Не верьте глазам своим: как весь мир спорит о цвете серо-зеленой клубники

Пять фактов об оптических иллюзиях, распространившихся по сети

Последняя публикация профессора психологии из университета Ритсумейкан в Киото Акиёси Китаока в «Твиттере» фотографии тарелки с клубникой стала предметом обсуждения всего мира: какого цвета ягода. На просторах сети это уже не первая баталия, причиной которой являются оптические иллюзии. Пару лет назад из-за «сине-белого» платья чуть ли не распадались семьи, а в этом году весна ознаменовалась новым спором — клубничным. «Реальное время» постаралось объяснить, каким образом клубника «обманывает» человеческий мозг, а также собрало популярные оптические иллюзии, гуляющие по сети.

Серо-зеленая клубника и разноцветные пилюли

В конце февраля профессор психологии из университета Ритсумейкан в Киото Акиёси Китаока опубликовал в «Твиттере» фотографию тарелки с клубникой, вокруг которой развернулась бурная дискуссия: люди чудесным образом видят в посуде красные ягоды, несмотря на то, что на картинке нет ни одного красного пикселя.

Баталии в соцсетях прекратились после того, как один из пользователей отделил цвет ягод с картинки, казавшийся людям красным, и поместил его на белый фон. Как оказалось, клубника на тарелке была не самого аппетитного цвета — серо-зеленого. В основе этой иллюзии лежит особенность мозга корректировать цвет предмета, который меняется в зависимости от освещения. При просмотре фотографии с клубникой мозг убирает голубые оттенки и показывает вам красный цвет.

Также несколько месяцев назад внимание пользователей привлекла схожая оптическая иллюзия: тогда людям предлагалось определить цвет двух пилюль, лежащих на ладонях. Исходя из опроса BuzzFeed, 63% пользователей видели две серые таблетки, 37% — синюю и красную. На самом же деле обе пилюли были серого цвета.


Платье раздора

Говоря об оптических иллюзиях с восприятием цвета, нельзя не вспомнить платье, пару лет назад рассорившее интернет-пользователей по всему миру в пух и прах. Зимой 2015 года портал BuzzFeed выложил фотографию наряда, который одни видели темно-синим с черными полосками из кружева, а другие — белым с золотым кружевом. Буквально через пару дней количество просмотров фотографии достигло 37 млн, а интернет-пользователи начали жаловаться, что спор по поводу загадочного платья повлек за собой серьезные конфликты внутри семей.

После нескольких дней ожесточенных споров пользователи все же докопались до истины и выяснили, что в реальности платье было черно-синим. Также к обсуждению подключились ученые, которые объяснили возникшие «разночтения». Как оказалось, из-за яркого света на заднем плане человек может воспринимать голубой цвет как неосвещенную сторону, при этом мозг подсознательно игнорирует голубые оттенки, отчего смотрящему кажется, что он видит белый цвет. То же самое с черными полосками: из-за низкого качества фото некоторые участки черного приобрели золотой оттенок, из-за чего человек подсознательно игнорирует черный цвет и думает, что это золотой.

Иллюзия движения

Наиболее зрелищными можно назвать иллюзии ложного движения, когда мы смотрим на статичную картинку и нам кажется, что изображение движется. Данный эффект связан с неадекватной расшифровкой мозгом определенных сигналов, поступающих от глаз, а также неосознанной коррекцией зрительного образа.

Ученые объясняют, что детально наше зрение воспринимает лишь небольшой фрагмент визуального поля, а чтобы расширить воспринимаемую поверхность, мозг использует «зрительное ощупывание» — автоматические движения глаз по воспринимаемому полю. Они очень быстры (два-три движения в секунду) и незаметны для нас. За каждое движение глаз мозг воспринимает очень маленький фрагмент зрительного поля и складывает все это в единую, неделимую картину, но мы этого даже не замечаем.

По мере движения глаз от одного зрительного поля к другому мозг вводится в заблуждение углом падения нарисованных теней. После каждого зрительного ощупывания мозг находит точки не там, где он предполагал, и решает, что они сместились в сторону. Именно это и дает эффект движения и колыхания.

Невозможные треугольники и лестницы без начала и конца

Еще один вид оптических иллюзий — это невозможные фигуры. На первый взгляд они выглядят как проекции обычных трехмерных объектов, однако при детальном рассмотрении вам становятся видны противоречивые соединения элементов фигуры. Отметим, что такие иллюзии довольно популярны в кинематографе: к примеру, по лестнице Пенроуза (бесконечная лестница, невозможная лестница) прогуливались герои фильма «Начало». Несмотря на то, что у этой лестницы нет ни начала, ни конца, ее можно сконструировать в реальности.

Еще одна бесконечная фигура — это треугольник Пенроуза, открытый в далеком 1934 году шведским художником Оскаром Реутерсвардом. Широкую известность эта фигура обрела после опубликования статьи о невозможных фигурах в «Британском журнале социальной психологии» английским математиком Роджером Пенроузом в 1958 году. А под влиянием этой статьи в 1961 голландский художник Мауриц Эшер создал одну из своих знаменитых литографий «Водопад».

Как превратить человека из карлика в гиганта?

Еще одна любопытная иллюзия — комната Эймса, способная превращать находящихся в ней людей в гигантов и карликов. Это помещение неправильной формы было спроектировано американским офтальмологом Альбертом Эймсом в 1934 году. Спереди оно выглядит как обычная комната, однако его истинная форма трапециевидная: стены наклонены, потолок и пол также находятся под наклоном, а правый угол находится гораздо ближе к зашедшему в комнату наблюдателю, чем левый, или наоборот.

В результате оптической иллюзии человек, стоящий в одном углу, кажется наблюдателю гигантом, в то время как человек, стоящий в другом углу, кажется карликом. Иллюзия настолько убедительна, что человек, идущий вперед и назад от левого угла в правый угол, «растет» или «уменьшается» на глазах. Эта иллюзия часто используется в кино и на ТВ, когда человека нормального роста необходимо показать в качестве гиганта или карлика по сравнению с другими.

Лина Саримова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров