Рустам Минниханов: «Если мы потеряем директора Халила Гиниятова, то пороховой завод будет под вопросом»
До 2025 года ГК «ТАИФ» вложит 54 млрд рублей в мероприятия по повышению надежности энергоснабжения предприятий
На общем фоне снижения смертельного травматизма на опасных промышленных предприятиях России в Татарстане наблюдается рост аварий и числа погибших на производстве. 17 техногенных аварий 2016 года унесли жизни 9 татарстанцев, обнародовал сегодня печальные цифры глава Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров. Несмотря на разные очаги ЧП, уже глава Ростехнадзора Алексей Алешин поставил общий диагноз: низкий уровень управления и формальный внутренний контроль на опасных производственных объектах, из-за чего, собственно, люди рискуют жизнью. «Настораживает, что нарушения повторяются вновь и вновь, поэтому мы будем добиваться введения уголовной ответственности», — предупредил он. Подробнее — в материале «Реального времени».
В «красной зоне»
Пожалуй, до сих пор ни разу Татарстан не выходил на первые строчки по количеству производственных ЧП. Прежние единичные аварии на особо опасных промышленных объектах, находящихся под надзором Приволжского управления Ростехнадзора, хотя и не давали повода для спокойствия инспекторов Ростехнадзора, но все-таки им не приходилось фиксировать тяжелые последствия многочисленных ЧП. Однако 2016 год заставил взглянуть на состояние промышленной безопасности на предприятиях республики строже: в 17 различных ЧП погибли девять работников. Именно с хроники промышленных катаклизмов и начал отчитываться глава Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров.
Правда, он сосредоточился исключительно на наиболее значимых ЧП, а весь черный список с ЧП был вывешен на слайде. В нем были указаны 12 предприятий. «Среди них красным цветом выделены ФКП «Казанский пороховой завод» (3 аварии), «Казметрострой» (2 аварии), ТАИФ-НК (2 аварии). В октябре авария со смертельным исходом для крановщика произошла на Чебоксарской ГЭС.
На черно-белых видеокадрах, взятых, видимо, с камеры наблюдения, запечатлен критический момент. Видно, как автомобильный подъемный кран сначала накренился, а потом обвалился и рухнул в воду. «В результате неправильных действий крановщика кран упал с моста высотой в 13 метров в воду», — пояснил Борис Петров.
Но самым проблемным предприятием Борис Петров считает ФКП «Казанский пороховой завод», где «аварии и инциденты происходят каждый год».
«В том году — три аварии!!!» — мрачно произнес он. — Последняя случилась 21 декабря 2016 года. «После окончания технологической операции по сушке продукта произошло возгорание, в результате чего была обрушена часть пятого корпуса. Пострадали три человека, один погиб», — сообщил Петров. Добавим, что среди городов Татарстана Казань является самым опасным местом: здесь сосредоточено 1 530 опасных производственных объектов, тогда как в Нижнекамске — 580, в Набережных Челнах — 638, а в Альметьевске — 635.
Пороховая бочка Казани
На «взрывоопасную пороховую точку» первой среагировала известная суровым нравом заместитель Ростехнадзора Светлана Радионова, с ходу заметившая, что две из трех аварий проходили в одном и том же цехе №5. «Раз за разом мы расследуем аварии (и приходим к выводу) — неудовлетворительное состояние одного и того же подразделения. Т.е. у вас две аварии, и в обеих одинаковые организационные причины — недостаточный контроль со стороны руководства цеха №5 за проведением технологических операций, — с эмоциональным напором указала она стоявшему на трибуне гендиректору завода Халилу Гиниятову. — Понятно, что есть работа с персоналом, но никаких причин, способствующих устранению организационных моментов, мы от вас не услышали. Честно говоря, и в документах не увидели, поэтому я бы хотела услышать или увидеть», — так она заставила его объясниться.
Ему ничего не оставалось, как перечислить профилактические меры. По словам Халила Гиниятова, завод увеличил штат сотрудников службы внутреннего производственного контроля в 2,5 раза, а также был введен круглосуточный особый режим работы опасных подразделений. И хотел было продолжить, но на его защиту встал президент РТ Рустам Минниханов. «Давайте я тоже подключусь, — попытался он разрядить накаляющуюся обстановку. — На самом деле, каждый случай мы внимательно рассматривали, — остановил он полемику. — Надо сказать, конечно, что завод очень старый, и много еще нужно сделать, чтобы исключить эти чрезвычайные ситуации. Технологии производства очень примитивные. Обеспечивать все меры безопасности сложно. Но это не является оправданием».
Светлана Радионова: «Раз за разом мы расследуем аварии (и приходим к выводу) — неудовлетворительное состояние одного и того же подразделения. Т.е. у вас две аварии, и в обеих одинаковые организационные причины — недостаточный контроль со стороны руководства цеха №5 за проведением технологических операций»
— Вот мы обменялись мнениями, — указал на Алексея Алешина, и тот закивал головой. — Заводу 300 или 200 лет?
— 228 лет, — подсказал ему Халил Гиниятов.
— Я в этих цехах был, и многие из них работают по тем технологиям, которые еще от царской России остались. Но задачи, которые стоят перед ними, связаны с обороноспособностью страны. Поэтому идея в том, что нужен новый технологический цикл, нужны другого уровня пороха — эта задача есть, — сказал Минниханов и обернулся к Радионовой со словами. — Мы принимаем все ваши замечания. И если этого директора мы потеряем, то пороховой завод будет под вопросом. Поэтому я за него заступаюсь, он старается, но нам тоже надо ему серьезно помочь. Пока мы не построим большое предприятие, это будет большой проблемой для столицы и для надзорного органа. А дисквалификации… Он, наверное, даже обрадуется, если вы такой вопрос поставите. Ему очень сложно — ему нужно помогать.
Надо 20 лет на замену 40-летней трубы?
Между тем Борис Петров вновь поставил вопрос высокого износа оборудования, которое несет скрытые риски аварий. По его словам, даже достаточно благополучные предприятия не торопятся его обновлять. «Транснефть-Прикамье»: 30% трубопроводов, или 1 800 км, эксплуатируются более 40 лет.
«Планы по диагностике замечательные, а вот замены планируются не более 80—90 км в год, — сообщил Петров. — То есть нам надо 20 лет на замену 40-летней трубы. За это время протяженность устаревших трубопроводов удвоится. Конечно, риск возникновения аварий возрастает, а их темпы не могут нас утраивать».
На сегодняшний день Приволжскому управлению поднадзорны 10 096 опасных производственных объектов: в РТ — 7 605, в Чувашии — 1 436, Марий Эл — 1 055 объектов. Ими эксплуатируются 990 опасных производственных объекта 1 и 2 классов опасности, но резких мер пока не предпринималось.
Вместо замены устаревшего оборудования собственники предпочитают продлевать его ресурс. «У некоторых ресурс продлен в три раза — все разумные сроки эксплуатации вышли, — негодовал Петров. — Именно на этих объектах чаще всего и происходят аварии». Он предложил на федеральном уровне ввести «разумные сроки продления». Иначе не будет стимула обновлять оборудование, считает он. Среди проблемных точек он выделил высокий износ электрических сетей, что грозит обернуться энергетическим коллапсом.
Казань получит надежное энергоснабжение
Впрочем, страхи сильно преувеличены. Как сообщил заместитель генерального директора ТАИФа Руслан Гиззатуллин, компания вместе с ОАО «Сетевая компания» реализуют комплексную программу по модернизации сетей Казани и Нижнекамского промышленного узла.
Так, в концу года будет завершено строительство энергетического кольца вокруг Казани за счет соединения линий электропередач ПС «Киндери» с ПС «Магистральная». Таким образом, Казань получит три надежных источника электроснабжения. «Затраты, которые уже сейчас понесли наши предприятия для повышения надежности энергоснабжения, составляют более 20 млрд рублей». А до 2025 года ГК «ТАИФ» вложит 54 млрд рублей в мероприятия по повышению надежности энергоснабжения предприятий, ведь один день простоя обходится в 1,5 млрд рублей потерь.
Ростехнадзор просит уголовную статью для наказания за повторные ЧП
Подводя итоги, Алексей Алешин констатировал, что в Татарстане зарегистрирован рост числа аварий и погибших:
— Он незначительный, но рост есть. Хотя в целом по стране удалось сохранить понижающую динамику аварийности и травматизма.
По его мнению, первая причина — низкий уровень управления и формальная организация контроля, вторая — нарушение требований безопасности по поведенческих причинам, т.е. сознательное пренебрежение требованиями безопасности.
— Для того, чтобы бороться с этой ситуацией, мы будем выходить с инициативой о внесении изменений в УК. В случае, если будут совершены повторные случаи нарушения промбезопасности, несущие угрозу жизни, вводится уголовная ответственность.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.