудны. В отличие от данного перечня:

  • убийства (ч. 1 и ч. 2 ст. 105 УК РФ),
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом (ч. 4 ст. 111 УК РФ),
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ),
  • посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ),
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ),
  • геноцид — действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы (ст. 357 УК РФ).

Как объяснил Ершов, реформа должна обеспечить конституционные права как обвиняемых, так и обычных граждан. По закону, сроки вплоть до пожизненного в России не дают несовершеннолетним, женщинам и мужчинам-пенсионерам, но именно эта защита по факту лишила этих людей возможности предстать перед судом присяжных. Новый закон, по словам ректора РГУП, устраняет этот пробел, а кроме того, обеспечивает права граждан на отправление правосудия. Задавая вектор будущих реформ, Ершов утверждает, что в теории право граждан судить распространяется и на гражданские дела.

«Даже в московских судах нет нужных технических условий»

А в Татарстане готовятся к сложностям внедрения института присяжных в райсуды. Закон требует, чтобы «народные судьи» были изолированы от общения с иной публикой в суде. Ведь знакомство, скажем, с женой и ребенком обвиняемого или «случайный» разговор следователя со свидетелем способны повлиять на беспристрастность присяжных. «У них должна быть своя совещательная комната, комната отдыха и даже свой туалет. Такие технические возможности есть не во всех районных судах, потому сейчас разрабатывается вопрос о создании в Татарстане базовых судов, в которых можно было бы рассматривать дела с присяжными», — комментирует ситуацию председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов.

«У нас в суде для этих целей только один зал подходит, потому что там туалет есть», — признается председатель Приволжского райсуда Казани Ринат Сафин. Его коллега-председатель Тюлячинского райсуда Рамиль Бикмиев уверяет: помещений хватит. У руководства Советского райсуда на этот счет пока есть сомнения. Отчасти их разделяет и председатель ВС РТ. В других регионах страны ситуация не лучше. Даже в центральной России все еще встречаются храмы Фемиды с удобствами на улице. И на глобальное обустройство и строительство новых зданий в казне денег нет.

— Я вообще не исключаю, что введение присяжных в районных судах может быть отложено на неопределенный срок. Это очень большие траты, а кризису конца не видно, — поделился с «Реальным временем» главный редактор журнала «Уголовный процесс» Ислам Рамазанов. — Даже в московских судах нет нужных технических условий. Есть новые здания, которые строились без учета необходимой для присяжных специфики. И даже если эта проблема решится — будет очень тяжело отбор произвести. По 2 млн людей придется вызывать, чтобы две коллегии набрать…

25 рублей за билетик в суд

Зампред по уголовным делам ВС РТ Максим Беляев считает менее затратной аренду помещений судами, отмечая, что залы стоит оборудовать экранами для просмотра фототаблиц, схем, карт и видеозаписей следственных действий — так простые люди лучше воспринимают представленные доказательства. Для эффективной работы присяжных необходима и кухня.

— Заседания продолжались с 10 утра до 24 часов ночи, с перерывами на чай и обед. Все это время присяжные жили в помещении суда, а в особой комнате круглосуточно дежурил врач, — вспомнил в своем докладе Беляев детали реального процесса 1904 года по делу о краже казанской иконы Богородицы. — Многочисленная публика допускалась в зал только по входным билетам, раскупленным за месяц до начала процесса. Некоторые из счастливых обладателей заветных пропусков уступали их жаждущим зрелищ за 25 и более рублей. Часть контрамарок была вручена бесплатно наиболее успешным студентам-юристам…

В рассмотрении того громкого дела участвовали председатель суда и еще двое судей и 12 присяжных, включая избранного старшиной профессора Казанского университета Загоскина. Под его началом работали пятеро купцов, двое мещан, титулярный советник, коллежский секретарь, ординатор и крестьянин. «У нас в сельских районах дворян и профессоров нет! При шести присяжных достаточно будет уговорить троих земляков проголосовать за невиновность обвиняемого в тяжком преступлении, и он неминуемо войдет на свободу!!!» — подчеркнул зампред ВС РТ.

В перерыве конференции первый заместитель руководителя Следкома по РТ Марат Зарипов признался «Реальному времени», что риски судебного «ноу-хау» в сельских районах есть: «Учитывая, что есть населенные пункты, где население малограмотно, воздействовать на троих присяжных будет несложно, поэтому сейчас что-то сложно сказать. Время покажет...»

В свою очередь, член Совета по правам человека при президенте РФ, лидер международной группы «Агора» Павел Чиков уверен — процент оправдательных приговоров с расширением полномочий нового института вырастет: «Потому что у профессиональных судей — это конвейер, десятки дел ежегодно. А для каждого присяжного — одно-единственное дело в его жизни… Риски есть только в том, что на них будут оказывать давление. А вообще суд присяжных — это дорого, во всех смыслах этого слова». Получив слово на конференции, Чиков рассказал о том, как Московский суд полтора года не мог набрать коллегию присяжных по делу боевой организации русских националистов, где правозащитники защищали семьи убитых антифашистов. А еще о том, как спустя 13 лет в Татарстане «реанимировали» закрытое дело о двойном убийстве, обвинили в нем ранее реабилитированного Сергея Сенина, а присяжные в 2016-м вынесли оправдательный вердикт.

Верю — не верю

Гостем конференции стал 38-летний гость из-за океана. 38-летний Николай Ковалев родился в Казахстане, 10 лет назад эмигрировал в Канаду, совмещает работу в адвокатуре с научной деятельностью, является доцентом кафедры криминологии университета Уилфрида Лорие, барристером адвокатской палаты Онтарио (Канада), имеет звание доктора философских наук. На конференции он представил два коротких доклада: в первом говорил о практике отбора присяжных в Канаде и США, а во втором привел результаты опросов российских адвокатов о суде присяжных в 2004 и 2016—2017 годах.

Из опроса следует, что за 13 лет число в России стало чуть больше адвокатов (на 4%), которые отрицательно относятся к суду присяжных, но значительно (с 34 до 15%) сократилось число защитников, согласных с вердиктом присяжных в части виновности подсудимого. «Как часто присяжные признавали виновным «невиновного» (по мнению адвокатов) подсудимого?» — интересовался у российских коллег канадец Ковалев. Ответ «никогда» в 2004 год давали почти половина респондентов (48%), а сейчас — меньше трети (29%). Интересен и обратный вопрос — об оправдании «виновного». В 2004-м каждый пятый (21% опрошенных) выбирал ответ, что сталкивается с таким вердиктом присяжных в большинстве процессов, в 2016—2017-м таковых стало всего 5%. Категорично утверждали, что такого оправдания не было «никогда», в 2004-м 27%, а в 2016-2017-м — 32%.

На пристрастность судьи в пользу обвинения при допросе свидетелей защиты 13 лет назад указывал каждый пятый, сейчас — каждый третий. Вера в то, что лишь судья единолично способен вынести справедливое решение, в российской адвокатуре слаба — так думали и думают всего 2% опрошенных. Уверенных в справедливости суда присяжных между двумя опросами стало больше — с 45 до 58%. В своем выступлении Николай Ковалев раскритиковал озвученную на конференции идею о том, что председательствующий судья должен участвовать в голосовании за вердикт в совещательной комнате наравне с присяжными.

«Это сводит на нет идею этого института. Пример тому — казахстанская действительность, где смешанная коллегия (судья и присяжные, — прим. ред.) существует уже 10 лет, и процент оправдательных приговоров в 2—3 раза меньше, чем в России», — считает адвокат из Канады. Он рассказал о реальном процессе в Карагандинском суде, где присяжные хотели вынести оправдательный вердикт по делу об инцесте несовершеннолетних двоюродных сестры и брата, который закончился рождением ребенка: «Присяжные решили их оправдать, сказали, что криминала тут не видят. А судья сказал — или выносите обвинительный приговор, или я вас распускаю. И в итоге распустил, а присяжные пошли в прессу. В итоге судья не был подвергнут дисциплинарному взысканию, а на присяжных наложили административные [штрафы] за разглашение...»

Сколько стоит труд народных судей

Присутствующий в зале судья Верховного суда Казахстана Адиль Куркбаев с критикой канадца не согласился. По его словам, председательствующий судья был вынужден распустить коллегию присяжных, поскольку трое из них открыто высказали свою позицию о виновности-невиновности подсудимых, хотя по закону — не имели права. Куркбаев говорит, что роль судьи в совещательной комнате сводится лишь к организации голосования, которое происходит тайно — ответы каждого помещают в урну.

Как рассказал казахстанский судья «Реальному времени», труд присяжных в его стране оплачивается по-разному. Безработные граждане получают половину зарплаты судьи. С работающими чуть посложнее: если ежемесячная зарплата по основному месту работы ниже судейской, то труд в качестве присяжного оплачивают наравне с судьей, если больше — государство компенсирует еще и эту разницу.

В Канаде же, как уверяет Николай Ковалев, каждому присяжному платит… его непосредственный работодатель в том же размере, что обычно. Причем такого работника, временно переведенного в суд, ни наказать, ни уволить нельзя. Семейный бизнес присяжного для канадских властей — не отговорка. В этом случае расходы по своему содержанию несет и компенсирует сам присяжный. Для сравнения: в России оплата труда присяжных единая для всех без исключения категорий. Она составляет порядка 500 рублей в день.

Ирина Плотникова

Новости партнеров