«Рубин» vs «Ак Барс» — кто в Казани всех милее
Казань — хоккейная или футбольная, или лучший маркетинг в спорте — результат на табло
Извечный спор о том, футбол или хоккей в Казани является спортом номер один, казалось бы, давно исчерпан. И глядя на переполненную «Татнефть-Арену» на фоне пустующих футбольных стадионов можно было бы дать однозначный ответ, что еще одной религией в спортивной столице является «Ак Барс». Однако наша спортивная редакция постаралась разобраться в этом вопросе и убедилась, что не все так однозначно. Почему «Ак Барс» — это национальная идея татарстанцев и татар, и как разделились предпочтения поклонников спорта в Казани — в материале «Реального времени».
«Ак Барс» — народная команда
Причину того, почему хоккей в Татарстане, который, казалось бы, никогда в советскую эпоху большой команды не имел, сегодня получает такую огромную популярность, можно объяснить множеством околохоккейных факторов. Но основным из них, как это ни парадоксально, является политический.
Так исторически сложилось, что казанский «Ак Барс» (поначалу «Итиль», а ранее СКА им. Урицкого) стал одним из первых и, возможно, самых мощных вестников нового статуса Татарстана после распада Советского Союза. Форма хоккейной команды с 1995 года приобрела национальные цвета, а на груди у хоккеистов появился только обретенный герб республики. И показать себя мощным, развивающимся суверенным регионом на карте новой страны стало одной из важных задач на повестке того республиканского руководства. Так что уже через 3 года после обретения «национального» образа казанскому хоккейному клубу задачу поднять чемпионский кубок России реализовать удалось.
Население республики, испытывающее национальный подъем, разумеется, восприняло идею народной команды, которая стала главным представителем Татарстана на спортивной арене Российской Федерации, с особым удовольствием. Любовь к «Ак Барсу» нередко отождествлялась с любовью к родной республике, а поддерживать местных Рафика Якубова, Халима Нигматуллина или Алмаза Гарифуллина, представляющих герб республики на российской арене, стало признаком хорошего тона.
Стоит отметить, что подобное явление не уникально. Например, на спортивной карте Европы можно отметить футбольный клуб «Барселону», которая для каталонцев тоже является некой национальной идеей. «Барсу» поддерживает каждый уважающий себя патриот автономии, а матчи сине-гранатовых в Европе для каталонцев — способ заявить о себе, своей культуре и традициях.
«Ак Барс» поддерживают по всей республике и, конечно же, поддерживают татары из других регионов страны и заграницы. Поэтому никого не удивляет, когда на играх «барсов» в Хельсинки или Риге на гостевом фан-секторе развевается стяг с изображением барса, окантованного в звезды флага Евросоюза.
«Ак Барс» как элитный клуб
Тем не менее, «Татнефть-Арена» отнюдь не всегда забита под завязку во время регулярного сезона Континентальной лиги. Вот тут уже причины скорее социальные. Несколько лет назад среди болельщицкой среды доводилось слышать мнение, что казанские любители спорта разделились: более обеспеченная прослойка болельщиков ушла под своды «Татнефть-Арены». Вторая же группа, не имеющая больших доходов, выбрала футбол, поскольку билеты на Центральный стадион значительно доступнее по цене.
Да, если внимательнее присмотреться к тем болельщикам, что приезжают на хоккей, к автомобили на парковке арены во время матчей, можно отметить, что зачастую это солидные люди, которые едут на игру после едва закончившихся бизнес-переговоров или из офиса. Не последнюю роль здесь сыграла и историческая поддержка «Ак Барса» республиканским правительством и, конечно же, главной нефтяной компании республики. Любовью «Ак Барс» опять же исторически заручился и у самых видных представителей местной эстрады. Например, прославленный певец Салават частенько заглядывает на матчи «Ак Барса», а порой и в раздевалку команды. Так что поддерживать «барсов», естественно, стало делом чести, престижа и солидности.
Однако четкого разграничения тут тоже проводить не стоит. Есть большая прослойка хоккейных болельщиков, которые переживают за команду у телевизоров. На играх «барсов» всегда много молодежи и студентов, которые, возможно, отдают последние деньги за редкий поход на хоккей.
Разумеется, объяснять выбор любимой команды или вида спорта только лишь материальными возможностями или классовым различием не стоит. Нельзя отдать сердце хоккею, если ты все детство гонял мяч во дворе в футболке Бекхэма или Мальдини.
Футбол, в принципе, тоже нередко посещают видные представители бизнес-структур республики, а на знаковых матчах «Рубина» частенько встречаются и известные личности шоу-бизнеса. Вот только в том-то и загвоздка, что это случается именно на знаковых матчах.
«Рубин» — не показатель
Так почему сегодня мы имеем то, что имеем? Три тысячи зрителей на матчах «Нового Рубина», о котором вещает каждый «утюг» (телевизор) города, — это, конечно же, парадокс. Но парадокс вполне объяснимый. Куда подевались все любители футбола Казани, почему их так мало на матчах «Рубина»? На ум приходит несколько теорий с одной главной.
Да, разумеется, «Рубин» получил такую мощную поддержку от республиканского руководства лишь в начале «нулевых», когда этим вопросом занялся тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков, который и обратил внимание президента Минтимера Шаймиева на проблему отсутствия в городе сильной футбольной команды. Это лишь через много лет в республике поняли, что «Рубин» — тот инструмент, с помощью которого можно заявить о себе не только в России, но и по всему миру, поскольку футбол куда как более глобальная игра, нежели хоккей.
Однако долгие годы «Рубин» оставался командой «для своих». Команда играла на «Электроне», который заполняли болельщики из ближайших домов и районов. Долго «прыгала» из второй лиги в первую. Понятно, что исторически команда такую поддержку получить не могла. И все сегодняшние попытки привести болельщика на трибуны, создать образ клуба, за который болеть модно, — это попытки наверстать упущенные годы, проигранные «Ак Барсу» в девяностых.
Другой и, возможно, важнейшей причиной отсутствия зрителей на играх «Рубина» можно назвать сам «Рубин» и создавшуюся нездоровую атмосферу вокруг него. Дело в том, что казанским поклонникам «спорта номер один» просто-напросто не нравится сама казанская команда. Не первый год тянущиеся разборки между самими болельщиками клуба, скандальная репутация предыдущего руководства, бесконечный перебор эмблем и векторов развития, беготня по трем стадионам города, не самые презентабельные и солидные решения. К примеру, увольнение многолетнего тренера без уведомления его самого и без каких-либо почестей. Ну и, конечно же, сам футбол, который показывает команда.
В предыдущем сезоне на игру «Рубина» можно было смотреть лишь с кривой гримасой: у тогдашнего тренера Валерия Чалого не было никаких сколько-нибудь неожиданных решений, тактических идей или взрывных матчей. Ровный тусклый сезон без трескучих провалов, но и без эмоциональных побед. Да что там, вообще без эмоций. В нынешнем же сезоне игру смотреть уже тяжеловато без слез. Не сказать, что игра стала хуже. Другое дело, что затраты стали выше, рекламная кампания громче, а на выходе пока получаем тот же «пшик».
За много лет существования команды она сыграла в «праздничный» атакующий футбол считанные разы. Но если в прежние годы эмоции от неяркого футбола компенсировали эмоции от результата, мощных громких побед в Европе, то последние 5 лет в казанском футболе нет ни того, ни другого.
Лучший маркетинг в спорте — результат на табло
Эту теорию легко подтвердить двумя событиями, которые произошли не так давно. Два матча: поединок «Рубина» с «Ливерпулем» и финал Кубка России в мае прошлого года. Это два матча, во время которых «Казань Арена» была близка к аншлагу. Однако в обоих случаях болельщик пришел посмотреть на именитые команды.
Очевидно, что в игре с англичанами было много сторонних поклонников футбола, приехавших из других городов, а также любителей Английской премьер-лиги и просто поклонников европейского футбола, не сумевших пропустить приезд звездной команды под руководством одного из самых эпатажных тренеров Европы Юргена Клоппа. Ну а тот факт, что на поединок петербургского «Зенита» и московского ЦСКА пришло в разы больше зрителей, чем на родную команду, говорит сам за себя.
Очевидно, что в Казани поклонников футбола как минимум не меньше, чем хоккейных болельщиков. Это может подтвердить и скорость продажи билетов на предстоящий Кубок конфедераций. У «Рубина» есть огромное непаханое поле, которое при должной работе и мерах может принести плоды. Однако при нынешнем эмоциональном фоне и спортивных результатах «Ак Барс» в споре за корону главной команды республики побеждает с большой форой. Не зря же говорят: лучший маркетинг в спорте — результат на табло.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.