Носители «запретных» имен: «Когда родители называли меня, они даже не знали, что это какая-то аббревиатура»
«Реальное время» узнало мнение Ренатов, Ринатов, Ленаров, Рамилей о предложении депутатов ввести ограничения на них
Вместе с Тугарином под запрет может попасть Ренат?
Рабочая группа при комитете по госстроительству и законодательству в Госдуме РФ обсудила новые правила присвоения имен и фамилий. По данным «Известий», поводом стал законопроект сенатора Валентины Петренко, который предлагает запретить употребление в именах цифровых и буквенных обозначений, числительных, символов или их любых комбинаций, аббревиатур, ненормативной лексики, указаний на ранги или должности. В январе профильный комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении. Планируется, что на пленарном заседании Госдумы РФ его рассмотрят до конца февраля.
Законопроект имеет цель защитить детей от чрезмерного креатива родителей: за последние годы родителям удалось зарегистрировать детей под именами Шерлок Тугарин, Джан Данко, Князь, Медмия (в честь Дмитрия Медведева) и т.д. Однако он может получить неожиданно негативные последствия для жителей Татарстана. Дело в том, что в советские годы татары очень часто в качестве имен брали красивые новоделы, которые могли быть образованы, например, из названий химических элементов или из тех же аббревиатур. Так, потенциально под угрозой Ренат (революция, наука, труд). Кроме того, под запрет гипотетически могут попасть образованные по тому же принципу Дамир (Да здравствует мировая революция), Ленар (ленинская армия), Лениза (ленинские заветы), Рамиль (рабочая милиция), Эльмира (электрификация мира). Правда, стоит отметить, что многие из этих имен имеют схожие иноязычные варианты.
В татарских семьях, наряду с древними именами, до сих пор популярны красивые новоделы, которые не несут особого смысла и которые можно обнаружить даже среди самых популярных. Так, в 2016 году в Казани девочкам чаще всего давали имена: Амина, Ясмина, София, Алиса, Виктория, Арина, Ралина, Дарина, Эмилия, Елизавета, Милана, Асель, Зарина, Марьям, Анна, Диана, Риана, Амелия, Валерия, Варвара. А для мальчиков чаще всего выбирали имена: Карим, Амир, Тимур, Артем, Камиль, Марк, Егор, Булат, Даниил, Ярослав, Александр, Кирилл, Матвей, Роман, Самир, Аскар, Глеб, Данил, Даниэль, Дмитрий.
Дамиры, Ренаты, Рамили в последние годы выпали из «именной» моды. Тем не менее в Татарстане и Башкортостане эти имена достаточно распространенные и считаются национальными, с советскими идеалами уже не ассоциируются.
«Во Владимирской области в семье из Средней Азии назвали сына Путин. С этим как быть?»
Мы попросили обладателей потенциально «запретных» имен и их иноязычных вариаций рассказать, как они относятся к инициативе Госдумы РФ.
-
-
Ринат Билалов заместитель генерального директора АО «Татспиртпром» по информационной политике
-
Мое мнение таково: здесь создается проблема совершенно на ровном месте. Если люди и дают какие-то странные имена, то это единичные случаи. Принципиально нового здесь ничего нет — в 60—70-е годы у нас в Татарстане называли людей КамАЗ, Моряк и т.д. Что считать «неправильными» именами? Каковы критерии? Кто и на основании чего будет определять «неправильность» имен? В том числе национальных?
Недавно во Владимирской области в семье, приехавшей из Средней Азии, назвали сына Путин. С этим как быть? Подпадает ли это под действие поправок в Семейный кодекс? Если их примут, конечно, в чем я сомневаюсь. Это не та тема, которой сейчас должна заниматься Госдума.
Когда родители давали мне имя, они совершенно не имели в виду, что это какая-то аббревиатура, и даже не знали об этом, я специально спрашивал. В 70-е это было вполне устоявшееся татарское имя, причем в двух версиях: Ринат и Ренат. К сожалению, люди довольно часто путают и называют меня Ренатом, мне приходится все время их поправлять.
Меня больше беспокоит другое: сегодня в документах нет нормальной транскрипции татарских имен. Недавно я получал паспорт, интересовался, могут ли мне его выдать с татарстанским вкладышем, где будет на татарском языке продублировано мое отчество в татарской версии. Мне отказали, мол, такие паспорта уже не печатают. Получается, человека зовут, например, Жамиль, а в паспорте ему пишут — Замиль, или вместо Илдар — Ильдар, и всю жизнь потом идет путаница сначала у него, а потом и у детей в отчествах. Вот с этим стоило бы разобраться.
-
-
-
Ленар Мифтахов главный редактор «Хорошей газеты Елабуги»
-
Я люблю традиционные татарские имена, и если честно, то не в восторге от своего имени: во-первых — это аббревиатура, которая звучит как кличка, во-вторых, мне не нравится смысл этой аббревиатуры. Но я не собираюсь его менять, поскольку это имя дал мне отец, из самых лучших побуждений.
Наречение имени ребенку — это право отца, которое накладывает и определенные обязанности: имя должно нести красивый смысл. Я прислушивался к мнению своей жены, родственников и друзей, когда подбирал имена своим детям — это очень ответственный шаг. У них традиционные татарские имена, которые получили широкое распространение у нашего народа до революции. Сыну уже 16 лет, и когда я его спросил, доволен ли он своим именем, он ответил: «Рәхмәт, әти».
Наверное, это неправильно — называть детей аббревиатурными и какими-то нетрадиционными именами. Но государство не имеет права вмешиваться в имянаречение. Только родители несут ответственность перед ребенком и обществом за свое имятворчество. При этом я сожалею, что у татар традиционных имен практически не осталось, в советский период прошла третья за последние 300 лет волна замены имен.
Надеюсь, что если законопроект примут, то, по крайней мере, не станут принуждать к смене имен тех, кто уже наречен «неправильными» именами. Хотя у нас в стране все возможно.
-
-
-
Ренат Миназов директор сети медучреждений «Клиника Инсайт»
-
Мне кажется, нашим депутатам абсолютно нечем заняться, если они вносят подобные поправки. Если уж заниматься семьями, то нужно браться совсем за другие дела. Я представляю клинику в том числе по вопросам душевного здоровья, которое, как известно, напрямую связано с семейным благополучием. Здесь важно поднимать вопросы ценностей, ответственности в семье. Говоря же об имени Ренат, могу сказать, что с ним я себя ощущаю замечательно. Мне даже кажется, что оно мне помогает в работе и жизни. Я искренне верю, что имя накладывает определенный отпечаток на личность — как корабль назовешь, так он и поплывет. Сколько я знаю людей с именем Ренат — это достаточно активные, предприимчивые люди. И если мы сейчас станем персонами нон грата для нашего правительства, ну, будет как минимум грустно. Я не перестаю удивляться нашим народным избранникам. Мне кажется, им просто делать нечего, и они занимаются показухой, чтобы продемонстрировать, что они что-то делают. Будучи в здравом уме, я бы с подобной инициативой даже не вышел.
-
-
-
Ренат Хикматов к.э.н., доцент, проректор по кадрам Института экономики, управления и права
-
Я считаю, нашим народным избранникам нужно копнуть глубже, потому что Ренат — это не только аббревиатура: «революция, наука, труд», это еще и латинское имя «Renatus», что исконно переводилось как «вновь рожденный человек», который всегда, как птица Феникс, преобразуется и начинает новый проект. Надо немного покопаться в истории и этимологии имен. Мне кажется, все-таки нашим народным избранникам надо заниматься более насущными проблемами, которых в нашей стране, мягко говоря, очень много. Имя мне по жизни очень помогает, потому что, когда ты знаешь этимологию своего имени, ты понимаешь, что многое в судьбе связано с именем. Когда ты какой-то проект начинаешь, потом понимаешь, что, если что-то не получается, лучше его забросить и начать новый, чем тормозить. А нашим депутатам все-таки хочется посоветовать, чтобы они нас радовали какими-то хорошими, прорывными законопроектами, которые помогают жителям и стране двигаться вперед, а не тормозить. Пользы это никакой не принесет. Ну что, неужели сейчас кто-то из-за этого закона будет менять свои имена на другие?! Ну это же абсурд какой-то!
-
-
-
Ренат Халиуллин коммерческий директор Агентства по интеллектуальной собственности «Таумарк»
-
Только что по радио об этом слушал. Дело в том, что, во-первых, авторы поправок в первую очередь говорят о том, чтобы не давать детям имена, связанные с числами, или какие-то непонятные. Во-вторых, имя Ренат итальянского происхождения — это у него второе значение «революция, наука и техника». Потому что я этимологию своего имени разбирал, смотрел — имя Ренат запретить никак не могут. А вот имена, связанные с цифрами, потому что уже были попытки родителей называть своих детей какими-то цифровыми кодами… Этот законопроект направлен именно на это — чтобы не давать детям такие имена. Поэтому я уверен, что имени Ренат, хотя оно и есть в списке, этот проект не коснется. Они же не могут мне сейчас законодательно приказать, чтобы я отказался от своего имени — это глупо.
-
-
-
Рамиль Хайруллин региональный представитель Федерации автовладельцев России
-
Да, я слышал про Рената, а Рамиль как попал? Я даже не знал, что у меня имя аббревиатурное, ужас. Да ну, бредятина, я думаю. Ну как можно имена запрещать?! Ну мало ли, от чего они образовались, какая разница? Причем я впервые слышу, что мое имя от чего-то образовалось. Я думал, это обычное татарское имя, которое корнями глубоко уходит в татарскую историю. Про Владлена я знал, что это Владимир Ленин, про Ленара знал — ленинская армия. А про Рамиля от вас услышал. И если все это запретят, мы что, будем безымянные ходить? Если так подумать, у нас почти у всех такие имена, у тех, кто родился в Советском Союзе, какие-то производные. И как можно имя поменять? Это же не фамилия!
-
-
-
Линар Якупов советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами
-
У депутатов, наверное, есть более актуальные проблемы, которыми нужно заниматься, нежели решать вопрос присвоения имен. Мне кажется, это личное дело каждого. Было революционное время, когда давали эти аббревиатурные имена. У меня имя тоже вроде похоже на такое, хотя пишется Линар, а не Ленар, как «ленинская армия», но, наверное, какое-то производное от этого. Но нар, нур — это Линур, в принципе, с этой точки зрения должно быть — «к свету» переводится с арабского языка. Да, действительно, аббревиатурными именами у нас много называли в советские годы. Кстати, это интересный факт — русские себя так практически не называли. Это какой-то феномен у татар. У нас еще есть Рафаэль, Альберт, то есть какое-то увлечение немецкими именами. Каждый родитель вправе сам выбирать, как своих детей называть. А так, наверное, есть более серьезные вопросы, которыми могли бы наши законодатели заниматься. Я не считаю, что это такой уж актуальный вопрос. Мусульмане сейчас дают все больше мусульманские имена, православные — православные. Это просто кто-то не знает, чем заняться.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.