Castorama взлетела на «Седьмое небо»

Новый игрок DIY ищет подрядчиков в Казани на ТЦ за 1,5 млрд рублей

После двухлетних раздумий французская сеть товаров для дома и ремонта Castorama наконец решилась открыть первый гипермаркет в Казани. По подсчетам «Реального времени», Казань станет 15-м по счету российским городом в экспансии европейского ретейлера, который то ли с осторожностью выбирает регионы своего присутствия, то ли с трудом пробивает себе дорогу в России — за 11 лет открыто около 20 магазинов. Однако к приходу в Казань ему постелили «красную дорожку», предложив открыться недалеко от строящегося ЖК «Победа» и проектируемого ЖК «Седьмое небо».

Компания Castorama (входит в британскую группу Kingfisher) окончательно согласилась «строиться» в Казани, выбрав для размещения гипермаркета площадку на улице Сахарова. Причем она располагается прямо на территории микрорайона №5 жилого района «Седьмое небо», предназначенной для застройки «Ак Барс Девелопмент». Предполагается, что под гипермаркет стройматериалов и товаров для дома формата DIY («сделай сам») будет отведен земельный участок в 4—5 га, который находится недалеко от Южной транспортной магистрали, разделяющей его с торговым центром «Мега».

Castorama откроется в 2019 году

Информацию об этом подтвердила глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. «Проект по строительству гипермаркета «Касторама» мы ведем давно, — рассказала она. — Выбрана площадка на территории микрорайона №5 жилого района «Седьмое небо». Сейчас ГУП «Татинвестгражданпроект» ведет разработку проекта планировки и межевания территории. В ближайшее время эти работы завершатся. Предварительно исполком Казани провел большую подготовительную работу, предстоит утверждение проекта планировки и межевания территории и перезонирование территории с изменением вида разрешенного использования», — уточнила она. Общий объем инвестиций компании Castorama, по ее данным, составит 1,5 млрд рублей.

К приходу европейского дискаунтера приготовились и казанские строительные компании. «Официально тендеры не объявлены — пока идут предварительные обсуждения», — сказал глава одной из компаний, участвующий в переговорах по выбору подрядчиков строительства торгового комплекса. — Формат гипермаркета у Castorama стандартный: торговая площадь 10—11 тысяч кв. м, и в таком виде он будет построен и в Казани», — уточнил он. — Соответственно, смета на его строительство не сильно изменится. Они декларируют срок сдачи на конец 2017 года». В отделе маркетинга «Касторама Рус» от комментариев отказались, передала «Реальному времени» Дарья Алипова.

Не больше одного в год

Напомним, первые попытки «открыться» в Татарстане Castorama предпринимала еще в 2004—2005 годах, т.е. за два года до открытия своих первых гипермаркетов в Самаре и Санкт-Петербурге. После этого французский ретейлер открыл по всей стране почти 20 магазинов (на что потребовалось почти 11 лет), уступая по темпам региональной экспансии своему ближайшему конкуренту — французской сети гипермаркетов Leroy Merlin (входит в Groupe Auchan).

«Сеть гипермаркетов товаров для дома и ремонта Castorama растет медленнее заявленных планов», — признавал новый гендиректор ООО «Касторама рус» Медерик Пейн еще в 2013 году. — За прошедший год компания открыла один новый гипермаркет, расширив сеть до 19 магазинов. Но планировала открыть гораздо больше».

Так, к моменту открытия первого магазина Leroy Merlin в Казани в 2013 году у сети в России было уже 22 гипермаркета, а сейчас они представлены в 30 городах России (только в Москве — 17, и почти в каждом городе по два магазина). С тех пор компания Castorama идет по следам своего конкурента в регионах. По подсчетам «Реального времени», Казань станет пятнадцатым городом в географии присутствия Castorama в России. Причем она интересуется не только мегаполисами, но и городами численностью меньше 1 млн человек. Поэтому раньше, чем в Казани, сеть открыла магазины в Оренбурге, Саратове, Челябинске.

Правда, с 2012 года интенсивность экспансии замедлилась: в год компания строит только по одному магазину, и причина этому неясна. То ли сама компания консервативна и избирательна, то ли ей сильно мешает региональное лобби. Ведь Castorama отличается сверхнизкими ценами на товары для дома, из-за чего ее прихода сильно боятся местные торговые сети.

«Касторама» присмотрелась к «Победе» и поднялась на «Седьмое небо»

Как уже рассказывало «Реальное время», предложение зайти в Казань руководству Castorama сделал лично президент Татарстана Рустам Минниханов. На международном инвестиционном форуме в Сочи в 2015 году он предложил главе компании Мишелю Шезу открыть магазины в РТ. В тот же день Минниханов поручил главе Агентства инвестиционного развития Талии Минуллиной найти земельный участок под гипермаркет. В январе этого года АИР РТ предложило три варианта: в Казани, в Лаишевском и Зеленодольском районах республики. Причем на каждом из них «Кастораме» пришлось бы работать рядом с конкурентами: на лаишевском направлении недавно открылся «Леруа Мерлен», а на зеленодольском строится новый «Мегастрой». По словам Талии Минуллиной, открытие гипермаркета позволит расширить ассортимент товаров для наших граждан, создаст порядка 250 новых рабочих мест.

Как видно, европейский ретейлер предпочел закрепиться в Казани. Почему? Конкуренты единодушны: европейский ретейлер соблазнился близостью к предстоящей застройке жилого комплекса «Седьмое небо» и строящимся мегапроектом «Победа», где смогут проживать более 7 тыс. человек. В «Ак Барс Девелопменте» сообщили, что в настоящее время идет активная работа по проектированию микрорайона М-5, входящего в район «Седьмое небо». «Окончательная цифра по объему ввода жилья пока не согласована», — ответили на запрос «Реального времени». Добавим, что рядом с гипермаркетом планируется строительство второго в Казани торгового центра Metro площадью 7,4 тыс. кв. м. «Общая площадь объектов торговли должна составить 28 966 кв. м. Площадь Castorama не превысит 11 560 кв. м, а Metro — 7 406 кв. м». Правда, срок открытия гипермаркета остается плавающим: подрядчики ориентируются на конец 2017 года, в «Кастораме Рус» назвали 2018 год, а глава АИР Талия Минуллина говорит, что «татарстанцы смогут сделать покупки в этом гипермаркете в 2019 году».

Конкуренты спокойно отнеслись к приходу «долгожданного игрока». «Вы какой-то дурацкий вопрос мне задаете, — попытался шутить владелец сети «Мегастрой» Владимир Малыгин. — А мы не выбирали — что дали, вернее, что удалось найти, там и строили. На реализацию проекта на проспекте Победы ушло 13 лет, на Гаврилова — 9 лет».

Луиза Игнатьева

Новости партнеров