Медики Татарстана: «Качество медуслуг не может быть лучше или хуже. Оно либо есть, либо его нет»
Бизнес-бранч газеты «Реальное время» с представителями медицинского сообщества. Часть 1
Представители медицинского сообщества Казани приняли участие в организованном «Реальным временем» бизнес-бранче, главным вопросом которого стала проблема качества медицинских услуг. В мероприятии участвовали представители как частных медицинских клиник самых разных профилей, так и государственных учреждений и отраслевых объединений. Участники встречи пришли к общему мнению, что клиенты государственных и частных медучреждений относят к качеству медицинских услуг такие понятия, как сервис, в том числе приветливость персонала, тогда как медицинское сообщество дает более четкое и профессиональное определение понятию качества.
Участники:
Ростислав Туишев — председатель правления НП «Ассоциация медицинских работников РТ»
Альбина Малова — заместитель руководителя Управления здравоохранения по г. Казани
Эльвира Гизатуллина — исполнительный директор медицинского центра «Ваше здоровье»
Ольга Шагова — коммерческий директор лечебно-диагностического центра «Здоровье семьи»
Виктория Хачатурян — директор «Терра-мед»
Марат Гатауллин — главный врач «Центра лучевой диагностики»
Азат Шарифьянов — директор медицинского центра «Март»
Аднан Бурхан — директор «Майа Медикал Групп»
Валентина Максимова — директор медицинского центра «Реацентр Булак»
Ильяс Нуриев — основатель и директор «Клиники Нуриевых»
Сергей Кощеев — модератор, главный редактор газеты «Реальное время»
Медицина дорожает и укрупняется
Сергей Кощеев: Коллеги, добрый день! Сегодня хотелось бы обсудить актуальную, на наш взгляд, проблему, связанную с качеством медицинских услуг.
Ростислав Туишев: «На качество (медицинских услуг — прим. ред.) большое влияние оказывает уровень финансирования. Медицина на сегодняшний день — дорогое удовольствие, и, по заключению западных экспертов, в XXI веке ожидается рост стоимости медицинских услуг на 350%»
Ростислав Туишев: Нужно понимать, о каком качестве идет речь. Есть понятие качества с позиции пациента, есть качество с позиции специалиста, и есть качество с позиции государства. В медицине есть проблемы. Зависят они от очень многих причин, и часто не от медицинских. Все то, что касается системы здравоохранения и личного участия врачей, — в большом плюсе, а то, что касается влияния государства, — в большом минусе. На качество большое влияние оказывает уровень финансирования. Медицина на сегодняшний день — дорогое удовольствие, и, по заключению западных экспертов, в XXI веке ожидается рост стоимости медицинских услуг на 350%. Это связано с большим количеством проблем — старение населения, увеличение средней продолжительности жизни, совершенствование оборудования и т. д. Уровень государственного финансирования на одного жителя республики — около 11,5 тысяч рублей в год, тогда как общий объем финансирования составляет 44 млрд рублей. При этом средства, выделяемые системе здравоохранения на каждого жителя США, составляют $10 тысяч в год, в Европе — £2-2,5 тысячи в год. В условиях аварийной экономики единственный способ управления — централизация ресурсов. Мы создали несколько крупных центров, которые по РТ выполняют равные работы, и государству легче их содержать, потому что эти центры соответствуют мировому уровню. Они представлены в Альметьевске, Набережных Челнах и Казани.
Вторая часть — подготовка медицинского персонала, для того чтобы достичь уровня, схожего с западными специалистами. Западный врач уделяет образованию в среднем 500 часов. Это значит, что минимум 2 месяца врача нет на рабочем месте. В условиях дефицита персонала наши врачи столько часов на образование выделить не могут, потому что государство не предоставило нам такой возможности, если говорить о государственной медицине.
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, — вопросы управления. Сегодня в России сложилась уникальная для мира ситуация, когда внутри одной страны развиваются две самостоятельные системы — государственная и частная, которые мало взаимодействуют друг с другом и имеют свои собственные подходы. Такого различия больше нигде нет. Во всем мире всех объединяют профессиональные союзы, которые управляют всей медициной в целом, вне зависимости от ведомственной принадлежности.
Наши профессиональные ассоциации далеки от уровня влияния, которое можно оказывать на систему здравоохранения. Поэтому здравоохранение — это отпечаток экономики, политической системы и демократичности, которые существуют в стране.
Кощеев: Ростислав Иванович, вы возглавляете диспетчерский центр, который рассматривает обращения от граждан, недовольных качеством предоставляемых медицинскими учреждениями услуг?
Туишев: Диспетчерский центр направлен не на население. В медицине очень много сложных процессов, которые завязывают большое количество межведомственных контактов. Этот центр создан скорее для врачей.
У нас сегодня большое количество дорогостоящего оборудования, притом Татарстан выгодно отличается от всех регионов России. У нас одни из самых лучших демографических показателей, показателей качественных изменений в системе здравоохранения. Мы одни из самых активных регионов в области сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, инсульта — здесь мы добились очень больших результатов. Местная онкологическая помощь мало чем отличается от мировых показателей, а если сравнивать Россию и Татарстан с общеевропейским уровнем, у нас по многим позициям уровень выше. И все дорогостоящие аппараты были подключены на один сервер, все работает через нас. Наш центральный архив хранит 75 млн медицинских изображений — все они доступны любому специалисту. Сегодня одно из наших главных конкурентных преимуществ — это то, что любой врач, находясь в любой точке Татарстана, может пообщаться со своим коллегой и получить второе, третье мнение.
Кощеев: Альбина Азатовна, какой точки зрения о качестве медицинских услуг вы придерживаетесь? В чем, на ваш взгляд, главная проблема?
Альбина Малова: Понятие качества довольно расплывчато. Качеством медицинских услуг мы занимаемся профессионально, и у нас есть последовательные действия в этом плане, и здесь речь идет не только о нормативной базе, это также и уникальные образовательные проекты по качеству.
Кощеев: Если понятие качества расплывчато, как можно сформулировать его четко?
Альбина Малова: «Нам приходится разбирать жалобы, обращения граждан, от которых создается впечатление, что пациенту оказали услугу ненадлежащего качества. Но на самом деле в подавляющем большинстве случаев в результате этих разбирательств выявляются нарушения только деонтологических принципов — не улыбнулись, неприветливо встретили»
Малова: Качество медицинских услуг — это все, что окружает больного. Это и предоставление услуг, и уровень врачей, и условия в клинике, и используемые медицинские технологии. Качество — это удачное сочетание всех вышеперечисленных составляющих. И говорить о том, что качество государственных и частных учреждений отличается, неправильно. Качество не может быть лучше или хуже. Оно либо есть, либо нет. А степень оценки качества пациентом разнится. Нам приходится разбирать жалобы, обращения граждан, от которых создается впечатление, что пациенту оказали услугу ненадлежащего качества. Но на самом деле в подавляющем большинстве случаев в результате этих разбирательств выявляются нарушения только деонтологических принципов — не улыбнулись, неприветливо встретили. В этом отношении частные медицинские организации ориентированы на эти признаки в большей степени. В государственных учреждениях пациентам оказываются услуги согласно протоколу клинических порядков, которые установлены по большинству часто встречающихся заболеваний. Понятно, что пациент хочет видеть в числе назначений более раскрученный препарат, но по клиническим рекомендациям ведущих специалистов используются иные.
«Вся стоматология стала коммерческой, и сейчас никто не верит, что зубы можно лечить бесплатно»
Туишев: В государственную систему здравоохранения Татарстана за год госпитализируется 750 тысяч больных, 30 млн обращений поступает в государственные поликлиники — этот колоссальный объем работ на плечах у 12 тысяч врачей. Среди этих групп пациентов и врачей встречаются люди с разными представлениями. Общепризнанно, что ни в одной точке мира нет идеальной системы здравоохранения. Для любой процедуры, даже если это инъекция, сейчас все подписывают информированное согласия, потому что любая медицинская процедура несет риски осложнений. Даже у самого гениального врача может произойти неожиданная нежелательная ситуация.
Кощеев: Правильно ли я понимаю, что, говоря о качестве медицинских услуг, мы подразумеваем то, как отнеслись к пациенту на приеме?
Туишев: С позиции пациента — да. Но за этим сервисом стоит профессионализм, и не всегда пациент может это оценить. Стоит понимать, что медицинские услуги чрезвычайно неэластичны. Поэтому в медицине существуют такие понятия, как протоколы, стандарты. Увлечения отдельного специалиста гораздо хуже, чем стандарты, которые делаются ведущими умами и специалистами. И это совсем не значит, что стандарты будут существовать вечно, их можно менять еженедельно, но самое главное, что правила игры, которые принимаются на определенном этапе, должны выполняться всеми. И на сегодняшний день эти правила, к сожалению, выполняются не всеми и не для всех эти стандарты являются стандартами.
Основную и самую главную работу сейчас выполняют государственные учреждения. Это также является особенностью нашей страны.
Кощеев: У нас сейчас активно разрабатывается экономическая стратегия развития «Татарстан-2030». Одна из идей данной стратегии в том, чтобы в Татарстан приезжали учиться и лечиться. Есть примеры, когда жители других городов России — Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, — приезжают в Казань лечить зубы. Их привлекает большой выбор стоматологических клиник, качественное оборудование и приемлемая цена. Вопрос к представителям частных клиник: много ли среди ваших клиентов жителей других регионов России? Как вы работаете над качеством медицинских услуг?
Аднан Бурхан: «Россиянам сложно поверить, что можно сделать крупную операцию в местных коммерческих клиниках. Люди очень редко посещают платных специалистов, если это не связано со стоматологией. Это всего лишь 30% населения Казани, тогда как в других странах мира лишь 20% населения обращаются в государственные медицинские учреждения»
Аднан Бурхан: Спектр наших услуг включает в себя стоматологию и общемедицинские услуги. В государственных медицинских учреждениях наблюдаются большие очереди, будь то прием у специалиста, диагностика или операция. Это связано с тем, что в этой сфере не развивается частный сектор. Если бы была возможность развивать частный сектор, то вся проблема медицинских услуг решилась бы в любой стране мира. Российский менталитет до сих пор не верит в частные клиники. Стоматологические клиники уже прошли этот этап. Примерно десять лет назад вся стоматология стала коммерческой, и сейчас никто не верит, что зубы можно лечить бесплатно. Этим объясняется острая востребованность стоматологических услуг — к нам приезжают с разных уголков страны. Россиянам сложно поверить, что можно сделать крупную операцию в местных коммерческих клиниках. Люди очень редко посещают платных специалистов, если это не связано со стоматологией. Это всего лишь 30% населения Казани, тогда как в других странах мира лишь 20% населения обращаются в государственные медицинские учреждения.
Туишев: Стоимость услуг в частных и государственных очень близки.
Бурхан: Если есть необходимость сделать операцию ребенку, а очередь дойдет только спустя 3 месяца, родители готовы будут заплатить любые деньги. Именно из-за таких долгосрочных очередей мы хотим в ближайшее время открыть большой медицинский центр в Казани, где будут проводится операции любой сложности.
В Казани 5 клиник, где делают МРТ
Кощеев: А кто у вас будет работать? Вы сможете переманить медицинских специалистов, скажем, из государственного сектора?
Бурхан: У нас сейчас очень большая нехватка медицинских кадров. Но доктору из государственного сектора мы готовы предложить заработную плату выше в 5 раз.
Кощеев: То есть «перекупать» будете докторов?
Бурхан: Есть два способа привлечь докторов, первый — как вы сказали, «купить», то есть предложить ему более высокую заработную плату, второй — обучить. То есть мы вызываем доктора после интернатуры, начинаем его обучать, до тех пор пока он не станет профессионалом.
Кощеев: Сколько в среднем стоит обучить доктора?
Бурхан: Очень дорого. Нет границ совершенствования знаний врачей. Но есть опасение сначала его обучить, а потом потерять. То есть он может просто от вас уйти к другим работодателям. Поэтому нам необходимо развивать частный сектор. И главное отличие частного сектора от государственного в том, что пациент, получив некачественную услугу в платной клинике, никогда туда больше не придет. И тогда частный сектор вымрет.
Кощеев: Но чтобы равняться с государственными больницами, необходимо иметь такое же дорогостоящее оборудование. Ведь люди идут туда не только к специалистам, но и из-за оборудования, количества койко-мест и т. д. Тот же аппарат МРТ сейчас сколько стоит…
Бурхан: Можно также отправить в частную клинику, чтобы пациент сделал МРТ там. На сегодняшний день в Казани 5 клиник, имеющих это оборудование.
Кощеев: А за какое время оно окупается?
Бурхан: Окупаемость подобного оборудования составляет 2-3 года.
Кощеев: Марат Марселевич, у вас в клинике давно стоит аппарат МРТ?
Марат Гатауллин: По поводу стоимости услуг: не всегда в частных центрах она выше, чем в государственных. В государственных, к примеру, в 2,5-3 раза дороже, нежели в частных. К примеру, если услуга стоит 2,5 тыс. рублей в частном центре, та же самая услуга будет стоить от 4,5-6 тыс. рублей в государственном.
Туишев: Понятия государственного и частного стираются, когда стоимость медицинских услуг примерно одинаковая. Тут вся проблема в том, что частные клиники должны брать за комфорт, за какие-то дополнительные удобства, за отсутствие очередей, а сама услуга должна стоить приблизительно одинаково. К сожалению, мы себе этого позволить не можем, у нас на сегодняшний день есть понятие высокотехнологичной медицинской помощи, и в Татарстане мы ее оказываем 20 тыс. людей, там действительно деньги соответствующие. Таким образом, мы создаем проблемы частным клиникам, мы практически демпингуем.
Давайте все-таки не будем путать частные услуги с государственными. Платные услуги в государственных учреждениях это та же самая частная медицина, расположенная на государственных площадях. По ОМС в платной клинике нельзя получить услугу.
Кощеев: То есть это разные вещи?
Малова: Вся разница в том, что в платных клиниках платят все. А платные услуги в государственных выбирает далеко не каждый. И так как ОМС оплачивает немного, чтобы покрыть накладные расходы, государственные учреждения, естественно, стараются сделать стоимость своих услуг выше. Но рынок все регулирует. Если платную услугу в государственных учреждениях не будут покупать, то цены снизят. Но многие пациенты выбирают именно их, потому что больше доверяют. Все-таки в государственных учреждениях более устойчивое медицинское сообщество — там сотрудники работают дольше.
Продолжение следует
Официальная площадка мероприятия:
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.