Рамиль Гайзатуллин: «Только дашь послабления — сразу все убегут и не будут платить»

В новом году ФСС ждет новая реформа: часть обязанностей передадут налоговой службе

Рамиль Гайзатуллин: «Только дашь послабления — сразу все убегут и не будут платить»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Главные татарстанские должники в Фонд социального страхования — это строительные и сельхозкомпании, а также предприниматели. Об этом на онлайн-конференции «Реального времени» заявил управляющий татарстанского управления ФСС Рамиль Гайзатуллин. Также он рассказал о страхе предпринимателей перед налоговой, идее создать структуру социальных менеджеров для детей-инвалидов и новом проекте Татарстана, который смогут перенять другие регионы.

Должники из МСБ

В 2016 году ФСС Татарстана собрал 98% взносов от планового объема. «Это нормальный показатель», — считает Рамиль Гайзатуллин. Он объяснил, что дефицитный сбор не влияет на размеры выплат — пособия гарантированы государством.

Есть два понятия: сбор взносов и разница между доходами и расходами в целом:

«Если я, как работник, должен заплатить в ФСС 100 рублей страховых взносов — я их плачу. То есть фонд забрал у меня всю сумму — 100%. Но я заболел. Условно говоря, заболел на 20 рублей. Фонд соцстраха выплачивает мне разницу — 20 рублей — из-за того, что я болею. Фонд собрал полностью деньги, он свою функцию выполнил, но и возместил тоже полностью. Эти 20 рублей — возмещаются полностью из федерального бюджета».

Всегда есть предприятия, которые недобросовестно отчисляют страховые взносы. «Мы их называем «недоимщиками». Эти пособия идут в первую очередь на оплату больничных листов, на реабилитацию пострадавших на производстве». По итогам 2016 года недоимка составила 30 млн рублей, и сумма растет. Например, «портят статистику» компании, которые уже банкротятся. Деньги в ФСС они, естественно, не платят, а долг увеличивается.

В 2016 году ФСС Татарстана собрал 98% взносов от планового объема. «Это нормальный показатель», — считает Рамиль Гайзатуллин Максим Платонов/realnoevremya.ru

Проблем с крупными компаниями-неплательщиками гораздо меньше, чем с малым и средним бизнесом. Причем в некоторых организациях формально никто не работает. «Их даже тяжело найти: компания может быть зарегистрирована по одному адресу, но по факту там никого не будет», — говорит он.

Закон «для людей»

С середины 2015 года ФСС присоединился к пилотному проекту прямых выплат. Если раньше работодатель платил 100 рублей на работника, а сотрудник заболел на 20 рублей, то в случае болезни — компания платила 20 рублей работнику и 80 рублей в ФСС. По новой системе работодатель платит все 100 рублей ФСС, а уже фонд оплачивает работнику лечение — объяснил суть системы Гайзатуллин.

По словам главы ФСС по РТ, все страхи перед запуском проекта в Татарстане были от нежелания менять систему. Фактически, для работников изменения были в необходимости указать, как им лучше получать выплаты (банковским или почтовым переводом). Бухгалтериям нужно только собрать документы и передать в фонд. Все расчеты делает ФСС, выплаты перечисляет также фонд.

В Татарстане система начала действовать в июле. Пик жалоб пришелся на сентябрь. «Видимо, все вышли из отпусков, и многие просто прослушали, что система теперь другая. При этом мы проводили брифинги, устраивали встречи с руководителями, рассказывали через СМИ». Среди проблем Гайзатуллин отметил ошибки в реестрах (в этом случае ФСС возвращал документы бухгалтерам с просьбой предоставить верные данные). Это требует времени. Работник денег не получает. Бухгалтерия говорит, что ничего не знает, все вопросы к ФСС — и в фонд звонят недовольные граждане. «Сейчас уже таких проблем практически нет», — добавил Гайзатуллин.

Через 1,5 года работы в такой системе, глава ФСС по РТ уверенно заявляет, что система удобна в первую очередь для сотрудников. Сейчас они не зависят от недобросовестности работодателей. Раньше кто-то мог уйти на больничный или в декрет, а компания в это время — закрывалась. В этом случае работник компании выплат не получал. ФСС мог забрать это обременение на себя только по решению суда.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
По большому счету, работы сильно у нас не убавилось. Просто мы передали часть полномочий. Логика передачи, наверное, в том, что исторически, просто, налоговую больше боятся

Налоговую больше боятся

В новом году ФСС ждет новая реформа: часть обязанностей передадут налоговой службе. По словам Гайзатуллина, есть два вида страхования: заболевание или материнство и в случае несчастного случая на производстве. В налоговую перейдет именно первый вид. «По большому счету, работы сильно у нас не убавилось. Просто мы передали часть полномочий. Логика передачи, наверное, в том, что исторически просто налоговую больше боятся».

Что касается наказания, то оно у налоговой жестче. В случае с ФСС, если предприятие задолжало несколько миллионов, ему проще долг не гасить, а выплатить штрафные пени.

Менеджер для инвалидов и скрипт для сотрудников

В 2017 году ФСС Татарстана запустит проект социального менеджера для детей-инвалидов. Они будут лично курировать работу по каждому ребенку, отчитываться, кто, когда в каком объеме и что именно получил.

Также татарстанский фонд собирается ввести единый формат обслуживания населения.

— Мы хотим создать фронт- и бэк-офисы по обслуживанию инвалидов. Мы сталкиваемся с тем, что на один и тот же вопрос сотрудники могут отвечать по-разному. Уследить за этим тяжело. Сейчас мы хотим ввести единые стандарты обслуживания, стандарты общения, которые будут спускаться сверху, будут одинаковы для всех.

Пока что это только проект. «Он должен быть эффективным. Плодить неэффективные структуры нет смысла», — добавил Гайзатуллин. Если проект покажет себя успешным, его могут распространить на другие регионы.


Юлия Красникова, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров