Урок для учителя в «Корстоне»: не запрещать гаджеты детям и самим научиться ими пользоваться

В Казани прошел международный форум «Образование России», на котором обсудили вызовы, с которыми сталкивается современная школа

Насколько важна тема образования для Татарстана, можно понять по списку участников — среди которых и Рустам Минниханов. Президент, несмотря на свою занятость, нашел время посетить учительскую конференцию. Татарстан эксперты называли передовым в плане образования регионом. Строятся и ремонтируются школы и детсады, внедряются новые технологии — учителей снабжают ноутбуками и электронными дневниками. Другая сторона медали — педагоги не умеют пользоваться инструментами, которые им дают. В результате — топтание на месте. О пропасти между учителями и учениками, школой будущего и настоящего и о том, можно ли эту пропасть ликвидировать, — в репортаже «Реального времени».

«А где находится браузер»

По-учительски, тоном, не терпящим возражений: «Сфотографируйте нас. Вот на эту кнопку нажмите», — вручает мне свой смартфон директор школы (написано на бейджике), натягивает улыбку и приобнимает свою коллегу (Селфи? Нет, не слышали). И так еще раз пять ко мне обращались учителя, совали в руки свои телефоны и тыкали пальцем в экран: «вот на эту кнопку нажмите». При этом они с недоверием заглядывали в глаза, чтобы убедиться, что я точно поняла, что сфотографировать можно, нажав именно на кнопочку, на которой нарисован фотоаппарат.

— Учителя сейчас получают новые возможности. Если раньше были учителя, которые не могли с компьютерной мышкой обращаться, то сейчас новые технологии дают возможность проводить уроки более качественно, творчески, — тем временем говорил со сцены Павел Зенькович, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки России.

Павел Зенькович: «Учителя сейчас получают новые возможности. Если раньше были учителя, которые не могли с компьютерной мышкой обращаться, то сейчас новые технологии дают возможность проводить уроки более качественно, творчески»

Может, мышкой учителей и научили пользоваться, но технологии за пару лет шагнули настолько вперед, что мышка не нужна. Педагоги снова за бортом. Это, сами того не желая, продемонстрировали организаторы форума, предложив поучаствовать в опросе: «Какую роль играет школа в формировании человеческого капитала». Педагоги приготовились поднимать руки, но модератор сказал: «открыть браузер в своем гаджете, авторизоваться и выбрать ответ». К этому интерактиву учителя оказались не готовы. Справа дама с директорским начесом шепотом спрашивала, «где находится браузер», слева доносилось: «а как понять — «авторизоваться?», впереди застряли на подключении к беспроводной сети. В итоге никто из сидевших рядом не смог проголосовать. Директриса справа сначала краснела и потела, а потом, плюнув, начала листать галерею, слева — принялись играть в тетрис.

— Главная задача заключается в том, чтобы адаптировать образование к вызовам и требованиям XXI века. Мир, в котором мы живем, меняется с космической скоростью… — продолжал со сцены Зенькович.

«Марьванна» современной школе не нужна

Разрыв между учителями, застрявшими в прошлом, и современными детьми, которые не то что идут в ногу со временем, а бегут впереди, — главная проблема в образовании. Грубо говоря, если раньше учитель был единственным источником информации и пользовался безусловным уважением, то сейчас знания можно получить не только в школе (где угодно, но только не в школе). Все об этом говорят, но что именно делать — не знают.

— Технологии, которые подразумевают, что учитель говорит, а дети слушают, уже давно устарели. Школа не должна отставать от жизни, и современный учитель должен быть современным. Это не может быть «Марьванна», которая раньше была для всех мамой. Конечно, человеческие отношения никто не отменял, но учитель сейчас должен идти в ногу со временем, и если дети с гаджетами, то и учитель должен быть с гаджетом, и учитель должен эти ресурсы не запрещать, а использовать в своем преподавании, — говорит Елена Карданова, директор мониторинга качества образования Высшей школы экономики.

Елена Карданова: «Конечно, человеческие отношения никто не отменял, но учитель сейчас должен идти в ногу со временем, и если дети с гаджетами, то и учитель должен быть с гаджетом, и учитель должен эти ресурсы не запрещать, а использовать в своем преподавании». Фото hse.ru

Дети уходят на семейное образование

Школе сейчас не доверяют, многие родители переводят детей на семейное обучение. Насколько популярно это, можно понять по выставке — сплошь павильоны онлайн-платформ для обучения. Получить аттестат можно, не выходя из дома, в качестве преимуществ описан индивидуальный подход и свободный график — то, чего как раз не хватает современной школе.

— Со школы была снята воспитательная функция, перегруженность программы, несоответствие педагогических кадров — все это толкает родителей переводить детей на семейное образование. Домашнее образование позволяет избежать стресса, который ребенок испытывает в школе. Стресс связан с тем, что физически дети не в силах выдерживать эти нагрузки. Но есть подводные камни — насколько соответствует уровень подготовки родителей, — в начальной школе, да, но в средней и старшей, когда появляются предметы, в которых родители некомпетентны, без привлечения репетиторов невозможно добиться нормального результата, — говорит Ирина Волынец, председатель Национального родительского комитета.

Ирина Волынец — мать четверых детей, все они, кстати, учатся в школе и на семейное образование не собираются. В целом к среднему образованию у нее нет претензий, не считая ЕГЭ. Национальный родительский комитет боролся за отмену единого госэкзамена, и то, что во всех предметах, за исключением иностранного языка, в этом году отменили тестовую часть, они считают и своей победой.

Ирина Волынец: «Со школы была снята воспитательная функция, перегруженность программы, несоответствие педагогических кадров — все это толкает родителей переводить детей на семейное образование». Фото rusakadem.ru

В педвузы идут неудачники

Еще одна проблема — качество знаний самих учителей. Можно сколько угодно ругать пенсионеров за то, что они не современные, но молодые в школу идти не хотят. Замдиректора престижного физико-математического лицея Кирова Александра Кострова пожаловалась, что у них треть педагогов пенсионного возраста, и если все разом уйдут на заслуженный отдых, то образовательный процесс если не встанет, то сильно потеряет в качестве.

— Мы являемся одним из ведущих учебных заведений Кировской области, но проблема кадров для нас так же актуальна, как для маленькой школы в селе. Выпускник вуза, особенно если он приехал из района, не имеет жилья. Он должен или снимать, или вступить в ипотеку, либо жить в служебной квартире. У нас два молодых учителя воспользовались программой обеспечения жильем. Еще два молодых педагога пока эту проблему не решили, и у нас вопрос: останутся ли они у нас или, если им предложат лучше условия, уйдут? Для молодежи важны гарантии, поэтому они думают, идти им в школу или нет, — говорит Александра Кострова.

Другая сторона медали — качество знаний молодых учителей. В педвузы идут те, кто не смог поступить в другие учебные заведения.

— Несколько лет назад было аналитическое обозрение Анатолия Каспаржака, профессора Высшей школы экономики, где он говорил, что в педвузы идут неудачники, а в школу попадают неудачники из неудачников, кто не смог куда-то пристроиться. Я не согласна. Если человек пошел в педвуз с настроем, что он будет учить детей, то он получит качественные знания, — говорит Кострова.

Чтобы оценить профпригодность педагогов в Татарстане, им второй год устраивают ЕГЭ. Результаты не радуют — предметы некоторые знают хуже выпускников.

Финский опыт

Специальным гостем на форуме была руководитель департамента образования Хельсинки. Финская школа считается одной из лучших в мире. Марье Киллонен рассказала, что в финских школах кадрового голода нет, стоит очередь из претендентов, а выбирают только лучших из лучших. Причем идут в учителя не из-за большой зарплаты.

— Деньги?! — удивленно воскликнула Марье Киллонен, когда ее спросили, чем в Финляндии мотивируют учителей. — Нет, это не деньги. Педагогическое образование всегда ценилось в Финляндии, профессия учителя очень престижная.

Киллонен рассказала о междисциплинарной системе обучения, когда в школах нет разделения на конкретные предметы. А основа образования — проектная деятельность.

В России пока другие задачи — не считая обучения учителей новым технологиям — стандартизировать образование. Школьник всего лишь из одного региона переезжает в другой, но оказывается как будто в другой стране. Да что там регион, сменив школу в своем же городе, бывает сложно вникнуть в программу.

— Наша задача, чтобы все наши школьники получали базовое общее ядро, — сказал замминистра образования Павел Зенькович.

Еще одна новация — в связи с тем, что знания можно получить не в школе, их похоже скоро перестанут давать. Научить ребенка самому добывать информацию — такую задачу ставят перед учителями.

Дарья Турцева, фото prav.tatarstan.ru

Новости партнеров