Ильдар Халиков: «Роста доллара в 2 раза я не ожидал, точно скажу»

В Татарстане около 32 тысяч человек работают в режиме неполной недели с риском увольнения

С начала года в Татарстане на 22% выросли объемы задержанной заработной платы, и на 15% подросла безработица. Власти признают, что из-за снижения реальной заработной платы, которая уменьшилась впервые за много лет, приравнять минимальные зарплаты в Татарстане к прожиточному минимуму не выйдет. Напротив, этот разрыв растет и по итогам года составит 20%. Об этом и не только речь шла накануне в ходе встречи премьер-министра РТ Ильдара Халикова с профсоюзным активом Татарстана.

Зарплаты не растут, а разрыв между «минималкой» и прожиточным минимумом увеличивается

По советской традиции накануне Международного дня трудящихся власти республики встретились с профсоюзными боссами, которые транслировали чаяния трудовых коллективов. Понятно, что самой животрепещущей темой для пролетариата является зарплата.

Так вот с ноября прошлого года в Татарстане прекратился рост реальной заработной платы, констатировала премьеру Ильдару Халикову председатель Федерации профсоюзов РТ Татьяна Водопьянова.

Виной тому, по ее словам, снижение покупательной способности и производственных показателей в республике. Таким образом, у республики не получается приравнять минимальную зарплату к прожиточному минимуму, признала Водопьянова. «Напротив, по прогнозам по итогам года мы отдалимся от прожиточного минимума более чем на 20%», — говорит она. Напомним, в четвертом квартале прошлого года прожиточный минимум для трудового населения в республике был утвержден в размере 7 473 рублей, а минимальная зарплата — 6 420 рублей для организаций внебюджетной сферы и 5 554 рублей в месяц для бюджетников. По данным главы федерации, в Татарстане более 18% граждан, или 249 тысяч человек, имели заработную плату ниже минимального потребительского бюджета.

Татьяна Водопьянова: «С долгами по заработной плате тенденцию мы видим: первый квартал дал повышение где-то на 22%, в реальности — более 58 млн рублей, и это только официальные цифры»


Долги по зарплате выросли до 58 миллионов

Ухудшается и ситуация со своевременной оплатой труда. «С долгами по заработной плате тенденцию мы видим: первый квартал дал повышение где-то на 22%, в реальности — более 58 млн рублей, и это только официальные цифры», — доложила Водопьянова. Как позже пояснила «Реальному времени» министр труда, занятости и соцзащиты РТ Эльмира Зарипова, с января по апрель общая сумма долга выросла с 47,8 до 58,3 млн рублей.

Однако, по ее данным, в апреле прошлого года сумма долга и вовсе превышала 100 млн. Основными неплательщиками по традиции являются предприятия-банкроты, такие как «Камгэсстрой» (в конце 2014 года сообщалось о его долге в 37 млн рублей), авиакомпания «Татарстан». Зарплату вовремя не получили 436 человек, сообщила министр.

«Эти процессы носят долгосрочный характер»

Халиков отрицать проблемы не стал. «Роста доллара в 2 раза я не ожидал, это я вам точно скажу. Да и инфляцию на некоторых пиках до 14-16%. Но это та реальность, в которой нужно работать. Беспокоит то, что, по мнению многих экономистов, эти процессы носят долгосрочный характер. Несмотря на это, мы видим, что структура экономики Республики Татарстан и управленческие механизмы позволяют нам минимизировать возможные отрицательные последствия для большинства отраслей», — попытался подсластить пилюлю премьер.

Так, замедлились темпы роста в строительстве, объем работ в первом квартале года составляет 87,9% от уровня прошлого года. На 15,1% снизился оборот розничной торговли, инфляция в Татарстане за первый квартал составила 105,9%, инфляция на потребительском рынке — 109,2%.

«Это какая-то «полубезработица»

«Реальная заработная плата, к сожалению, в январе-феврале составила 96,7% к аналогичному периоду 2014 года. Впервые за очень долгое время (за исключением короткого периода кризиса 2008-2009 гг.) мы произносим такую фразу. Больше всего беспокоит сама негативная тенденция», — говорит Халиков. В сравнении с началом года рост числа безработных составил 15% (или 2,3 тысячи человек). Таким образом, безработица Татарстане составляет 0,85%. «Для большинства экономистов даже этот уровень ниже эффективного», — подчеркнул глава правительства. По данным минтруда, официально зарегистрированы в службе занятости более 18 тыс. человек.

«Здесь есть много и тех факторов, которые скрыты: временная занятость, неполная рабочая неделя. Это какая-то «полубезработица», — считает министр. Он призвал предприятия не скрывать число сокращенных или переведенных на неполную ставку сотрудников, поскольку это мешает адекватно оценивать ситуацию и оказывать соответствующую поддержку. «На сегодняшний день около 32 тысяч человек по инициативе работодателя находятся в режиме неполной рабочей недели, они под риском увольнения», — говорит премьер. Он напомнил, что в целях сохранения рабочих мест Татарстан принял программу по снижению напряженности на рынке труда с объемом финансирования 1,1 млрд рублей, из них 936 млн — софинансирование федерального центра.

Основную долю безработных дает торговля (около 22%) и обрабатывающее производство и машиностроение (около 18%), доложила Зарипова. По ее словам, в Татарстане 33 предприятия платят сотрудникам зарплату ниже прожиточного минимума. «Надо говорить: целых 33», — поправил Халиков, несмотря на то, что за последние годы число таких предприятий существенно сократилось.

Сельхозярмарки как источник убытков АПК

Когда от докладов перешли к вопросам и ответам, проблема зарплат снова вышла на первое место. В записках, переданных Халикову, люди спрашивали, почему зарплата не индексируется на размер инфляции. Премьер пояснил, что инфляция скачет каждый месяц, но ежемесячная индексация зарплат невозможна: «Из-за того, что какой-то месяц она подпрыгнула, зарплата меняться не будет». Было много и вопросов по ЖКХ — когда появится водоснабжение и канализация в частных домах, извечный вопрос благоустройства казанских дворов и прочее, — на которые премьер ожидаемо не смог дать конкретных ответов.

Профсоюз АПК поднял вопрос сельхозярмарок, которые убыточны для сельчан. «Как же так — за счет своего убытка помогаем городам», — говорилось в записке. Халиков напомнил, что «мы все живем в одной республике» и часто средства, которые зарабатываются крупными городами и предприятиями, идут в районы. Кроме того, с этого года правительство готово компенсировать затраты сельчан на проезд в город. «Весь убыток от сельхозярмарок не превысит 5% от общего объема поддержки села», — пообещал он.

«Лечение» за 700 рублей

Жаловались работники предприятий и на санаторно-курортное лечение. Правда, не обошлось без перепалок. «Минуточку!» — вскочила с места автор вопроса, когда Халиков его зачитал и готов был дать слово министерствам. «Что значит, минуточку, вы задали вопрос — мы отвечаем», — возмутился премьер. «Вы меня неправильно поняли. Заключили договоры с санаториями, где проживание, лечение и еда за 700 рублей в сутки. Какое может быть лечение за 700 рублей?» — возмутилась непредставившаяся женщина. Зарипова ответила, что в рамках закона о системе госзакупок выигрывает тот заявитель, который предложил самую низкую цену. «Ну не до такой же степени, за 700 рублей что можно сделать?», — закричали из зала. «Мы не принять в обход федерального законодательства не можем», — настаивала министр.

«Я понял проблему, она возникает часто и в других областях. Так можно, как в знаменитом анекдоте, и до мышей дойти», — вмешался Халиков, пообещав найти решение. Благодарный зал зааплодировал. «Может, нам сделать наоборот — устроить аукцион на ту сумму, которая предусмотрена в бюджете, и выбрать тех, кто предлагает комфорт, качество, питание», — рассуждал глава правительства.

«Закон испортил нам праздник»

Под занавес дискуссии поднялась тема митингов: один из участников пригласил Халикова на первомайскую демонстрацию. «Мы в течение последних трех лет вынуждены отказаться от шествия первого мая в силу принятого закона, который не разрешает ближе 50 метров проходить мимо правительственных и государственных зданий. А весь центр у нас связан с такими зданиями», — воспользовалась случаем и пожаловалась Водопьянова. Напомним, что этот закон о митингах не первый год пытается оспорить фракция КПРФ в Госсовете, однако ее попытки ни разу не увенчались успехом. «Сегодня мы вынуждены перейти только на площадку, где можно провести митинг. И то, что мы не смогли внести изменений в этот закон, хотя инициировали их, испортило нам праздник», — заявила глава профсоюзов. Ее жалоба оказалась единственной из всех высказанных на мероприятии, которую премьер оставил совсем без ответа.

Фото и видео: prav.tatarstan.ru

Дина Валиуллина

Новости партнеров