«Всем пить квас»: торговцев оставили без права на торговлю лимонадом и пригрозили изымать генераторы

Роковые ошибки в дроблении конкурсных лотов на приобретение права размещать сезонные торговые «точки» в городских парках и скверах обнаружили казанские предприниматели на рабочей встрече с замруководителя исполкома по экономическому развитию Иваном Кузнецовым. Из обновленной палитры торговых профилей организаторы нечаянно удалили такую расхожую позицию, как «продажа прохладительных напитков», заменив ее на «квас», а фудтраки с разным меню объединили в одной конкурсной позиции. Обескураженный подменами, Иван Кузнецов пообещал быстро внести исправления — кстати, осталось меньше недели до выхода постановления исполкома о начале торгов. Подробнее — в материале «Реального времени».

«Сезоннную» торговлю послали в парк

В начале марта стартуют очередные торги на приобретение права открыть летние торговые точки в Казани. Накануне объявления аукционов заместитель руководителя исполкома Казани Иван Кузнецов встретился с будущими участниками, которым предстоит побороться за торговые места. Прежде всего, он сообщил, что в предварительной карте их дислокации под сезонную торговлю отводится 628 санкционированных мест, которые дифференцированы по 21 профилю, то есть каждая точка наделяется совершенно конкретным видом торговли: например, только мороженое, продажа цветов, бахчевых — и ничего больше в ассортименте продавца быть не должно.

Однако в первую очередь городские власти выставят на аукционы торговые места в парках и скверах — всего 127 точек. Это абсолютно новые точки продаж, которые заметно расширят географию уличной торговли, а вместе с тем и доходы в бюджет города. Ожидается, что по итогам летнего сезона Казань заработает почти 20 млн рублей, тогда как в 2014 году, когда городские власти взялись за уничтожение несанкционированной торговли, доход составил лишь 3,3 млн рублей.

Зонтик с двумя стульями гордо назывался летним кафе

«В 2014 году сезонная торговля представляла собой стихийные места с очагами антисанитарии, а зонтик с двумя стульями гордо назывался летним кафе, — с ехидством вспомнил замруководителя исполкома по экономическому развитию Иван Кузнецов за круглым столом с предпринимателями. — Когда мы начинали, меня предупреждали, что уличные предприниматели работают по своим правилам и никакие другие нормы не примут». «Работать по-старинке уже не получится — все больше предпринимателей приходят к нам и интересуются, как принять участие в торгах, — заметил он. — Особенно меня удивили торговцы овощами и фруктами: все лоты под них уходили с торгов как горячие пирожки».

С тех пор маховик торгов по продаже уже санкционированных торговых мест работает без сбоев. В 2015 году казна получила от продажи аренды сезонных точек свыше 8 млн рублей, а в 2016 году — 17 млн рублей, привел данные Иван Кузнецов. По его словам, рост доходов сопровождается расширением границ уличной торговли: если прежде было 327 точек, то теперь вдвое больше. Причем, постоянно обновляющаяся схема «пишется» «под диктовку» коммерсантов.

«Мы же по вашим предложениям готовим точки для размещения торговли», — сказал Кузнецов. Но и здесь не всегда получается удачно. «В этом году мы выставили 12 лотов на проект спортинвентаря, но интерес был проявлен только к одному из них», — посетовал глава комитета потребительского рынка Руслан Зайнетдинов. — Пожалуйста, следите за извещениями».

Без генераторов, но с рейдерами

— Каждый день «сезонщика» на вес золота, и мы это хорошо понимаем, — предварил разговор о грядущих переменах Иван Кузнецов. — Раньше нас критиковали за позднее начало проведения торгов, поэтому в этом году мы решили подготовиться заблаговременно, — обрадовал он бизнесменов. — Но есть три сложных вопроса, которые заставляют изменить сложившиеся правила торгов. Во-первых, рейдеры, которые «заходят» на торги и взвинчивают цены до небес, после чего бросают объект на произвол. «Конечно, у нас есть реестр недобросовестных участников, но правовые механизмы не позволяют нам ограничивать их в участии», — признал он, давая понять, что и в этом году может повториться беспрецедентная история с продажей точки на улице Баумана. Тогда неизвестное ООО «Бастион», играя на повышение цены, подняло стоимость аренды до 300 тысяч рублей, но не стало вести здесь бизнес. Торговая точка осталась пустовать, не принеся казне ожидаемого дохода. Чтобы избежать провальных торгов, городские власти решили поднять залоговую сумму для участия в торгах. «Во-вторых, мы поднимает обеспечение с 50% до 100% от стоимости лота, но не менее 50 тысяч рублей», — сообщил Кузнецов. Проигравшие смогут вернуть сумму в короткий срок.

В-третьих, городскими властями разработаны ускоренные режимы для подключения к сетям электроснабжения, которые займут не более двух-трех недель. «Все торговые точки в парках имеют выделенные точки для подключения к электричеству, — объявил он. — Если прежде вы работали с помощью генераторов, то теперь это запрещено. Торговать с генераторами больше не получится — будем их изымать!», — всерьез пригрозил Кузнецов.

«Хорошо, в парках все места оснащены точками подключения к сетям, в других местах города нет технической возможности, — возразил предприниматель Константин Синявин. — Здесь вы тоже будете отбирать генераторы», — спросил он у Кузнецова.

«Ну давайте, конкретно! Назовите конкретный адрес», — попросил в ответ он. Выяснилось, что место находится не где-то на краю города, а прямо в историческом центре, на улице Марджани.

Форма «одежды» — свободная

Зато будут даны послабления к внешнему виду торговой точки. «Сезонная торговля — рискованная и сильно зависит от погоды — дождь или солнце — все, — заметил Иван Кузнецов. — Поэтому в этом году мы не будем обременять вас особыми требованиями к дизайну. В конкурсной документации все прописано: если указано, что оформление по типовому проекту, то соблюдайте пункты договора, и никто из чиновников не сможет выйти к вам с претензиями. Но надеюсь, выставлять зонтики с двумя стульями и наливать кофе из старого термоса никто не станет», — как бы попросил он взамен.

Казалось бы, накануне предстоящих торгов Иван Кузнецов раскрыл все карты перед малым бизнесом.

Игры в комбинаторику

Между тем нескольких предпринимателей не устроили критерии консолидации лотов, которые наверняка, изменят их виды на торги. Предприниматель Константин Синявин, претендующий на участие в парковых торгах, обнаружил подмену в классификации одного из самых распространенных профилей: если раньше в одну категорию входили продажа мороженого, сладостей и прохладительных напитков, то теперь последнее исключили. Точнее, заменили на квас, чтобы собрать продавцов напитков в одну конкурентную позицию.

— Что, воды совсем не будет? — злобно спросил он. — Почему отдельно мороженое, а отдельно квас? Мы что будем один квас пить?

Глава комитета потребрынка Руслан Зайнетдинов попытался объяснить конфуз тем, что производители напитков должны конкурировать между собой, и ради этого ввели отдельный профиль «квас» по просьбе компании «Вятский квас». Но почему при дроблении профилей исчезли напитки — осталось неясно. Обескураженный Кузнецов согласился, что нужно все исправлять. Иначе горожане в парках останутся без воды. «Данное ограничение, как оказалось, получило другую сторону. Я себе этот вопрос пометил, разберемся», — пообещал он.

Предприниматель Римма Гайнутдинова, занимающаяся фудтраками, увидела обратную ошибку. Она как раз считает, что их нужно «дробить», так как операторы мобильной торговли отличаются друг от друга ассортиментом, а значит и величиной бизнеса. «Мобильный объект мобильному объекту — рознь. Мы отличаемся и по размеру, и по формату торговли. Мне кажется не совсем справедливо, подводить всех под одну гребенку. Большой фудтрак с большим оборотом и высоким средним чеком и маленькая кофейня находятся в разных условиях. Пожалуйста, учтите эти моменты при торгах», — попросила она. Кузнецов, согласился их развести по разные стороны, чтобы между ними была честная конкуренция, наверное, для того, чтобы в одном парке не собрались только продавцы кур-гриль. Этот же принцип будет работать для операторов вендинга. А предприниматели аттракционов получили обещание разобраться, можно ли будет их перевести на долгосрочные договоры вместо пятимесячного срока. «Я хотела бы на три года, — предложила предприниматель Габбасова. — Вот разберу конструкцию аттракциона и куда девать?».

Вместе с тем предпринимателей беспокоили и вопросы сохранности имущества в парках. «В последнее время нас сильно сократили, поэтому наших сил не хватит», — ответил представитель МВД.

Для исправления ошибок остается немного времени. Ожидается, что постановление о запуске торгов должно выйти 12 февраля, после чего через 20 дней власти смогут объявить электронные торги.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров