Кавер-проект «Клюква шоу»: Radiohead на гуслях, стереотипы о русских и балалаечный RedAlert

Интервью с создателем русского народного кавер-проекта

Новый кавер-проект под названием «Клюква шоу», исполняющий популярные песни в суровой русской обработке, за год, похоже, нашел свою аудиторию. «Реальное время» побеседовало с одним из создателей проекта Виктором Олехновичем, который рассказал о том, как иностранцы воспринимают «Клюква шоу» и верят ли они в то, что в России все ходят в национальных костюмах и приручают медведей. Он объясняет, почему игра на скрипке не может вдохновлять так же, как игра на балалайке, и как популярные песни помогают пропагандировать национальную культуру.

«Приятно, что такой самобытный интересный инструмент есть именно у нас»

— Виктор, скажите, когда вы увлеклись музыкой и почему выбрали именно балалайку, а не гобой или скрипку, к примеру?

— Я родился в городе Североморск и в семь лет пошел там в музыкальную школу (меня туда отдали родители по совету преподавателей из детского сада). Вообще, советовали выбрать фортепиано или скрипку, но я в семь лет целенаправленно шел на балалайку. Так что с музыкой я познакомился в Североморске.

Чуть позже, в восьмом—девятом классе, встал вопрос о том, продолжать ли получать музыкальное образование. Я думал, что пойду дальше в химико-биологический класс, и мечтал стать хирургом, а потом подумал, а почему бы не попробовать поступить в музыкальный колледж, и попытал счастье поступить в колледж им. Гнесиных в 2008 году.

У меня тогда еще были проблемы с сольфеджио, я не планировал связывать жизнь с музыкой и не готовился по общетеоретическим предметам, и поступил предпоследним. Но все-таки прошел в «Гнесинку» — повезло. Сейчас я продолжаю обучение в вузе — благо, у нас в России можно получить высшее образование по классу балалайки и других русских народных инструментов. Так что я профессионально этим занимаюсь и работаю в Национальном академическом оркестре русских народных инструментов им. Осипова.

— Не жалеете о том, что не пошли в хирурги?

— Мне нравится то, чем я занимаюсь, я получаю от этого удовольствие, так что, наверное, это мое. А вообще интересно было бы все это совместить, но я понимаю, что это абсолютно нереально. Плюс, в медицине есть свои профессиональные сложности — мало хороших рабочих мест, высокая конкуренция, хотя, эти проблемы во всех профессиях встречаются. Везде свои сложности…

Главное — получать удовольствие от профессии. Вообще, творчество — это всегда очень интересно, тем более в моем случае оно такое, немного специфическое и явно отличается от игры в каком-нибудь симфоническом оркестре. У нас все-таки есть четкий национальный окрас, своя направленность.

Я думал, что пойду дальше в химико-биологический класс, и мечтал стать хирургом, а потом подумал, а почему бы не попробовать поступить в музыкальный колледж...

— А какие ощущения возникают во время игры на балалайке? Национальную гордость испытываете?

— Конечно испытываю, есть такой момент (смеется). Балалайка — это же неотъемлемая часть русской культуры. И приятно от того, что вот такой самобытный интересный инструмент есть именно у нас. Когда ты играешь на скрипке, такого ощущения нет.

Radiohead на гуслях, нотный сборник для балалайки и пропаганда русской культуры

— Виктор, скажите, как образовался проект «Клюква шоу» и почему вы решили выбрать именно такой образ?

— Все началось год назад. Сама идея создания канала на YouTube принадлежит моему другу Всеволоду Волгину, и основная часть работы на канале выполняется именно им. Мы с Севой учились в одной школе (он, кстати, инженер по образованию, а не музыкант), играет он на гитаре, в некоторых каверах на бас-домбре — это я его приобщаю к народным инструментам. Я в основном отвечаю, конечно, за балалайку и за музыкальную составляющую, когда уже идут ансамбли.

Идея Севе пришла после того, как в 2015 году музыкальный магазин Pop music пригласил меня сняться в ролике, посвященном первому апреля, где я сыграл на электробалалайке. Этот ролик имел большой отклик, было много просмотров, и Сева «загорелся» идеей и сказал, что на этом непременно нужно ловить хайп. Как раз тогда и появился наш образ, который мы решили активно использовать.

Как мне кажется, получилось неплохо, потому что русская культура — это хорошо, но все-таки широким массам нужен некий мостик для восприятия. А у нас этот мостик есть — это исполнение популярных песен на русском народном инструменте. Через каверы мы занимаемся популяризацией народной культуры — это некая пропаганда. Да и мне самому интересно исследовать возможности балалайки, понять, что на ней можно исполнить, где ее предел находится. Мне кажется, получается здорово, когда у популярной музыки появляется такой интересный национальный окрас, особенно, когда мы добавляем другие национальные инструменты — баян, к примеру. У нас, кстати, есть кавер с гуслями на песню Radiohead.

Пока мы существуем только в сети, но уже было одно живое выступление — меня пригласили сыграть на свадьбе (Сева тогда не смог, к сожалению). Я тогда собрал небольшой ансамбль — балалайка, баян, бас-гитара и кахон (ударный инструмент). И еще меня летом приглашал русский клуб Harley Davidson на фестиваль в Словению. Я ездил туда с баянистом и играл репертуар «Клюквы».

— Помимо популяризации русской культуры в чем цель проекта? И получается ли у вас монетизировать творчество?

— Это хобби, и мы занимаемся каналом в свободное от других дел время. А вообще у меня есть мечта — сделать нотный сборник всех самых удачных каверов. Мне пишут много школьников, которые играют на балалайке (серьезно, чуть ли не каждый день), спрашивают: «А можно ноты?». За это дело нужно так основательно засесть и написать.

А если говорить про монетизацию, то пока вообще таких целей не стоит, да и не такого масштаба проект. У нас есть реклама, но это совсем крохи.

— По какому принципу вы отбираете песни?

— Частично наши зрители подсказывают, пишут нам, так как много кому хочется услышать свою любимую группу в исполнении балалайки и гитары. Большую часть песен предлагает Сева. Просто не всегда есть четкая уверенность в том, можно ли будет сделать это интересно с музыкальной точки зрения — не все будет звучать.

— У вас был крутой кавер на Red Alert: вы фанаты этой игры?

— В эту игру играл Сева, у меня тогда еще компьютера не было, по-моему. А вообще, я знаком с этой серией и считаю, что это очень удачный саундтрек к игре. Знаете, я как-то увидел анонс документальной передачи на каком-то канале про Первую мировую и… Они поставили этот трек в анонс! Я подумал: «Что-о-о?».

«В Австрии я первый раз в жизни увидел, как люди после утреннего кофе сразу начали глушить пиво...»

— Какая-то реакция из-за рубежа есть на ваше творчество?

— Она не такая большая сейчас, но я надеюсь, что в будущем наша работа и там отклик найдет. А в основном пишут что-то в стиле «Greetings from Argentina». Ничего плохого еще не писали пока.

В основном, конечно, пишут из России. Комментарии разные бывают, но если пишут что-то нехорошее, то на просторах интернета наши фанаты с этим разбираются и без нас (смеется). А вообще, люди поддерживают наш юмор, пишут что-то в стиле: «Вот, покормил своего медведя, лег на печку».

Если в европейской культуре улыбка — это неотъемлемая часть вежливого поведения в обществе, то у нас в этом отношении есть определенные особенности. Но люди у нас все равно добрые, я считаю

— Как вообще относитесь к клюкве?

— На Западе сразу ассоциации с русскими идут какие: балалайка, медведь, матрешка… Я к этому отношусь, конечно, с юмором. Я считаю, что это нормальное и абсолютно не уникальное явление: об англичанах думают, что они все время ходят под зонтиками из-за дождя и пьют чай, итальянцы едят макароны и пиццу сплошняком. В общем, есть обо всех стереотипное мнение. Это нормально и это забавно, просто стоит относиться к этому со здоровой долей юмора.

— А вам не доводилось общаться с иностранцами, которые на полном серьезе думали, что мы тут все на танках с медведями по Красной площади катаемся?

— Я был в 2015 году в Австрии, и жил я вместе с нашим ансамблем (вообще, я за границей бывал только в составах коллективов) у одного австрийца. Когда пошла неофициальная часть нашего знакомства, выпив, он начал говорить на полном серьезе, что русские собираются захватить Европу. Я был, конечно, в полном шоке. Действительно с этим приходится сталкиваться, тем более, что меня все иностранцы видят в основном только с балалайкой (смеется). Думаю, с большей долей серьезности к этим вещам сами русские относятся — к тому, как иностранцы в своих пародийных фильмах нас изображают, к примеру.

Вообще, у каждого свое мироощущение. Я же когда приезжаю в Германию, не вижу всех с сосисками наперевес и пьющими пиво литрами… А вообще, если говорить о кино, то у России в нем уже сложился определенный стиль, но ведь по-другому больше никак и не изобразить нашу музыку и прочее. Но к этому не стоит серьезно относиться. Просто не надо путать какие-то художественные моменты с пропагандой. Пропаганда — это, когда нас на постоянной основе обвиняют в том, что русские хакеры взламывают все подряд и так далее.

— Виктор, как вы думаете, какими иностранцы видят россиян?

— Думаю, что прежде всего он видит наши угрюмые лица. Если в европейской культуре улыбка — это неотъемлемая часть вежливого поведения в обществе, то у нас в этом отношении есть определенные особенности. Но люди у нас все равно добрые, я считаю. В России хорошие люди, просто они не показывают всем свои эмоции. А насчет «калашниковых» и медведей — это совсем глупо. Думаю, любой адекватный иностранец только посмеется над этим.

Еще с русскими идет такая ассоциация, что мы водку пьем, как воду, как в Германии пьют… Хотя, знаете, когда я был в Австрии, я заметил, что там пиво пьют постоянно — я в первый раз в жизни видел, как люди после кофе утреннего сразу начали глушить пиво. Я просто не знал, что можно так рано… Да и зачем? Есть, конечно, вечеринки, на которых начинают пить пораньше – перед Новым годом некоторые начинают в обед (смеется). А тут с утра, в обычный день, не в праздник — для меня это было удивительно. У нас все же водку после утреннего кофе люди не пьют, насколько я знаю.

Вообще, у нас очень многогранная страна с очень непростой историей. Россия очень разная, в ней много народов и у нее очень глубокая культура.

Лина Саримова, фото vk.com

Новости партнеров