Операция «Эвакуация»: Московский завод № 230 Наркомата авиационной промышленности СССР — Казанский завод «Электроприбор»
Казанский завод «Электроприбор», первенец отечественного авиационного приборостроения, был основан в Москве распоряжением Управления Военно-воздушного флота от 4 июля 1917 года. Затем он был перенесен в Казань. Являясь ведущим заводом отрасли по выпуску и обеспечению самолетостроительных заводов приборами своего профиля, предприятие сделало весомый вклад в обеспечение победы в Великой Отечественной войне, за годы ее показав рост объема производства оборонной продукции в 3,5 раза. О том, как это было, в очередном материале приуроченного к Победе цикла статей газеты «Реальное время».
- Год основания: 1917
- Название до войны: Московский завод авиационных измерительных приборов (1 отделение)
- Название после эвакуации: Завод № 230
- Руководитель в военное время: Романов Николай Александрович (с 1940)
- Выпуск: электрические тахометры и термометры цилиндра, карбюратора, воздуха, масла, воды, газа, газоанализаторы
- Наши дни: Сегодня ОАО «Казанский завод «Электроприбор» — одно из ведущих предприятий авиастроительной отрасли России. Одним из основных направлений деятельности завода является производство различных систем и приборов для воздушных судов всех типов, спецтехники, агрегатов для газоперекачивающих станций, морской и бронетанковой техники, а также разработка изделий авиационного и промышленного назначения.
Казанский завод «Электроприбор», первенец отечественного авиационного приборостроения, был основан в Москве распоряжением Управления Военно-воздушного флота от 4 июля 1917 года №1071а/270797 на базе авиамастерских Центральной аэронавигационной станции, переведенных из Киева. Первоначальным названием завода было «Авиаприбор». Основой для завода послужили мастерские Центральной аэронавигационной станции, переведенные вместе с личным составом из Киева, которой руководил известный ученый Александр Александрович Фридман. Он и стал первым директором завода. Коллектив в тот период занимался в основном ремонтом и модернизацией зарубежных авиаприборов, кустарным изготовлением новых, выполнением заказов военных ведомств. С 1924 года завод начал серийно выпускать авиационные приборы собственной разработки — барометрические высотомеры, указатели скорости, тахометры, термометры, уклономеры, манометры для замера давления масла и бензина в авиадвигателях и др. В 1937 году завод включают в основную группу предприятий Наркомата оборонной промышленности и присваивают номер по государственному реестру — 230. Предприятие начинает специализироваться на выпуске приборов контроля моторной группы — тахометров и термометров.
На основании постановления правительства, в июле 1941 года издается приказ о временной отмене очередных отпусков рабочих и служащих. Повышаются требования к руководителям всех уровней за сдачу продукции для фронта. В каждом цехе ежедневно на доске показателей отмечается выполнение сменных заданий.
Принимаются меры по обеспечению противовоздушной обороны и противохимической защиты, организуется обучение военному делу. После работы сотни работников завода в составе команд противовоздушной и противопожарной защиты, санитарных отрядов несли дежурство на заводе и по месту жительства. Они сбрасывали зажигательные бомбы с крыш зданий, разбирали завалы от фугасных бомб, оказывали первую медицинскую помощь пострадавшим, тушили пожары. Десятки заводчан награждены медалью «За оборону Москвы». В их числе рабочие Д. Агальцов, М. Абакумова, Е. Борисова, Л. Локтионов, Д. Парамонов, техник В. Бронин, мастер С. Климов.
С началом Великой Отечественной войны все помыслы и дела работников завода, как и всех советских людей, были подчинены одной идее — «Все для фронта, все для победы!»
Первым приказом по заводу в первые дни войны был приказ об усилении дежурств в цехах, отделах, складах, об обеспечении сохранности государственного имущества, о всемерной экономии материалов и необходимости укрепления трудовой дисциплины. Руководство завода принимает энергичные меры для увеличения выпуска авиационных приборов. В первую очередь они были направлены на изыскание внутренних людских и материальных ресурсов.
Люди на заводе готовы были работать сутками, не выходя из цеха. Они трудились за себя и за тех, кто ушел на фронт в первые месяцы войны. Объем производства рос и в сентябре завод отправил заказчикам в 3,7 раза больше авиационных приборов, чем в среднем за один месяц в 1940 году. Это была первая трудовая победа коллектива завода, его вклад в борьбу с фашизмом.
По решению Госкомитета Обороны СССР Государственный союзный завод № 230 Наркомата авиационной промышленности СССР (впоследствии Казанский завод «Электроприбор») был эвакуирован из Москвы в сентябре-октябре 1941 года на территорию Казанского ветеринарного института.
Трудности организации эвакуации завода и восстановления его на новом месте легли прежде всего на плечи руководства завода, его директора Николая Александровича Романова.
Коренной москвич, он пришел на завод в 1918 году тринадцатилетним подростком. Начал работать учеником, затем слесарем-инструментальщиком. Окончив Московскую промакадемию, по направлению от завода работал заместителем, затем начальником инструментального цеха. С 1939 года более года проходил стажировку в США. С марта 1940 года был назначен директором завода. Сильный и волевой человек, он сумел сплотить вокруг себя коллектив в это трудное военное время. Коллективу завода в ограниченные сроки пришлось выполнить огромный объем работ по демонтажу оборудования, погрузке и отправке по железной дороге материальных ценностей и людей. Всего было отправлено в Казань 624 единицы технологического оборудования, детали и узлы незавершенного производства почти на 2 миллиона рублей, все запасы материалов, оснастки и инструментов. Выехали 1 369 работников завода, большинство из них с семьями, всего около 5 000 человек. В конце октября прекратили подачу железнодорожных вагонов, и часть имущества осталась в Москве. Из-за отсутствия железнодорожных вагонов сотни рабочих и десятки инженерно-технических работников не прибыли на новое место.
По прибытии в Казань специалисты дали заключение: площади института без перепланировки, усиления полов и межэтажных перекрытий не пригодны под промышленное производство. Кроме главного трехэтажного и одного двухэтажного кирпичных зданий, большинство строений были бревенчатые. Недостаточны мощности электро-, тепло-, водоснабжения и канализационной сети, нет помещений под склады, нет дорог на территории, негде размещать людей. Конец октября — холод, дождь, грязь… Новая база, новые проблемы.
А приказ наркома авиационной промышленности был кратким: восстановить завод в течение одного месяца. В условиях военного времени другим он и не мог быть. Авиационные приборы ждали крупные оборонные заводы и авиационные части. Восстановление производства требовало огромного напряжения сил и высокой организованности всего коллектива, энергичных и оперативных действий руководства завода, действенной помощи местных органов власти.
По решению исполкомов городского и районного Советов депутатов трудящихся в короткие сроки людей разместили в общежитиях пединститута и университета, многих подселили в порядке уплотнения к горожанам, часть временно проживала в фойе кинотеатра «Унион», позже кинотеатр «Родина», мечети по ул. Татарстан и в театре им. Г. Камала.
Начались работы по восстановлению завода. Наличный автогужевой транспорт и часть работников мобилизовали на вывоз с железнодорожной станции оборудования и других материальных ценностей. Отдел капитального строительства (начальник — Н. Ф. Пименов) возглавил строительные работы. Параллельно велся монтаж технологического оборудования. В последней декаде ноября 1941 года начал работать сборочный цех № 34 за счет запасов незавершенного производства. Затем приступили к работе механический, заготовительный и инструментальный цехи. К концу декабря встали в строй действующих все производственные цехи. В январе 1942 года завод уже выдал столько продукции, сколько на прежней базе в Москве. И с каждым месяцем объем производства рос, заказчики получали все больше заводской продукции. Однако предприятие работало еще не на полную мощность.
Основная причина была в необходимости выполнения большого объема капитальных строительно-монтажных работ, а также острый дефицит рабочей силы. Но к осени 1942 года основные работы были завершены: подготовлено 16 тысяч квадратных метров производственных площадей; проложено 600 погонных метров водопроводных и канализационных сетей; протянуто 5 километров высоковольтной электролинии от ТЭЦ до завода. Построены и сданы в эксплуатацию трансформаторная подстанция мощностью 880 Квт, котельная, холодильно-аммиачная камера, внутризаводская телефонная станция на 200 номеров, диспетчерский пульт на 40 номеров и другие объекты производственного и бытового назначения. Все это позволило обеспечить пуск всех производственных и вспомогательных цехов, организовать ремонтно-механический цех и термическую мастерскую, завершить оборудование контрольно-сдаточного цеха, центральной и холодильно-аммиачной лабораторий.
Кроме того, сразу по прибытии часть институтских помещений, в частности деревянные строения, стали реконструировать под жилье. Начали строить новые бревенчатые дома на заводской территории и рядом. К концу 1942 года завод уже имел 2 тысячи квадратных метров жилплощади. Всего, начав с нуля, к концу 1944 года завод имел около 3 000 квадратных метров жилфонда. Жилье было без коммунальных удобств, с коридорной системой, кухня на несколько семей, но жить в нем пока было можно. В этих домах и в общежитии проживали 600 работников завода, половина из них с семьями.
Почти весь объем строительно-монтажных работ был выполнен силами завода. Сотни рабочих и специалистов производственных цехов месяцами работали строителями и монтажниками, в то время как производство само остро нуждалось в рабочей силе. В ноябре 1941 года в сборочном цехе № 34 на отдельных участках работали лишь по 2-3 квалифицированных сборщика.
На новом месте в Казани руководство завода столкнулось с очень серьезной проблемой — нехваткой кадров. Многие из квалифицированных опытных рабочих, на которых до войны держалось производство, ушли на фронт, часть осталась в Москве.
С весны 1942 года среди некоторой части москвичей усиливалось стремление к реэвакуации, и некоторым удавалось выехать обратно в Москву. Поэтому руководству завода и подразделений постоянно приходилось заниматься приемом людей на работу и их обучением.
Основным источником пополнения рабочих кадров были подростки и женщины-домохозяйки. В короткие сроки отдел кадров принял десятки учащихся ремесленного училища № 4, женщин, сотни подростков. Но при приеме женщин возникли проблемы — не с кем было оставлять малолетних детей. Поэтому в начале 1942 года на заводской территории в бревенчатом доме открыли детский сад, к концу года его расширили до 228 мест и открыли еще ясли. Ясли и сад дали возможность сотням женщин влиться в трудовой коллектив завода.
Почти все вновь принятые не имели заводской профессии, и нужно было время, чтобы подготовить достаточно профессиональную смену сборщиков, станочников, слесарей. Но этого времени не было. И начальники цехов совместно с отделом кадров организовали обучение учеников непосредственно на рабочих местах, привлекая для этого мастеров и квалифицированных рабочих. Первые итоги подготовки рабочих кадров и повышения их квалификации в военное время подвела заводская конференция в сентябре 1942 года. К этому времени было подготовлено 549 рабочих. На заводе был открыт филиал школы ФЗО № 27, возглавляемый мастером Б. И. Малеевым. Всего за период с 1942 по 1945 гг. было подготовлено 2 000 новых рабочих.
В труде и учебе мужала и повышала свое мастерство молодежь. Многие пришли на завод 14-17-летними подростками, встали на трудовую вахту вместо старших братьев и отцов, ушедших на фронт. Они в короткие сроки овладели избранной профессией, работали самоотверженно и постепенно становились ударниками и стахановцами. Именно из таких подростков состояла бригада мастера сборочного цеха 34 И. М. Кошлева. В начале 1942 года подросток Леша Царев по совету старшего брата, ушедшего на фронт, поступил на завод. В механическом цехе № 3 он быстро освоил профессию токаря, вскоре стал ударником и затем стахановцем. Через два года возглавил фронтовую бригаду токарей. Он успешно учился в вечерней школе, принимал активное участие в работе комсомольской организации цеха и в заводской многотиражной газете «Стахановец». В одном из своих стихотворений, опубликованном в газете, Алексей писал: «Нашей армии, родной и славной, в годовщину пламенный привет! Пусть живет и здравствует, родная, на дела решающих побед!»
Сотни подростков пошли работать, бросив школу. Многие из них страстно желали продолжить учебу. Партбюро и комитет ВЛКСМ добились в 1943 году открытия на заводе вечерней школы рабочей молодежи. Трудно было работать и учиться. Работали подростки наравне с взрослыми, часто недосыпая. Но велико у них было стремление наверстать упущенное. Впоследствии молодые рабочие, пришедшие на завод в военное время, составили костяк рабочего коллектива. Десятки из них без отрыва от производства продолжали свое образование и успешно окончили вечерние школы, техникумы и вузы. Именно они затем стали рабочими высокой квалификации, грамотными специалистами и умелыми организаторами производства.
Наряду с вопросами восстановления производства и расселения заводчан нужно было решать и другие вопросы улучшения их труда и быта. На заводе организовали душевую комнату, санпропускник и прачечную, открыли сапожную и пошивочную мастерские, парикмахерскую. Еще в октябре 1941 года организовали заводскую столовую на 200 посадочных мест, затем ее расширили до 300 мест. Завтраки и обеды отпускались за счет продкарточек. Этого было недостаточно. Нужно было изыскать дополнительные источники получения продуктов питания.
В этих целях, согласно постановлению Госкомитета обороны и приказа наркома, в марте 1942 года на заводе создается отдел рабочего снабжения. Отделу передали заводскую столовую, продовольственный и промтоварный магазины горторготдела и овощеживотноводческий совхоз треста № 1 пригородного хозяйства. Совхоз имел 303 га пашни, 38 коров, 90 свиней, 57 лошадей, 4 колесных трактора, животноводческие и подсобные помещения и сооружения. Профком добился выделения 17 га земли у деревни Кокушкино под индивидуальные огороды и посадку картофеля. Огородничеством стали заниматься около 900 человек. Так возникло подсобное хозяйство, которое позволило организовать улучшенное питание стахановцев, выдавать молоко работникам с вредными условиями труда, а также улучшить питание детей в саду и яслях.
Не менее сложной была проблема обеспечения завода и его работников топливом. В связи с временной потерей Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов в стране резко ухудшилось снабжение каменным углем. В наших условиях уголь можно было заменить дровами и торфом. На заводе создали лесотопливный отдел с лесозаготовительным участком. Только в 1942 году ЛТО организовал заготовку 13 тысяч кубометров дров, а затем ежегодно заготавливал по 20 тысяч. Но как доставить дрова на завод? Ведь он имел ограниченное количество транспорта: 3 автомашины и несколько лошадей. Бензина тоже давали ограниченно. Вынуждены были проложить 900 метров трамвайных путей от конечной остановки на Арском поле до завода. На трамвайных вагонах-платформах в основном в ночное время вывозили дрова и другие грузы с железнодорожной станции и речного порта.
Тяжелое военное время, но жизнь брала свое, и вскоре в бывшем актовом зале начали демонстрировать кинофильмы. Здесь же при активном участии комсомольцев и профкома заработали кружки художественной самодеятельности. Стали устраивать концерты и вечера молодежи. Члены кружков художественной самодеятельности принимали участие в районных и городских смотрах, выступали с концертами в подшефных госпитале и колхозе. Футбольные и волейбольные команды завода также участвовали в соревнованиях в районе и в городе.
Основным производственным профилем завода являлся выпуск электрических авиационных приборов винтомоторной группы: электрических тахометров, газоанализаторов, электрических термометров по измерению температуры цилиндра, масла, воды, воздуха и карбюратора и т. д. Производились на заводе также приборы для морских судов, танков и артиллерии.
Завод работал трудно, с перебоями, тяжело обустраиваясь на неприспособленных площадях ветеринарного института, что приводило к хроническому недовыполнению плана. В связи с этим профсоюзным комитетом было развернуто социалистическое соревнование. Стали популярны боевые задания. Они в полтора раза как минимум и более превышали нормы выработки. Завод из месяца в месяц увеличивал объем производства. За 1942 год завод выпустил почти в 1,5 раза больше авиаприборов, чем в 1941 году. Проведенная организаторская работа, самоотверженный труд и трудовая инициатива всех работников завода дали положительные результаты. Годовой объем производства оборонной продукции за 1943 г. составил 263,2 процента к объему 1940 года.
Удельный вес новых и модернизированных приборов составил 23,8 процента, тогда как в предыдущем году всего лишь 1,6 процента. Повысилось качество выпускаемых приборов. В сентябре–декабре 1943 года коллектив завода ежемесячно завоевывал второе место в социалистическом соревновании по отрасли. Отчетные документы и ведомости производства оборонной продукции позволяют констатировать, что завод № 230, являясь ведущим заводом отрасли по выпуску и обеспечению самолетостроительных заводов приборами своего профиля, сделал весомый вклад в обеспечение победы в Великой Отечественной войне, за годы ее показав рост объема производства оборонной продукции в 3,5 раза.
Продолжение следует
На постере — здание завода № 2З0. 1942 г. Фото из архива Казанского завода «Электроприбор»
Часть 5. Операция «Эвакуация»: Воронежский моторостроительный завод № 16 — ОАО «КМПО»
Часть 4. Операция «Эвакуация»: Ленинградский авиационный завод № 387 — КВЗ
Часть 3. Операция «Эвакуация»: Московский завод №22 — КАПО им. Горбунова
Часть 2. Операция «Эвакуация»: подвиг татарстанских гвардейцев тыла
Часть 1. Операция «Эвакуация»: как спасали промышленность СССР в первые месяцы войны
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.